Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины
Только недавно был принят и вступил в силу новый Закон Украины «О Конституционном Суде Украины»1 и Конституционный Суд Украины (далее – КСУ) начал действовать в новом составе как уже имеем первые результаты его работы. Так, 27.02.2018 г. КСУ принял Решение о налогообложении пенсий и ежемесячного пожизненного денежного содержания по делу № 1-р/2018. Отметим, что это первое решение КСУ в 2018 году и, как ни странно, оно касается налогового вопроса.
Ранее КСУ не особо интересовался налоговой сферой. По крайней мере, об этом свидетельствуют статистические данные: с 01.01.2011 г. по 07.11.2016 г. КСУ вынес только 1 решение о соответствии отдельных положений законодательства Конституции Украины по налоговым вопросам. При этом в основном «фаворитами» КСУ были вопросы касательно судоустройства и статуса судей, (13 решений); других вопросов (6 решений); выборов и бюджета (5 решений); гражданского права (3 решения). Кроме того, за это время КСУ было рассмотрены лишь 2 подачи касательно конституционности положений Налогового кодекса Украины с момента его принятия. Создается впечатление будто КСУ все время пытался «обходить стороной» налоговую сферу, несмотря на большое количество проблемных вопросов и противоречий в налоговом законодательстве. Об этом, в частности, мы писали в обзоре «Налоговые споры с точки зрения судебной реформы».
Поэтому вынесение КСУ первого в 2018 году решения по налоговому вопросу является, безусловно, положительным шагом и дает надежды надеяться, что такая активность КСУ не пойдет на спад.
Собственно, по сути решения. КСУ была рассмотрена подача 48 народных депутатов и Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины положений Налогового кодекса Украины2, которые предусматривали включение в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика суммы пенсий (включая сумму их индексации, начисленную в соответствии с законом) и ежемесячного пожизненного денежного содержания, получаемых из Пенсионного фонда Украины или бюджета, если их размер превышает 10 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность (в расчете на месяц), установлен на 1 января отчетного налогового года, − в части такого превышения, а также пенсий из иностранных источников, если такие пенсии подлежат налогообложению или не подлежат налогообложению в стране их выплаты.
Так, до вступления в силу Закона Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине»3, то есть до 01.04.2014 г., пенсия и ежемесячное пожизненное денежное содержание вообще не облагались.
Однако в связи с его принятием в НК Украины был добавлен новый подпункт − 164.2.19, который, по сути, предусматривал налогообложение пенсии и ежемесячного пожизненного денежного содержания, превышавшие 10 000 грн в месяц. Впоследствии другим Законом Украины4, который вступил в силу 01.01.2015 г., размер превышения, подлежащего налогообложению, был увеличен до 3 размеров минимальной заработной платы, а через некоторое время с 01.07.2016 г. − увеличен до 10 размеров прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность5.
Рассмотрев дело, КСУ установил, что абз. 1 пп. 164.2.19 НК Украины НЕ отвечает:
1) ч. 1 ст. 8 Конституции Украины (принципу верховенства права, в частности его элементам − принципу правовой определенности, правовой предсказуемости, правомерных ожиданий и справедливости):
КСУ отметил, что введение налогообложения пенсий
Отдельно КСУ остановился на вопросе анализа соблюдения законодателем принципа правовой определенности при установлении налогообложения пенсий и со временем изменении суммы, с которой начинается такое налогообложения. В частности, процитировавши свои заключения касательно этого принципа из предыдущих решений по делам № 17-рп/2010 от 29.06.2010 г. и № 8-рп/2005 от 11.10.2005 г., а также Доклад «Верховенство права», одобренный Европейской Комиссией «За демократию через право», КСУ отметил, что
(п. 4.3).
В то же время после введения норм касательно налогообложения пенсий, фактически, в течение 2 лет Верховная Рада Украины трижды вносила в них изменения. При таких обстоятельствах КСУ пришел к заключению, что «лица, имеющие право на пенсионные выплаты, объективно не могли быть уверенными в своих правомерных ожиданиях относительно стабильности правового регулирования в этой сфере». Такие действия Верховной Рады Украины противоречат принципу верховенства права, в частности таким его элементам как правовая определенность, правовая предсказуемость, правомерные ожидания и справедливость.
