Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
Налоговая палата Кассационного административного суда в составе Верховного Суда (далее – КАС) наконец приняла первое решение в образцовом деле, которое касается вопросов налогообложения.
Так, в Постановлении Верховного Суда от 30 марта 2018 года по делу № 812/292/18 (производство по образцовому делу № Пз/9901/22/18), высказана позиция о том, что к налогоплательщикам, расположенных и зарегистрированных в налоговых органах в зоне АТО, финансовые санкции за несвоевременную уплату ЕСВ не применяются.
В чем вопрос?
Начало Антитеррористической операции (далее – АТО) внесло определенные коррективы касательно администрирования всех обязательных платежей (достаточно только вспомнить споры касательно возврата излишне уплаченных денежных средств по земельному налогу). Не стал исключением и единый социальный взнос.
С целью устранения дополнительных барьеров для осуществления хозяйственной деятельности предприятий, ставших «заложниками» данной ситуации, был принят Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» № 1669-VII от 02 сентября 2014 года (далее – Закон № 1669-VII), который установил право плательщиков ЕСВ на освобождение от исполнения своих обязанностей по уплате ЕСВ на период с 14 апреля 2014 года до окончания антитеррористической операции или военного или чрезвычайного положения при условии, что они состоят на учете в контролирующих органах, размещенных на территории АТО.
В то же время предусмотренное право плательщика могло (и может) быть реализовано путем подачи соответствующего заявления в контролирующие органы по основному месту учета или по месту его временного проживания в произвольной форме не позднее тридцати календарных дней, следующих за днем окончания АТО.
Контролирующий орган аргументировал правомерность применения штрафных санкций к Предприятию тем, что закон освобождение от исполнения обязанности по уплате ЕСВ связывает с наличием соответствующего заявления Предприятия как основания для такого освобождения.
Однако КАС пришел к противоположному заключению и отметил, что пункт 9-4 Раздела VIII Закона «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование»1 необходимо толковать системно, а основанием для освобождения от обязанности по уплате ЕСВ является уже сам факт пребывания предприятий на учете в контролирующих органах, находящихся на территории проведения АТО.
Кроме того, КАС были названы обстоятельства, наличие которых делает невозможным использование изложенной позиции по другим делам:
- невыполненные обязательства по уплате ЕСВ возникли до/и после проведения АТО;
- плательщик ЕСВ пребывает на учете в контролирующих органах, которые не находятся в перечне территорий, на которых проводится АТО, даже при условии регистрации местонахождения такого плательщика на территории населенных пунктов, определенных перечнем, где проводится АТО.
Наличие данных обстоятельств свидетельствует о не «типичности» налогового спора касательно санкций по уплате ЕСВ.
Более подробно ознакомиться с Постановлением Верховного суда от 30 марта 2018 года по делу № 812/292/18 можно по ссылке.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Соответствующий пункт был дополнен Законом № 1669-VII.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
1535
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
1403
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
9499
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
2071
ВСЕ ВЫ ОДНО
4784
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
32427
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
3738
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
4543
Кто в стране хозяин?
3299
Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины
3037
Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение
906
Обзор судебной практики судов кассационной инстанции по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2017 год
2006
