+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Кому на самом деле придется больше платить в 2017 году? Изменения в части оплаты труда

30 декабря, 2016 Информационные письма

Новости о повышении минимальной заработной платы в прессе вызвали настоящий резонанс. Так, начиная с 2017 года, минимальная заработная плата составит 3 200 грн1 (против сегодняшних 1 600 грн), что, на первый взгляд, является позитивным изменением для работающих граждан. Однако не все так прозрачно, как кажется сначала. Кто же реально будет платить за «инициативу» законодателя повысить уровень жизни украинского народа?

Так, 27 декабря 2016 года Президент Украины подписал Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины № 1774-VIII от 06 декабря 2016 года (далее – «Закон»). Данный Закон, среди прочего, вносит изменения в части определения минимальной заработной платы, системы оплаты труда, материального обеспечения отдельных слоев населения. Рассмотрим, что же меняется.

Сегодня в соответствии со ст. 95 Кодекса законов о труде Украины (далее – «КЗоТ») под минимальной заработной платой понимается законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную (почасовую) норму труда. Согласно действующей ст. 96 КЗоТ формирование тарифной сетки (схемы должностных окладов) привязано к установленному размеру минимальной заработной платы.

Таким образом, сейчас должностной оклад работника не может быть ниже размера минимальной заработной платы (сегодня 1 600 грн). Начиная с 2017 года размер минимальной заработной платы составит 3 200 грн, и если бы не изменения, которые были внесены Законом, то получалось бы, что минимальный должностной оклад работника (государственного или частного сектора) был бы не ниже 3 200 грн. Однако не тут то было.

Начиная с 2017 года вышеуказанные ст. 95 и ст. 96 КЗоТ изложены в новой редакции. Так, с 2017 года минимальная заработная плата определяется как установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Как видим, теперь для определения размера минимальной заработной платы не берется за основу простой, неквалифицированный труд. Почему? Потому что теперь тарифная сетка (схемы должностных окладов), которая является базой для формирования и дифференциации размеров заработной платы, не имеют привязки к размеру минимальной заработной платы. Отныне ст. 96 КЗоТ, которая определяет систему оплаты труда, устанавливает, что минимальные должностные оклады работников (и тут уточнение – тех, которые финансируются из бюджета) не могут быть меньше прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января календарного года. С 2017 года минимальный прожиточный минимум для трудоспособных лиц составит 1 600 грн2. То есть с 2017 года минимальный должностной оклад бюджетника не может быть меньше 1 600 грн, как, собственно, и сейчас (потому что пока оклад привязан к минимальной заработной плате).

Идем дальше. Законом вносятся изменения в Закон Украины «Об оплате труда», который дополняют новой ст. 3-1. Согласно указанной статье размер заработной платы работника за полностью выполненную месячную норму труда не может быть ниже размера минимальной заработной платы и, если начисленная заработная плата работника, который отработал целый месяц, является ниже, то работодатель обязан произвести доплату до уровня минимальной заработной платы.

Из указанного следует, что если работнику за полный месяц работы начислено меньше чем 3 200 грн, то работодатель вынужден доплатить. Никаких исключений это правило в разрезе работодателей, которые финансируются из бюджета, или частных лиц не содержит. Но вся «изюминка» кроется в следующем.

Если раньше минимальная заработная плата не включала любые доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты, осуществляемые в пользу работников (это был чисто оклад), то теперь данное положение из ст. 95 КЗоТ исключили. Единственное ограничение, которое установил законодатель при исчислении размера заработной платы, – это то, что при расчете не учитываются доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда, в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам. Все остальные выплаты (например, надбавки за ранг, доплата за совмещение должностей и т. д.) будут входить при расчете дохода работника для целей определения соответствия минимальной зарплате.

То есть получается, что весь совокупный доход работника с учетом доплат, премий и любых выплат поощрительного и компенсационного характера не может быть ниже минимальной заработной платы – 3200 грн.

Здесь, как известно, основную часть ежемесячного дохода многих работников предприятий, которые финансируются из бюджета, как раз составляют не должностной оклад, а доплаты, надбавки и премии, выплачиваемые сверх оклада. А в таком случае для бюджетников, по сути, ничего не меняется: теперь их оклад не привязан к размеру минимальной заработной платы, а только к прожиточному минимуму, размер которого будет таким как сейчас минимальная зарплата, а в минимальную заработную плату будут входить надбавки. Ситуация будет выгодной только для работников, которым, учитывая все доплаты и надбавки, начислено меньше 3 200 грн.

Что же касается других выплат из бюджета, то практически во всех случаях законодатель изменил привязку размера выплат из минимальной заработной платы на прожиточный минимум, что, в свою очередь, в сравнении с нынешними расходами не увеличит расходы бюджета. Сюда относятся и оклады работников государственных органов, которые установлены на законодательном уровне (например, судей, прокуроров и т. д.), и гарантии отдельным слоям населения (например, денежная помощь военнослужащим и членам их семей). Учитывая, что сейчас минимальная заработная плата составляет 1 600 грн, а с 2017 года прожиточный минимум тоже будет составлять 1 600 грн, то государство дополнительных расходов в этой части не несет.

И получается, что от внесенных Законом изменений бюджет не особо страдает. В основном, вопросы беспокоят предприятий-небюджетников, которые платят работникам меньше 3 200 грн.

Более детально об изменениях смотрите инфографику.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Согласно ст. 8 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 21 декабря 2016 года № 1801-VIII.

2Согласно ст. 7 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 21 декабря 2016 года № 1801-VIII.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 10347

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Е-листки нетрудоспособности: заметны ли улучшения? 23 сентября, 2021    763

Командировки в Украину: обзор налоговых и иммиграционных вопросов при трудоустройстве иностранцев 18 июня, 2021    1575

Электронные листки нетрудоспособности будут действовать уже с 01 мая 30 апреля, 2021    2195

Спросите юриста: какие льготы предусмотрены работникам за работу с вредными условиями труда? 22 апреля, 2021    5371

Очередной закон об уменьшении давления на бизнес – волк в овечьей шкуре? 16 апреля, 2021    1039

Сообщение о чрезвычайных мерах в сфере трудового законодательства в Украине, вызванные кризисом Covid-19 13 мая, 2020    1181

Проект нового Порядка контроля за соблюдением законодательства о труде – учиться на ошибках? Гоструда: нет, не слышали. 07 августа, 2019    2649

Полевые будни Гоструда.
Судебное дело об использовании гражданско-правовых договоров в отношениях с физическими лицами
06 мая, 2019    1271

5-я группа единого налога: «+» vs «-» 01 марта, 2019    11301

Манипуляция как инвестпроект 25 февраля, 2019    3315

Новые размеры штрафов за нарушение трудового законодательства 08 февраля, 2019    1926

Обзор практики Верховного Суда за 2018 г., связанной с разграничением гражданско-правовых и трудовых отношений 11 декабря, 2018    1813

Прокомментировать