Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
Как известно, в связи с событиями на востоке Украины в 2014 году была начата антитеррористическая операция (далее – АТО).
Вместе с этим, для обеспечения поддержки субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения АТО, и лиц, проживающих в зоне проведения АТО, был принят Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII (далее – Закон № 1669-VII), а также внесены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Налоговый кодекс Украины (далее – НК Украины).
В частности, согласно Закону № 1669-VII было закреплено, что на период и на территории проведения АТО, например:
- действует мораторий на проведение проверок органами государственного надзора;
- лицензии и документы разрешительного характера, срок действия которых истек в период проведения АТО, считаются такими, которые продолжили свое действие на период проведения АТО;
- освобождены субъекты хозяйствования от платы за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности;
- установлен мораторий на начисление пени за несвоевременное внесение платежей за жилищно-коммунальные услуги и прочее.
В НК Украины также были введены определенные временные льготы, в частности, например:
- на период проведения АТО для налогоплательщиков, местонахождением (местом жительства) которых по состоянию на 14 апреля 2014 года была временно оккупирована территория и/или территория населенных пунктов на линии столкновения, и которые по состоянию на 01 января 2017 года не изменили свое местонахождение, приостанавливается начисление штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени за несвоевременное погашение установленных по состоянию на 14 апреля 2014 года денежных обязательств;
- объекты жилой и нежилой недвижимости, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов по линии столкновения, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, согласно статьи 266 данного Кодекса в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение антитеррористической операции;
- не начисляется и не уплачивается в период с 14 апреля 2014 года по 31 декабря года, в котором завершено проведение антитеррористической операции, плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности), за земельные участки, расположенные на временно оккупированной территории и находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц и прочее.
То есть Государством были предусмотрены и регламентированы определенные временные особые меры и льготы, которые распространяются на физических лиц и субъектов хозяйствования, которые находятся на территории/линии соприкосновения АТО, на период проведения АТО.
В свою очередь, в соответствии со ст. 1 ст. 1 Закона № 1669-VII закреплено, что:
Соответственно, АТО действует пока Указом Президента она не будет завершена/отменена.
Вместе с этим, 30 апреля 2018 года на официальном веб-сайте Президента Украины была размещена новость о том, что Президент Петр Порошенко подписал Указ, которым завершается АТО и начинается операция Объединенных сил (далее – ООС) по обеспечению национальной безопасности и обороны, со ссылкой на цитату Президента:
То есть Президент Украины официально объявил о завершении АТО.
И такое объявление было осуществлено в связи с подписанием Указа Президента «Об утверждении решения СНБО «О широкомасштабной антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей» от 30.04.2018 г. № 116/2018 (далее – Указ Президента № 116/2018), которым было введено в действие Решение Совета национальной безопасности и обороны (далее – СНБО).
Однако сам текст Решения СНБО не опубликован, его содержание не известно, а в Указе Президента № 116/2018 содержится ссылка (цитата): «(для служебного пользования)».
По сути, опубликованный Указ Президента № 116/2018 выглядит следующим образом:
«Указ
Президента Украины
О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 апреля 2018 года «О широкомасштабной антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях»
В соответствии со статьей 107 Конституции Украины утверждаю:
1. Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 апреля 2018 года «О широкомасштабной антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях» (прилагается, для служебного пользования).
2. Данный Указ вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Украины
П. Порошенко
г. Киев
30 апреля 2018 года
№ 116/2018».
То есть указанный документ не содержит никакой информации о завершении АТО. Даже из названия документа невозможно прийти к указанным заключениям.
Соответственно, пока что отсутствует любой опубликованный нормативно-правовой акт, согласно которому установлено завершение АТО.
Таким образом, установленные в нормативно-правовых актах особенности и льготы должны действовать.
Вместе с этим, существуют определенные обстоятельства, дающие основания полагать, что органы власти считают АТО такой, которая завершена. И указанное следует, как оказывается, не только из заявлений Президента Украины, которые мы приводили выше, но и из изменений, которые были внесены Верховной Радой Украины в некоторые законодательные акты.
В частности, Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 19.06.2018 г. № 2463-VIII «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины касательно отношений, связанных с осуществлением мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях».
Согласно внесенным в Раздел XX «Переходные положения» НК Украины изменениям, продлено применение налоговых льгот:
- по налогообложению НДС операций по поставке специальных средств индивидуальной защиты и лекарственных средств, а также медицинских изделий для нужд военных формирований на период проведения операции ООС;
- по налогообложению военным сбором доходов в виде денежного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и работников Вооруженных Сил Украины и других лиц на период их непосредственного участия в операции ООС.
