+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»

03 августа, 2018 Информационные письма

Как известно, в связи с событиями на востоке Украины в 2014 году была начата антитеррористическая операция (далее – АТО).

Вместе с этим, для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения АТО, и лиц, проживающих в зоне проведения АТО, был принят Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII (далее – Закон № 1669-VII), а также внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Налоговый кодекс Украины (далее – НК Украины).

В частности, согласно Закону № 1669-VII было закреплено, что на период и на территории проведения АТО, например:

  • действует мораторий на проведение проверок органами государственного надзора;
  • лицензии и документы разрешительного характера, срок действия которых истек в период проведения АТО, считаются такими, которые продолжили свое действие на период проведения АТО;
  • освобождены субъекты хозяйствования от платы за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности;
  • установлен мораторий на начисление пени за несвоевременное внесение платежей за жилищно-коммунальные услуги и прочее.

В НК Украины также были введены определенные временные льготы, в частности, например:

  • на период проведения АТО для налогоплательщиков, местонахождением (местом жительства) которых по состоянию на 14 апреля 2014 года была временно оккупирована территория и/или территория населенных пунктов на линии столкновения, и которые по состоянию на 01 января 2017 года не изменили свое местонахождение, приостанавливается начисление штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени за несвоевременное погашение установленных по состоянию на 14 апреля 2014 года денежных обязательств;
  • объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов по линии столкновения, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, согласно статьи 266 данного Кодекса в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение антитеррористической операции;
  • не начисляется и не уплачивается в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение антитеррористической операции, плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности), за земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории и находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц и прочее.

То есть Государством были предусмотрены и регламентированы определенные временные особые меры и льготы, которые распространяются на физических лиц и субъектов хозяйствования, которые находятся на территории/линии соприкосновения АТО, на период проведения АТО.

В свою очередь, в соответствии со ст. 1 ст. 1 Закона № 1669-VII закреплено, что:

«Период проведения антитеррористической операции — время между датой вступления в силу Указа Президента Украины «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 года «О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины» от 14 апреля 2014 года № 405/2014 и датой вступления в силу Указа Президента Украины о завершении проведения антитеррористической операции или военных действий на территории Украины».

Соответственно, АТО действует пока Указом Президента она не будет завершена/отменена.

Вместе с этим, 30 апреля 2018 года на официальном веб-сайте Президента Украины была размещена новость о том, что Президент Петр Порошенко подписал Указ, которым завершается АТО и начинается операция Объединенных сил (далее – ООС) по обеспечению национальной безопасности и обороны, со ссылкой на цитату Президента:

«Таким образом, с сегодняшнего дня, 30 апреля 2018 года, широкомасштабная АТО на территории Донецкой и Луганской областей завершается. Мы сейчас начинаем военную операцию под руководством ВСУ для обеспечения защиты территориальной целостности, суверенитета и независимости нашего государства».

То есть Президент Украины официально объявил о завершении АТО.

И такое объявление было осуществлено в связи с подписанием Указа Президента «Об утверждении решения СНБО «О широкомасштабной антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей» от 30.04.2018 г. № 116/2018 (далее – Указ Президента № 116/2018), которым было введено в действие Решение Совета национальной безопасности и обороны (далее – СНБО).

Однако сам текст Решения СНБО не опубликован, его содержание не известно, а в Указе Президента № 116/2018 содержится ссылка (цитата): «(для служебного пользования)».

По сути, опубликованный Указ Президента № 116/2018 выглядит следующим образом:

«Указ

Президента Украины

О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 апреля 2018 года «О широкомасштабной антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях»

В соответствии со статьей 107 Конституции Украины утверждаю:

1. Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 апреля 2018 года «О широкомасштабной антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях» (прилагается, для служебного пользования).

2. Данный Указ вступает в силу со дня его опубликования.

Президент Украины

П. Порошенко

г. Киев

30 апреля 2018 года

№ 116/2018».

То есть указанный документ не содержит никакой информации о завершении АТО. Даже из названия документа невозможно прийти к указанным заключениям.

Соответственно, пока что отсутствует любой опубликованный нормативно-правовой акт, согласно которому установлено завершение АТО.

Таким образом, установленные в нормативно-правовых актах особенности и льготы должны действовать.

Вместе с этим, существуют определенные обстоятельства, дающие основания полагать, что органы власти считают АТО такой, которая завершена. И указанное следует, как оказывается, не только из заявлений Президента Украины, которые мы приводили выше, но и из изменений, которые были внесены Верховной Радой Украины в некоторые законодательные акты.

В частности, Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 19.06.2018 г. № 2463-VIII «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины касательно отношений, связанных с осуществлением мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях».

Согласно внесенным в Раздел XX «Переходные положения» НК Украины изменениям, продлено применение налоговых льгот:

  • по налогообложению НДС операций по поставке специальных средств индивидуальной защиты и лекарственных средств, а также медицинских изделий для нужд военных формирований на период проведения операции ООС;
  • по налогообложению военным сбором доходов в виде денежного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины и других лиц на период их непосредственного участия в операции ООС.

При этом в Пояснительной записке к Проекту Закона № 8349 от 15.05.2018 р. «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно отношений, связанных с осуществлением мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской федерации в Донецкой и Луганской областях» было приведено, что (цитата):

«Изменения, которые предлагается внести в Налоговый кодекс Украины, направленные на:

сохранение существующих льгот по уплате военного сбора с доходов в виде денежного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и других лиц, участвующих УЖЕ НЕ В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ, а в осуществлении мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпоре и сдерживании вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях;
удешевление стоимости продукции, необходимой для осуществления мер по обеспечению национальной безопасности и обороны…».

