Новый перечень низконалоговых стран КМУ или когда право на расходы нужно доказывать
С 14 мая 2015 года действует перечень «низконалоговых» государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины1 (далее – «КМУ») для целей контроля над трансфертным ценообразованием.
Новый перечень был расширен до 76 стран, среди которых все страны из предыдущего перечня государств и территорий, в которых ставки налога на прибыль на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине (кроме Албании), а также дополнительно включены Австрия, Гонконг, Туркменистан и Ниуэ.
Таким образом, отныне операциями, которые требуют особенного контроля, считаются, среди прочих, операции с компаниями, зарегистрированными в Австрии, Швейцарии, Грузии, ОАЭ, Гонконге и так далее.
Напомним, что хозяйственные операции налогоплательщика с нерезидентами, зарегистрированными в странах из перечня КМУ, попадают под контроль трансфертного ценообразования при условии достижения стоимостного критерия (если сумма операций между плательщиком и нерезидентом превышает порог в 1 млн грн, а общий размер дохода плательщика и связанных с ним лиц превышает 20 млн грн). В таком случае у плательщика возникает обязательство (1) подавать отчет о контролируемых операциях и (2) вести документацию о трансфертном ценообразовании, в которой обосновывать соответствие условий операций принципу «вытянутой руки» с помощью методов ТЦ.
Кроме этого, стоит обратить внимание на пункт 140.5.4. Налогового кодекса, который предусматривает, что финансовый результат налогоплательщика увеличивается на 30% стоимости товаров (необоротных активов/ работ/ услуг), приобретенных у нерезидентов из перечня КМУ. Таким образом, в случае импорта товаров / работ/ услуг из указанных стран, в том числе из Грузии, Австрии, Люксембурга или Швейцарии, по общему правилу плательщик вправе учитывать только 70% от понесенных затрат, если только не будет надлежащего обоснования цены. А именно, плательщик вправе учитывать все 100% расходов только в двух случаях:
- если операция является контролируемой и сумма расходов обосновывается в отчете о контролируемых операциях и в соответствующей документации;
- если операция не является контролируемой, однако сумма расходов подтверждается по правилам обычных цен «согласно процедуре, установленной статьей 39 Налогового кодекса, но без подачи отчета».
Таким образом, чтобы обеспечить право на 100% расходов по операциям с компаниями, зарегистрированными в государствах (территориях), указанных в перечне КМУ, необходимо обосновывать цену с использованием методов трансфертного ценообразования, то есть, по сути, готовить документацию о трансфертном ценообразовании.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1 Распоряжение КМУ от 14 мая 2015 г. N 449-р «Об утверждении перечня государств (территорий), соответствующих критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины».
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
1303
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
1242
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
8853
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
1816
ВСЕ ВЫ ОДНО
4324
Все свободны
1652
Реальное назначение приговоров по ст.205 УК: есть ли вообще в ней смысл?
4907
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
30925
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
2730
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
3533
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
4251