При этом в Пояснительной записке к Проекту Закона № 8349 от 15.05.2018 р. «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно отношений, связанных с осуществлением мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской федерации в Донецкой и Луганской областях» было приведено, что (цитата):
«Изменения, которые предлагается внести в Налоговый кодекс Украины, направленные на:
сохранение существующих льгот по уплате военного сбора с доходов в виде денежного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и других лиц, участвующих УЖЕ НЕ В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ, а в осуществлении мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпоре и сдерживании вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях;
удешевление стоимости продукции, необходимой для осуществления мер по обеспечению национальной безопасности и обороны…».
Также Верховной Радой Украины был принят Закон Украины от 19.06.2018 г. № 2464-VIII «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно уточнения некоторых положений», которым были внесены изменения в Таможенный кодекс Украины и введено, что на период проведения ООС освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной специальные средства индивидуальной защиты и лекарственные средства, а также медицинские изделия для нужд военных формирований.
Согласно Пояснительной записке к Проекту закона № 8350 от 15.05.2018 г. «О внесении изменений в пункт 4-1 раздела ХХI «Заключительные и переходные положения» Таможенного кодекса Украины (относительно отношений, связанных с осуществлением мер по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях)»:
Соответственно, внесенные законодателем изменения в действующие законы, а также пояснительные записки к ним – свидетельствуют о том, что органы государственной власти презюмируют окончание АТО и начало ООС.
И в связи с указанным, создается впечатление, что такими изменениями Государство эгоистично решило продлить действие выгодных для себя льгот (поскольку на самом деле боевые действия не закончены, а меняется только название операции) – ведь изменение названия операции с АТО на ООС, по сути, ведет к лишению льгот физических и юридических лиц, находящихся в зоне АТО или на линии столкновения/прикосновения.
И если именно такой подход будет применен, и органы государственной власти будут толковать так, что 30 апреля 2018 года с принятием Указа Президента № 116/2018 была завершена АТО, – это значит, что часы для физических и юридических лиц, находящихся в зоне/на линии столкновения/прикосновения АТО, начали тикать.
В частности, при таком подходе начали действовать предписания ст. 11 Закона № 1669-VII:
«1. Этот Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и теряет силу через шесть месяцев со дня завершения антитеррористической операции, кроме пункта 4 статьи 11 «Заключительные и переходные положения» этого Закона.
2. Действие данного Закона распространяется на период проведения антитеррористической операции и на шесть месяцев после дня ее завершения».
То есть, если государственные органы считают/будут считать, что АТО фактически завершилась 30 апреля 2018 года, то, по логике контролирующих органов, 6-месячный переходный период уже начался и продлится до 30 октября 2018 года.
То есть существует риск, что с 30 октября 2018 года контролирующие органы будут применять законодательство без льгот, предусмотренных Законом № 1669-VII, НК Украины и т. д.
И указанное может иметь очень негативные последствия.
Например, в отношении юридических лиц, у которых имеются лицензии и документы разрешительного характера, срок действия которых истек в период проведения АТО, и такие документы считались такими, которые автоматически продолжили свое действие на период проведения АТО – контролирующие органы могут занимать подход, заключающийся в том, что переходный период для продолжения разрешительных документов в общем порядке уже идет, и после 30 октября 2018 года деятельность без продолжения будет считаться нарушением закона.
Таким образом, при таком подходе, переходного периода осталось только 3 месяца…
Как приводили выше, мы не согласны с приведенным подходом, ведь сейчас отсутствует любой опубликованный нормативно-правовой акт, согласно которому установлено завершение АТО.
В свою очередь, в соответствии со ст. 57 Конституции Украины:
«Статья 57. Каждому гарантируется право знать свои права и обязанности.
Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом.
Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными».
То есть, поскольку нормативно-правовой акт с предписаниями о завершении АТО не были донесены до населения – в соответствии с предписаниями Конституции Украины такие предписания, если они есть, не подлежат исполнению.
Вместе с этим, занимая осторожный подход, считаем, что физические и юридические лица, находящиеся в зоне/на линии столкновения/прикосновения АТО, уже сейчас должны определиться/принять бизнес-решение относительно выбранного подхода в данном вопросе, ведь действительно, считаем, что существует большой риск того, что органы власти будут отталкиваться от того, что АТО закончилась в апреле 2018 года.
Подытоживая вышеизложенное, в связи с неопределенностью в данном вопросе и потенциальными негативными последствиями для лиц, которые на самом деле пострадали от событий на востоке Украины больше всего, – считаем, что общественность, юридическое сообщество, общественные организации должны объединиться и обратиться к Президенту Украины с приведенными обстоятельствами для решения указанного вопроса.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
В 2022 году вступили в силу новые правила налогообложения НДС
Налоговое законодательство в условиях военного положения
Командировки в Украину: обзор налоговых и иммиграционных вопросов при трудоустройстве иностранцев
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины в 2019 году
Большая Палата ВС огласила перерыв в деле
о взыскании бюджетного возмещения НДС
Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины за 9 месяцев 2018 года
Обращение Кассационного административного суда к Большой Палате: актуальные вопросы и результаты
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
ВСЕ ВЫ ОДНО