+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Налоговое законодательство в условиях военного положения

07 марта, 2022 Информационные письма

Ниже приводим важные вопросы касательно налогообложения в реалиях военной агрессии Российской Федерации против Украины и введения военного положения на территории Украины.

1. Изменения в налоговом законодательстве

Учитывая введение военного положения и невозможность многих налогоплательщиков своевременно выполнять возложенные на них обязанности, Верховная Рада Украины приняла необходимые изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) для урегулирования основных вопросов, которые касаются налогообложения.

В частности, принят Верховной Радой и подписан Президентом Украины Закон № 2118-ІХ от 03 марта 2022 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины касательно особенностей налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» (далее – Закон № 2118). 07 марта 2022 года Закон № 2118 был опубликован в официальном печатном издании Верховной Рады «Голос Украины».
Закон №2118 вступает в силу со дня его опубликования.

Закон № 2118 предусматривает следующие особенности взимания налогов и сборов на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины:

• Общие вопросы

  • в случае несвоевременного исполнения обязанностей, предусмотренных НКУ, в частности, касательно представления любой отчетности, регистрации налоговых и акцизных накладных, уплаты налоговых обязательств, налогоплательщики освобождаются от ответственности по НКУ;
  • налоговые обязанности, не исполненные налогоплательщиками в период действия военного положения, должны быть исполнены в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине. В этот же срок должна быть представлена и любая другая отчетность, кроме налоговой, представление которой требуется в соответствии с нормами действующего законодательства;
  • налогоплательщики, которые в связи с последствиями непосредственного участия в военных действиях не смогут соблюсти вышеуказанный трехмесячный срок, освобождаются от ответственности по НКУ при условии выполнения налоговых обязанностей в течение одного месяца со дня окончания последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей;
  • налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются;
  • для налогоплательщиков и налоговых органов останавливается течение сроков, определенных как НКУ, так и другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы (примечание от авторов КМ Портала: при буквальном толковании усматривается, что это положение касается всех сроков, определенных налоговым и другим законодательством, в частности, на уплату налоговых обязательств, представление отчетности, обжалование решений налоговых органов, предоставление ответов на запросы налоговых органов и т.п.);

• НДС

  • до прекращения или отмены военного положения на территории Украины останавливается действие пунктов 200.10-200.12 НКУ (примечание от авторов КМ Портала: пп. 200.10-200.11 НКУ предусматривают право контролирующих органов проводить камеральные и/или документальные проверки налогоплательщиков, которые заявляют НДС к бюджетному возмещению, а п. 200.12 НКУ устанавливает момент, с которого сумма бюджетного возмещения считается согласованной. Пока не ясно, как именно на практике будет применяться это положение. Учитывая, что п. 200.12 НКУ определяет, когда сумма бюджетного возмещения считается согласованной и становится возможной к перечислению на счет налогоплательщика, вероятно, на время действия военного положения бюджетное возмещение НДС из бюджета Украины производиться не будет);

• Акциз

  • операции по добровольной передаче или отчуждению средств, товаров, в том числе подакцизных, предоставлению услуг в пользу Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны без предварительного или последующего возмещения их стоимости не считаются операциями по реализации для целей налогообложения (примечание от авторов КМ Портала: исходя из использования термина «сделка по реализации», данная норма в первую очередь предполагает отсутствие возникновения обязательств по акцизному налогу при передаче подакцизных товаров (в частности, горючего) в пользу ВСУ и подразделений территориальной обороны; тогда как обязательства по НДС, связанные с совершением «сделок по снабжению» в соответствии с пп. 185.1 и 14.1.191 НКУ, все еще будут возникать. Впрочем, не исключаем, что в дальнейшем положение этой нормы может быть уточнено с целью освобождения от НДС операций по безвозмездной передаче товаров/услуг в пользу ВСУ и подразделений территориальной обороны);
  • в случае невозможности зарегистрировать акцизную накладную в ЕРАН разрешается перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами при наличии товарно-транспортной накладной, которая должна содержать всю информацию, которая должна содержаться в соответствующей акцизной накладной. Акцизные накладные должны быть зарегистрированы в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине;

