Обращение Кассационного административного суда к Большой Палате: актуальные вопросы и результаты
Наличие различных правовых позиций и «разношерстной» судебной практики, в том числе по административным вопросам, вызывает немало вопросов как среди самих судей, так и среди участников дел. Поэтому введенная новыми процессуальными законами возможность обращения в Большую Палату кажется весьма актуальной.
В этом обзоре попробуем проанализировать обращение Кассационного административного суда в Большую Палату и их результаты.
По данным Единого государственного реестра судебных решений и системы анализа судебных решений VERDICTUM Единой информационной платформы ЛИГА:ЗАКОН по состоянию на 13 сентября 2018 года нам удалось найти 503 судебных решения Кассационного административного суда о передаче дел на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда. В связи с таким количеством судебных решений о передаче дел на рассмотрение Большой Палаты возникает вопрос о причинах соответствующих обращений.
Как оказалось, абсолютное большинство дел передано в Большую Палату по вопросам предметной юрисдикции. В частности, как видно из текстов судебных решений, в порядке ч. 6 ст. 346 Кодекса административного судопроизводства Украины, что предусматриваетобязательную передачу дела на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда в случае обжалования судебного решения на основании нарушения правил предметной юрисдикции, на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда было передано 463 дела. Список таких дел предлагаем Вашему вниманию по ссылке в Приложении № 1.
Другая довольно значительная часть дел, переданных на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда, касается заявлений, которые были поданы еще «старому» Верховному Суду Украины относительно пересмотра судебных решений, в частности на основании неодинакового применения норм права. Соответствующие дела передаются в Большую Палату Верховного Суда в порядке, предусмотренном разделом VII «Переходные положения» Кодекса административного судопроизводства Украины. Исходя из текстов судебных решений, согласно такой процедуре Большой Палате Верховного Суда передано 25 дел.
Как видим, в 488 случаях из 503 передача дел на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда осуществлялась по вопросам, которые не связаны с пересмотром позиций Верховного Суда или обеспечением формирования единой правоприменительной практики. В свою очередь, по вопросам отступления от выводов и на основании наличия исключительной правовой проблемы в Большую Палату Верховного Суда передано только 15 дел, что в процентном соотношении к общему количеству дел составляет около 3%.
Для наглядности соответствующие решения о передаче дел в Большую Палату Верховного Суда приведены в графическом изображении, которое находится ниже.
В настоящее время обращения к Большой Палате Верховного Суда, связанные с наличием различных правовых позиций и «разношерстной» судебной практики, скорее единичные, а основной массив судебных решений о передаче дел на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда базируется на требованиях процесса касательно обязательной передачи дел, в частности в связи с обжалованием по поводу предметной юрисдикции или в
порядке пересмотра решений еще по правилам «старого» Кодекса административного судопроизводства Украины.
Попробуем разобраться с состоянием и результатом рассмотрения дел, которые переданы Большой Палате Верховного Суда, в части, связанной с проблематикой различных правовых позиций и «разношерстной» судебной практики. Из общего количества дел (15), переданных на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда, исходя из данных Единого государственного реестра судебных решений и системы анализа судебных решений VERDICTUM Единой информационной платформы ЛИГА:ЗАКОН, 2 дела рассмотрено, 3 –возвращено, 8 дел – принято к производству, по поводу 2 еще нет решения о принятии. Для удобства соответствующие показатели приведены ниже в графическом изображении и процентном соотношении:
Как видим, сейчас Большой Палатой рассмотрено по существу лишь 13% дел, в то время как возвращено – 20%. Надеемся, со временем тенденция относительно количества возвратов все же изменится в сторону увеличения рассмотрений по существу.
Что касается собственно правовых позиций и правовых проблем, переданых на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда, исходя из анализа соответствующих судебных решений, видим, что такие дела касаются пенсионных выплат, трудовых споров и обжалований решений/действий государственного регистратора, органов местного самоуправления, уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц. При этом по налоговым аспектам, что обычно занимают видное место среди споров, рассматриваемых в административных судах, передано только 2 дела.
