+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Налоговое законодательство в условиях военного положения

07 марта, 2022 Информационные письма

Ниже приводим важные вопросы касательно налогообложения в реалиях военной агрессии Российской Федерации против Украины и введения военного положения на территории Украины.

1. Изменения в налоговом законодательстве

Учитывая введение военного положения и невозможность многих налогоплательщиков своевременно выполнять возложенные на них обязанности, Верховная Рада Украины приняла необходимые изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) для урегулирования основных вопросов, которые касаются налогообложения.

В частности, принят Верховной Радой и подписан Президентом Украины Закон № 2118-ІХ от 03 марта 2022 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины касательно особенностей налогообложения и представления отчетности в период действия военного положения» (далее – Закон № 2118). 07 марта 2022 года Закон № 2118 был опубликован в официальном печатном издании Верховной Рады «Голос Украины».
Закон №2118 вступает в силу со дня его опубликования.

Закон № 2118 предусматривает следующие особенности взимания налогов и сборов на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины:

• Общие вопросы

  • в случае несвоевременного исполнения обязанностей, предусмотренных НКУ, в частности, касательно представления любой отчетности, регистрации налоговых и акцизных накладных, уплаты налоговых обязательств, налогоплательщики освобождаются от ответственности по НКУ;
  • налоговые обязанности, не исполненные налогоплательщиками в период действия военного положения, должны быть исполнены в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине. В этот же срок должна быть представлена и любая другая отчетность, кроме налоговой, представление которой требуется в соответствии с нормами действующего законодательства;
  • налогоплательщики, которые в связи с последствиями непосредственного участия в военных действиях не смогут соблюсти вышеуказанный трехмесячный срок, освобождаются от ответственности по НКУ при условии выполнения налоговых обязанностей в течение одного месяца со дня окончания последствий, которые сделали невозможным выполнение таких обязанностей;
  • налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки останавливаются;
  • для налогоплательщиков и налоговых органов останавливается течение сроков, определенных как НКУ, так и другим законодательством, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы (примечание от авторов КМ Портала: при буквальном толковании усматривается, что это положение касается всех сроков, определенных налоговым и другим законодательством, в частности, на уплату налоговых обязательств, представление отчетности, обжалование решений налоговых органов, предоставление ответов на запросы налоговых органов и т.п.);

• НДС

  • до прекращения или отмены военного положения на территории Украины останавливается действие пунктов 200.10-200.12 НКУ (примечание от авторов КМ Портала: пп. 200.10-200.11 НКУ предусматривают право контролирующих органов проводить камеральные и/или документальные проверки налогоплательщиков, которые заявляют НДС к бюджетному возмещению, а п. 200.12 НКУ устанавливает момент, с которого сумма бюджетного возмещения считается согласованной. Пока не ясно, как именно на практике будет применяться это положение. Учитывая, что п. 200.12 НКУ определяет, когда сумма бюджетного возмещения считается согласованной и становится возможной к перечислению на счет налогоплательщика, вероятно, на время действия военного положения бюджетное возмещение НДС из бюджета Украины производиться не будет);

• Акциз

  • операции по добровольной передаче или отчуждению средств, товаров, в том числе подакцизных, предоставлению услуг в пользу Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны без предварительного или последующего возмещения их стоимости не считаются операциями по реализации для целей налогообложения (примечание от авторов КМ Портала: исходя из использования термина «сделка по реализации», данная норма в первую очередь предполагает отсутствие возникновения обязательств по акцизному налогу при передаче подакцизных товаров (в частности, горючего) в пользу ВСУ и подразделений территориальной обороны; тогда как обязательства по НДС, связанные с совершением «сделок по снабжению» в соответствии с пп. 185.1 и 14.1.191 НКУ, все еще будут возникать. Впрочем, не исключаем, что в дальнейшем положение этой нормы может быть уточнено с целью освобождения от НДС операций по безвозмездной передаче товаров/услуг в пользу ВСУ и подразделений территориальной обороны);
  • в случае невозможности зарегистрировать акцизную накладную в ЕРАН разрешается перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами при наличии товарно-транспортной накладной, которая должна содержать всю информацию, которая должна содержаться в соответствующей акцизной накладной. Акцизные накладные должны быть зарегистрированы в течение 3-х месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине;