• Налог на прибыль

  • корректировки финансового результата до налогообложения, предусмотренные п. 140.5.9 НКУ, не проводятся касательно сумм средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, оказанных услуг по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, которые добровольно перечислены (переданы) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины и другим учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины (примечание от авторов КМ Портала: напомним, что согласно п. 140.5.9 НКУ финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму средств или стоимости товаров/работ/услуг, безвозмездно переданных неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, в размере, который превышает 4% от налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Отметим, что предусмотренное Законом № 2118 исключение не распространяется на безвозмездную передачу средств или товаров/услуг благотворительным организациям, которые поддерживают Вооруженные Силы Украины и подразделения территориальной обороны. Учитывая, что значительное количество предприятий перечисляет средства в поддержку украинской армии именно на счета благотворительных организаций, не исключаем возможности дальнейшего уточнения и изменений касательно применения п. 140.5.9 НКУ);

• Таможенные пошлины

  • на период действия военного положения на территории Украины освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной социально значимые продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, на которые Кабинетом Министров Украины установлены фиксированные цены в понимании Закона Украины «О ценах и ценообразовании»;
  • Кабинету Министров Украины поручено безотлагательно установить перечень социально значимых продуктов питания, лекарственных средств и медицинских изделий с установленными фиксированными ценами;

• НДФЛ

  • сумма возмещения стоимости горючего, израсходованного при предоставлении услуг по перевозке для обеспечения нужд Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны, не включается в состав налогооблагаемого дохода физических лиц, которые оказывают такие услуги;

• Лицензирование

  • до прекращения или отмены военного положения на территории Украины считаются действующими лицензии, по которым не был уплачен очередной платеж и/или истек срок действия лицензии на право:производства и оборота спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах;производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим, и мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим;
  • обязанности касательно уплаты очередного платежа или осуществления действий на продление лицензии должны быть выполнены субъектом хозяйствования в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного положения на территории Украины;

• РРО

  • на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины санкции за нарушение требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» не применяются.

2. Некоторые вопросы НДС, которые не попали в Закон №2118

Государственная налоговая служба Украины информирует, что на время действия военного положения на территории Украины с целью обеспечения декларирования налоговых обязательств по НДС, налоговые обязательства и налоговый кредит декларируют с учетом следующих особенностей:

  • налоговые обязательства и налоговый кредит, которые по состоянию на 24 февраля подтверждены зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными и расчетами корректировки к ним, отражаются в соответствующих разделах налоговой отчетности в общем порядке;
  • налоговые обязательства и налоговый кредит, которые по состоянию на 24 февраля и до конца действия военного положения на всей территории Украины неподтверждены зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными и расчетами корректировки к ним, отражаются в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов (документы РРО, акты приема – передачи, акты выполненных работ/оказанных услуг и т.п.), составленных (полученных) налогоплательщиком по операциям по поставке и приобретению товаров/услуг в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;
  • после завершения действия военного положения плательщики обязаны обеспечить регистрацию в ЕРНН всех налоговых накладных и расчетов корректировки, регистрация которых отсрочена на время действия военного положения;
  • все налоговые обязательства и налоговый кредит, задекларированные плательщиками во время действия военного положения на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов, подлежат обязательному уточнению (приведению в соответствие) с учетом данных налоговых накладных и расчетов корректировки, зарегистрированных в ЕРНН.

Обращаем Ваше внимание на то, что вышеприведенный комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получить полную профессиональную консультацию.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 1638

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Может ли налогоплательщик предоставить в суд документы, которые не были предоставлены налоговому органу, и на каком основании суд может не учитывать эти документы? 15 мая, 2023    777

Статус «рискового»: все же обжалуется или нет? 23 ноября, 2022    743

Обращаясь в суд для взыскания налогового долга и задолженности по ЕСВ налоговая не будет платить судебный сбор 08 ноября, 2022    284

Изменения в перечне документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить в период до прекращения или отмены военного положения 07 ноября, 2022    619

Как бизнесу понимать провозглашение налоговой реформы 10-10-10 (+3) 13 сентября, 2022    529

Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – есть ли запрет? 15 августа, 2022    11841

Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными 13 мая, 2022    1579

Отрицательные последствия увеличения вдвое ставки военного сбора,
и
Как обеспечить, чтобы то, что мы [считаем] платим на армию, действительно шло на армию, и почему еще это может быть полезно
13 мая, 2022    3678

Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность? 06 мая, 2022    2488

Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву 06 мая, 2022    640

Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) от Минреинтеграции – применим ли такой Перечень для налоговых целей? 04 мая, 2022    18999

Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения 04 мая, 2022    1947

Прокомментировать