Также стоит рассмотреть налоговые дела, переданные Кассационным административным судом на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда.
Первое дело, которое было передано на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда согласно определению по делу № 826/19939/16 от 21.02.2018 года, касалось последствий для налогоплательщика приговора по ст. 205 Уголовного кодекса Украины (фиктивное предпринимательство) в отношении должностного лица-контрагента и некоторых недостатков оформления налогового уведомления-решения. Однако Большая Палата Верховного Суда вернула дело в Кассационный административный суд, поскольку не обнаружила исключительной правовой проблемы. На этом деле и на результатах его рассмотрения в Большой Палате Верховного Суда мы раньше останавливались в обзоре «Обновление! На рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда передано дело для «формирования единой правоприменительной практики» касательно оценки приговора по ст. 205 УК в отношении директора контрагента».
Второе дело, которое передано на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда согласно определению по делу № 826/7380/15 от 26.06.2018 года, касается возмещения «старого» НДС. Указанное дело Большая Палата Верховного Суда приняла к своему производству и назначила к рассмотрению на 30.10.2018 года. На этом деле и ожиданиях относительно его рассмотрения в Большой Палате Верховного Суда мы подробно останавливались в обзоре «Большая Палата Верховного Суда рассмотрит вопрос (по делу о возмещении «старого» НДС) – (1) имеет ли право требование о взыскании средств из бюджета как надлежащий эффективный способ защиты нарушенных прав налогоплательщика, (2) будет ли суд рассматривать только обращение касательно побуждения государственных органов сделать то, что они и так должны были сделать. И как можно будет возмещать «старый» НДС, который должен был бы быть возмещен согласно Временного реестра».
Также отдельного внимания стоит дело по обжалованию налоговых проверок в рамках уголовного производства, которое хоть и было передано на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда из Кассационного уголовного суда, но касается налоговых вопросов. Так, речь идет о деле, которое было передано согласно определению по делу № 243/6674/17-к от 06.03.2018 года. По результатам рассмотрения указанного дела Большая Палата Верховного Суда подтвердила право на обжалование постановлений о назначении налоговых проверок. Подробнее об этом – в нашем обзоре «Верховный Суд: право на обжалование определений о назначении налоговых проверок в рамках уголовного производства подтверждено!».
Краткая информация о делах касательно других вопросов и результатов их рассмотрения приведена в Приложении № 2.
Как видим, пока передача дел в Большую Палату Верховного Суда осуществляется в большинстве случаев из-за требования процесса, чем по волеизъявлению суда для решения проблем различных правовых позиций и «разношерстной» судебной практики. А иногда даже те проблемы, которые переданы для обеспечения единства и развития практики, остаются без внимания. В то же время, будем надеяться, что со временем массив дел, который передается на рассмотрение Большой Палаты Верховного Суда согласно требованию процесса, уменьшится и у судей Кассационного административного суда и судей Большой Палаты Верховного Суда появится возможность посвятить внимание обеспечению формирования единой практики правоприменения.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран вступило в силу для Украины: последствия для участников МГК в Украине
Двойное дно Законопроекта о коммуникации между бизнесом и налоговой № 9662 (с обновлением от 15 марта 2024 года)
Где найти настоящий закон? ИЛИ
Как установить действительные нормы Налогового кодекса на данный момент времени?
Не обошлось: отменены предельные сроки досудебного расследования до подозрения
Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УКУ с 01 января 2024 года
Попытка отменить «поправки Лозового» – бизнесу приготовиться!
Сроки досудебного расследования в военное время: изменения по Закону № 3341-IX
Александр Минин выступил на XII Налоговом форуме АЮУ
Сроки досудебного расследования [во ВСЕХ производствах, где ни одному лицу не было сообщено о подозрении] остановлены на время действия военного положения. А если посмотреть под другим углом?
Статус «рискового»: все же обжалуется или нет?
Обращаясь в суд для взыскания налогового долга и задолженности по ЕСВ налоговая не будет платить судебный сбор