• Налог на прибыль

  • корректировки финансового результата до налогообложения, предусмотренные п. 140.5.9 НКУ, не проводятся касательно сумм средств или стоимости специальных средств индивидуальной защиты, технических средств наблюдения, лекарственных средств и медицинских изделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения, а также других товаров, выполненных работ, оказанных услуг по перечню, определяемому Кабинетом Министров Украины, которые добровольно перечислены (переданы) Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины и другим учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета, для нужд обеспечения обороны государства в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины (примечание от авторов КМ Портала: напомним, что согласно п. 140.5.9 НКУ финансовый результат до налогообложения увеличивается на сумму средств или стоимости товаров/работ/услуг, безвозмездно переданных неприбыльным организациям, внесенным в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, в размере, который превышает 4% от налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года. Отметим, что предусмотренное Законом № 2118 исключение не распространяется на безвозмездную передачу средств или товаров/услуг благотворительным организациям, которые поддерживают Вооруженные Силы Украины и подразделения территориальной обороны. Учитывая, что значительное количество предприятий перечисляет средства в поддержку украинской армии именно на счета благотворительных организаций, не исключаем возможности дальнейшего уточнения и изменений касательно применения п. 140.5.9 НКУ);

• Таможенные пошлины

  • на период действия военного положения на территории Украины освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной социально значимые продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, на которые Кабинетом Министров Украины установлены фиксированные цены в понимании Закона Украины «О ценах и ценообразовании»;
  • Кабинету Министров Украины поручено безотлагательно установить перечень социально значимых продуктов питания, лекарственных средств и медицинских изделий с установленными фиксированными ценами;

• НДФЛ

  • сумма возмещения стоимости горючего, израсходованного при предоставлении услуг по перевозке для обеспечения нужд Вооруженных Сил Украины и подразделений территориальной обороны, не включается в состав налогооблагаемого дохода физических лиц, которые оказывают такие услуги;

• Лицензирование

  • до прекращения или отмены военного положения на территории Украины считаются действующими лицензии, по которым не был уплачен очередной платеж и/или истек срок действия лицензии на право:производства и оборота спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и жидкостей, которые используются в электронных сигаретах;производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим, и мест производства, хранения, оптовой и розничной торговли горючим;
  • обязанности касательно уплаты очередного платежа или осуществления действий на продление лицензии должны быть выполнены субъектом хозяйствования в течение 30 дней, следующих за днем прекращения или отмены военного положения на территории Украины;

• РРО

  • на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины санкции за нарушение требований Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» не применяются.

2. Некоторые вопросы НДС, которые не попали в Закон №2118

Государственная налоговая служба Украины информирует, что на время действия военного положения на территории Украины с целью обеспечения декларирования налоговых обязательств по НДС, налоговые обязательства и налоговый кредит декларируют с учетом следующих особенностей:

  • налоговые обязательства и налоговый кредит, которые по состоянию на 24 февраля подтверждены зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными и расчетами корректировки к ним, отражаются в соответствующих разделах налоговой отчетности в общем порядке;
  • налоговые обязательства и налоговый кредит, которые по состоянию на 24 февраля и до конца действия военного положения на всей территории Украины неподтверждены зарегистрированными в ЕРНН налоговыми накладными и расчетами корректировки к ним, отражаются в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов (документы РРО, акты приема – передачи, акты выполненных работ/оказанных услуг и т.п.), составленных (полученных) налогоплательщиком по операциям по поставке и приобретению товаров/услуг в соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»;
  • после завершения действия военного положения плательщики обязаны обеспечить регистрацию в ЕРНН всех налоговых накладных и расчетов корректировки, регистрация которых отсрочена на время действия военного положения;
  • все налоговые обязательства и налоговый кредит, задекларированные плательщиками во время действия военного положения на основании имеющихся у плательщика первичных (расчетных) документов, подлежат обязательному уточнению (приведению в соответствие) с учетом данных налоговых накладных и расчетов корректировки, зарегистрированных в ЕРНН.

Обращаем Ваше внимание на то, что вышеприведенный комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получить полную профессиональную консультацию.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 1828

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новые правила мобилизации: Закон принят 11 апреля, 2024    1163

Введение электронного кабинета призывника, военнообязанного, резервиста 04 апреля, 2024    398

Военный учет, мобилизация и прохождение военной службы по-новому: чего ждать? 08 февраля, 2024    1035

Оформленная отсрочка как обязательное предусловие для пересечения границы мужчинами во время военного положения 07 февраля, 2024    466

Где найти настоящий закон? ИЛИ
Как установить действительные нормы Налогового кодекса на данный момент времени?
19 января, 2024    307

Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – некоторые практические аспекты 07 декабря, 2023    470

Александр Минин выступил на XII Налоговом форуме АЮУ 28 сентября, 2023    275

Может ли налогоплательщик предоставить в суд документы, которые не были предоставлены налоговому органу, и на каком основании суд может не учитывать эти документы? 15 мая, 2023    1924

Статус «рискового»: все же обжалуется или нет? 23 ноября, 2022    1273

Обращаясь в суд для взыскания налогового долга и задолженности по ЕСВ налоговая не будет платить судебный сбор 08 ноября, 2022    534

Изменения в перечне документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить в период до прекращения или отмены военного положения 07 ноября, 2022    842

Как бизнесу понимать провозглашение налоговой реформы 10-10-10 (+3) 13 сентября, 2022    700

Прокомментировать