Также Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 19.06.2018 г. № 2464-VIII «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно уточнения некоторых положений», которым были внесены изменения в Таможенный кодекс Украины и введено, что на период проведения ООС освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной специальные средства индивидуальной защиты и лекарственные средства, а также медицинские изделия для нужд военных формирований.

Согласно Пояснительной записке к Проекту закона № 8350 от 15.05.2018 г. «О внесении изменений в пункт 4-1 раздела ХХI «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины (относительно отношений, связанных с осуществлением мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях)»:

«Целью внесения изменений в Таможенный кодекс Украины является распространение льгот по уплате ввозной пошлины, которые временно действуют на период проведения антитеррористической операции и на период осуществления мер по отпору вооруженной агрессии в порядке статьи 51 Устава Организации Объединенных Наций (в том числе на период осуществления мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях)».

Соответственно, внесенные законодателем изменения в действующие законы, а также пояснительные записки к ним – свидетельствуют о том, что органы государственной власти презюмируют окончание АТО и начало ООС.

И в связи с указанным, создается впечатление, что такими изменениями Государство эгоистично решило продлить действие выгодных для себя льгот (поскольку на самом деле боевые действия не закончены, а меняется только название операции) – ведь изменение названия операции с АТО на ООС, по сути, ведет к лишению льгот физических и юридических лиц, находящихся в зоне АТО или на линии столкновения/прикосновения.

И если именно такой подход будет применен, и органы государственной власти будут толковать так, что 30 апреля 2018 года с принятием Указа Президента № 116/2018 была завершена АТО, – это значит, что часы для физических и юридических лиц, находящихся в зоне/на линии столкновения/прикосновения АТО, начали тикать.

В частности, при таком подходе начали действовать предписания ст. 11 Закона № 1669-VII:

«1. Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и теряет силу через шесть месяцев со дня завершения антитеррористической операции, кроме пункта 4 статьи 11 «Заключительные и переходные положения» этого Закона.

2. Действие данного Закона распространяется на период проведения антитеррористической операции и на шесть месяцев после дня ее завершения».

То есть, если государственные органы считают/будут считать, что АТО фактически завершилась 30 апреля 2018 года, то, по логике контролирующих органов, 6-месячный переходный период уже начался и продлится до 30 октября 2018 года.

То есть существует риск, что с 30 октября 2018 года контролирующие органы будут применять законодательство без льгот, предусмотренных Законом № 1669-VII, НК Украины и т. д.

И указанное может иметь очень негативные последствия.

Например, в отношении юридических лиц, у которых имеются лицензии и документы разрешительного характера, срок действия которых истек в период проведения АТО, и такие документы считались такими, которые автоматически продолжили свое действие на период проведения АТО – контролирующие органы могут занимать подход, заключающийся в том, что переходный период для продолжения разрешительных документов в общем порядке уже идет, и после 30 октября 2018 года деятельность без продолжения будет считаться нарушением закона.

Таким образом, при таком подходе, переходного периода осталось только 3 месяца…

Как приводили выше, мы не согласны с приведенным подходом, ведь сейчас отсутствует любой опубликованный нормативно-правовой акт, согласно которому установлено завершение АТО.

В свою очередь, в соответствии со ст. 57 Конституции Украины:

«Статья 57. Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности.

Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом.

Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными».

То есть, поскольку нормативно-правовой акт с предписаниями о завершении АТО не были донесены до населения – в соответствии с предписаниями Конституции Украины такие предписания, если они есть, не подлежат исполнению.

Вместе с этим, занимая осторожный подход, считаем, что физические и юридические лица, находящиеся в зоне/на линии столкновения/прикосновения АТО, уже сейчас должны определиться/принять бизнес-решение относительно выбранного подхода в данном вопросе, ведь действительно, считаем, что существует большой риск того, что органы власти будут отталкиваться от того, что АТО закончилась в апреле 2018 года.

Подытоживая вышеизложенное, в связи с неопределенностью в данном вопросе и потенциальными негативными последствиями для лиц, которые на самом деле пострадали от событий на востоке Украины больше всего, – считаем, что общественность, юридическое сообщество, общественные организации должны объединиться и обратиться к Президенту Украины с приведенными обстоятельствами для решения указанного вопроса.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2018

Просмотры 10759

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

В 2022 году вступили в силу новые правила налогообложения НДС 15 марта, 2022    1548

Налоговое законодательство в условиях военного положения 07 марта, 2022    2661

Командировки в Украину: обзор налоговых и иммиграционных вопросов при трудоустройстве иностранцев 18 июня, 2021    2062

Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо? 27 февраля, 2019    2230

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины в 2019 году 09 января, 2019    96244

Большая Палата ВС огласила перерыв в деле
о взыскании бюджетного возмещения НДС
07 ноября, 2018    1947

Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины за 9 месяцев 2018 года 30 октября, 2018    4010

Результаты последнего исследования «Индекс международной налоговой конкурентоспособности 2018» (2018 International Tax Competitiveness Index) или почему НнВК – это самая перспективная налоговая реформа 26 октября, 2018    6611

Обращение Кассационного административного суда к Большой Палате: актуальные вопросы и результаты 26 сентября, 2018    3857

Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов 13 августа, 2018    1952

ВСЕ ВЫ ОДНО 23 апреля, 2018    6181

Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata) 06 апреля, 2018    34016

Прокомментировать