Налоговое законодательство в условиях военного положения
Ниже приводим важные вопросы касательно налогообложения в реалиях военной агрессии Российской Федерации против Украины и введения военного положения на территории Украины.
1. Изменения в налоговом законодательстве
Учитывая введение военного положения и невозможность многих налогоплательщиков своевременно выполнять возложенные на них обязанности, Верховная Рада Украины приняла необходимые изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) для урегулирования основных вопросов, которые касаются налогообложения.
В частности, принят Верховной Радой и подписан Президентом Украины Закон № 2118-ІХ от 03 марта 2022 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины касательно особенностей налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» (далее – Закон № 2118). 07 марта 2022 года Закон № 2118 был опубликован в официальном печатном издании Верховной Рады «Голос Украины».
Закон №2118 вступает в силу со дня его опубликования.
Закон № 2118 предусматривает следующие особенности взимания налогов и сборов на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины:
• Общие вопросы
- в случае несвоевременного исполнения обязанностей, предусмотренных НКУ, в частности, касательно представления любой отчетности, регистрации налоговых и акцизных накладных, уплаты налоговых обязательств, налогоплательщики освобождаются от ответственности по НКУ;
- налоговые обязанности, не исполненные налогоплательщиками в период действия военного положения, должны быть исполнены в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине. В этот же срок должна быть представлена и любая другая отчетность, кроме налоговой, представление которой требуется в соответствии с нормами действующего законодательства;
- налогоплательщики, которые в связи с последствиями непосредственного участия в военных действиях не смогут соблюсти вышеуказанный трехмесячный срок, освобождаются от ответственности по НКУ при условии выполнения налоговых обязанностей в течение одного месяца со дня окончания последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей;
- налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются;
- для налогоплательщиков и налоговых органов останавливается течение сроков, определенных как НКУ, так и другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы (примечание от авторов КМ Портала: при буквальном толковании усматривается, что это положение касается всех сроков, определенных налоговым и другим законодательством, в частности, на уплату налоговых обязательств, представление отчетности, обжалование решений налоговых органов, предоставление ответов на запросы налоговых органов и т.п.);
• НДС
- до прекращения или отмены военного положения на территории Украины останавливается действие пунктов 200.10-200.12 НКУ (примечание от авторов КМ Портала: пп. 200.10-200.11 НКУ предусматривают право контролирующих органов проводить камеральные и/или документальные проверки налогоплательщиков, которые заявляют НДС к бюджетному возмещению, а п. 200.12 НКУ устанавливает момент, с которого сумма бюджетного возмещения считается согласованной. Пока не ясно, как именно на практике будет применяться это положение. Учитывая, что п. 200.12 НКУ определяет, когда сумма бюджетного возмещения считается согласованной и становится возможной к перечислению на счет налогоплательщика, вероятно, на время действия военного положения бюджетное возмещение НДС из бюджета Украины производиться не будет);
• Акциз
- операции по добровольной передаче или отчуждению средств, товаров, в том числе подакцизных, предоставлению услуг в пользу Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны без предварительного или последующего возмещения их стоимости не считаются операциями по реализации для целей налогообложения (примечание от авторов КМ Портала: исходя из использования термина «сделка по реализации», данная норма в первую очередь предполагает отсутствие возникновения обязательств по акцизному налогу при передаче подакцизных товаров (в частности, горючего) в пользу ВСУ и подразделений территориальной обороны; тогда как обязательства по НДС, связанные с совершением «сделок по снабжению» в соответствии с пп. 185.1 и 14.1.191 НКУ, все еще будут возникать. Впрочем, не исключаем, что в дальнейшем положение этой нормы может быть уточнено с целью освобождения от НДС операций по безвозмездной передаче товаров/услуг в пользу ВСУ и подразделений территориальной обороны);
- в случае невозможности зарегистрировать акцизную накладную в ЕРАН разрешается перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами при наличии товарно-транспортной накладной, которая должна содержать всю информацию, которая должна содержаться в соответствующей акцизной накладной. Акцизные накладные должны быть зарегистрированы в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине;
• Налог на прибыль