2) ч. 1, 2 ст. 24 Конституции Украины − принципу равенства граждан перед законом и недискриминации по признаку имущественного положения:
Так, введенное налогообложение пенсий создает основания для своего рода дискриминации плательщиков, которые платили большие социальные взносы в течение трудовой деятельности и которые должны дополнительно уплачивать налог на сумму превышения установленного размера. Суд отметил, что такой подход к определению категорий (групп) пенсионеров, пенсии которых подлежат налогообложению, свидетельствует о нарушении принципа равенства.
Поэтому
3) ст. 46 Конституции Украины − обязанности государства гарантировать и обеспечивать социальную защиту граждан:
Проанализировав сущность, назначение и цель выплаты пенсии КСУ пришел к заключению, что пенсия является не доходом, а одним из видов социальных выплат. Право на пенсионное обеспечение является составляющей конституционного права на социальную защиту граждан, которое гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием и не является заработком граждан или иным доходом, связанным с любым видом деятельности. Поэтому, соответственно, признание ее доходом и налогообложение нарушает ст. 46 Конституции Украины.
4) ч. 1 ст. 126 Конституции Украины − независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины:
Поскольку независимость судей, среди прочего, обеспечивается должным уровнем материальной и социальной защиты, налогообложение ежемесячного пожизненного денежного содержания судей, по мнению КСУ, уменьшает его размер и снижает достигнутый уровень гарантий независимости судей соответственно.
На этом основании, КСУ признал неконституционным (таким, что не соответствует Конституции Украины) положение абз. 1 пп. 164.2.19 НК Украины. Это положение утратило силу со дня принятия КСУ решения, то есть с 27.02.2018 г.
Хотя это решение касается конкретного вопроса − конституционности налогообложения пенсий и ежемесячного пожизненного денежного содержания, все же высказанная в нем позиция КСУ, в частности, касательно принципа правовой определенности может быть применима и для других дел, где законодатель «позволил себе» проигнорировать принцип правовой определенности при внесении изменений в налоговое законодательство.
Так, принцип стабильности налогового законодательства тесно связан и с принципом правовой определенности и, фактически, вытекает из него. Как показали наши исследования для обзора «Налоговые споры с точки зрения судебной реформы», законодатель очень любит игнорировать эти принципы. Например, за период с 01.01.2014 г. по 07.11.2016 г. 54 законами были внесены изменения в НК Украины6. При этом все 100 % законов (46 из 46)7, где менялся, по крайней мере, один элемент налогов и сборов, были приняты с нарушением принципа стабильности налогового законодательства.
Поэтому заключения КСУ касательно принципа правовой определенности в анализированном решении могут быть актуальными для случаев, когда те или иные изменения были внесены в НК Украины с нарушением принципа стабильности. Собственно, введенный недавно институт конституционной жалобы частных лиц дает прямой доступ частным лицам (то есть без привлечения специальных субъектов на конституционную подачу) к отмене некачественных законов, в т. ч. таких, которые приняты с нарушением принципа правовой определенности. Такой институт может стать действенным механизмом привлечения государства к ответственности за отсутствие четкого и стабильного налогового законодательства.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Принят 13.07.2017 г. и вступил в силу 03.08.2017 г.
2Абз. 13, 14 п. 32 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 года №71-VIII и абз. 1 пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса Украины.
3Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста Украины».
4Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71-VIII.
5Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно освобождения от налогообложения пенсий» № 1411-VIII.
6Всего с момента принятия НК Украины по 07.11.2016 г. 103 закона изменили НК Украины.
7В 8 законах из 54 не менялись элементы налогов и сборов.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
ВСЕ ВЫ ОДНО
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
Кто в стране хозяин?
Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение
Обзор судебной практики судов кассационной инстанции по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2017 год