- корректировки финансового результата до налогообложения, предусмотренные п. 140.5.9 НКУ, не проводятся касательно сумм средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, оказанных услуг по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, которые добровольно перечислены (переданы) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины и другим учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины (примечание от авторов КМ Портала: напомним, что согласно п. 140.5.9 НКУ финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму средств или стоимости товаров/работ/услуг, безвозмездно переданных неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, в размере, который превышает 4% от налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Отметим, что предусмотренное Законом № 2118 исключение не распространяется на безвозмездную передачу средств или товаров/услуг благотворительным организациям, которые поддерживают Вооруженные Силы Украины и подразделения территориальной обороны. Учитывая, что значительное количество предприятий перечисляет средства в поддержку украинской армии именно на счета благотворительных организаций, не исключаем возможности дальнейшего уточнения и изменений касательно применения п. 140.5.9 НКУ);
• Таможенные пошлины
- на период действия военного положения на территории Украины освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной социально значимые продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, на которые Кабинетом Министров Украины установлены фиксированные цены в понимании Закона Украины «О ценах и ценообразовании»;
- Кабинету Министров Украины поручено безотлагательно установить перечень социально значимых продуктов питания, лекарственных средств и медицинских изделий с установленными фиксированными ценами;
• НДФЛ
- сумма возмещения стоимости горючего, израсходованного при предоставлении услуг по перевозке для обеспечения нужд Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны, не включается в состав налогооблагаемого дохода физических лиц, которые оказывают такие услуги;
• Лицензирование
- до прекращения или отмены военного положения на территории Украины считаются действующими лицензии, по которым не был уплачен очередной платеж и/или истек срок действия лицензии на право:производства и оборота спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах;производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим, и мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим;
- обязанности касательно уплаты очередного платежа или осуществления действий на продление лицензии должны быть выполнены субъектом хозяйствования в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного положения на территории Украины;
• РРО
- на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины санкции за нарушение требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» не применяются.
2. Некоторые вопросы НДС, которые не попали в Закон №2118
Государственная налоговая служба Украины информирует, что на время действия военного положения на территории Украины с целью обеспечения декларирования налоговых обязательств по НДС, налоговые обязательства и налоговый кредит декларируют с учетом следующих особенностей:
- налоговые обязательства и налоговый кредит, которые по состоянию на 24 февраля подтверждены зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными и расчетами корректировки к ним, отражаются в соответствующих разделах налоговой отчетности в общем порядке;
- налоговые обязательства и налоговый кредит, которые по состоянию на 24 февраля и до конца действия военного положения на всей территории Украины неподтверждены зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными и расчетами корректировки к ним, отражаются в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов (документы РРО, акты приема – передачи, акты выполненных работ/оказанных услуг и т.п.), составленных (полученных) налогоплательщиком по операциям по поставке и приобретению товаров/услуг в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;
- после завершения действия военного положения плательщики обязаны обеспечить регистрацию в ЕРНН всех налоговых накладных и расчетов корректировки, регистрация которых отсрочена на время действия военного положения;
- все налоговые обязательства и налоговый кредит, задекларированные плательщиками во время действия военного положения на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов, подлежат обязательному уточнению (приведению в соответствие) с учетом данных налоговых накладных и расчетов корректировки, зарегистрированных в ЕРНН.
Обращаем Ваше внимание на то, что вышеприведенный комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получить полную профессиональную консультацию.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Статус «рискового»: все же обжалуется или нет?
743
Обращаясь в суд для взыскания налогового долга и задолженности по ЕСВ налоговая не будет платить судебный сбор
284
Изменения в перечне документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить в период до прекращения или отмены военного положения
619
Как бизнесу понимать провозглашение налоговой реформы 10-10-10 (+3)
529
Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – есть ли запрет?
11841
Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными
1579
Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность?
2488
Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву
640
Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения
1947
