Изменения в пп. 78.1.1 НКУ или на каком основании будут проводиться проверки, если поставщик «неблагонадежный»?
С 01.01.2016 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» от 24.12.2015 г. № 909-VIII (далее – «Закон № 909»), которым были частично изменены основания для проведения документальных внеплановых проверок плательщика налогов.
В частности, были внесены изменения в пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»).
Напомним, что до 01.01.2016 г. пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ был изложен в следующей редакции:
«78.1.1. по результатам проверок других налогоплательщиков или получения налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса».
Именно положения пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ были поводом для направления многочисленных «предпроверочных» запросов о подтверждении взаимоотношений с контрагентами, в том числе и с «неблагонадежными» поставщиками, и самым популярным среди контролирующих органов основанием для назначения и проведения проверок по «неблагонадежным» поставщикам.
С 01.01.2016 г. положения пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ имеют такую формулировку:
«78.1.1. получена налоговая информация, свидетельствующая о нарушении налогоплательщиком валютного и другого не урегулированного этим Кодексом законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа, в котором указываются нарушения этим налогоплательщиком соответственно валютного и другого не урегулированного этим Кодексом законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса».
Как видим, на данный момент исключена возможность проведения проверок по вопросам соблюдения налогового законодательства на основании пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ по результатам проверок других налогоплательщиков или в случае получения другой налоговой информации, свидетельствующей о наличии нарушений.
Значит ли это, что проверки на основании налоговой информации по результатам проверок «неблагонадежных» поставщиков проводиться не будут?
В своем письме от 01.02.2016 г. № 3069/7/99-99-22-04-02-17 «О проведении проверок в 2016 году» Государственная фискальная служба Украины (далее – «ГФСУ») сообщила, что документальные внеплановые проверки на основании пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НКУ могут проводиться только по вопросам соблюдения налогоплательщиком валютного и другого законодательства, не урегулированного НКУ. В свою очередь, документальные внеплановые проверки, которые были начаты до вступления в силу Закона № 909, завершаются в соответствии с основаниями для их назначения и приказами о проведении таких проверок.
При этом для проверок с 01.01.2016 г. ГФСУ предложила следующее: «В связи с этим в случае получения контролирующим органом налоговой информации, свидетельствующей о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства, организацию и проведение документальных внеплановых проверок целесообразно осуществлять на основании подпункта 78.1 .4 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса (выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указано о выявленной недостоверности данных, и соответствующую декларацию в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса)».
Таким образом, если по результатам проверок других налогоплательщиков или получения информации выявлены факты нарушения налогового законодательства, такая информация будет использована как основание для направления контролирующим органом «предпроверочного» запроса на основании пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ.
Запрос контролирующего органа в порядке пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ должен содержать, среди прочего, информацию о выявленной недостоверности данных, указание на конкретную декларацию, в которой выявлена такая недостоверность, а также перечень информации и документов, которые предлагается предоставить.
Дополнительно отметим, что возможность назначения проверки на основании пп. 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ также может зависеть от того, имеет ли влияние полученная контролирующим органом налоговая информация на достоверность данных, содержащихся в соответствующих налоговых декларациях, а также от того, был ли оформлен и направлен запрос с соблюдением требований НКУ. ГФСУ в указанном выше письме рекомендует налоговым органам на местах обращать внимание на такие обстоятельства с целью предотвращения конфликтных ситуаций и судебных споров с налогоплательщиками.
Также ГФСУ в письме от 01.02.2016 г. № 3069/7/99-99-22-04-02-17 «О проведении проверок в 2016 году» отмечает, что налоговым органам на местах следует анализировать наличие и других оснований для проведения проверок из тех, что предусмотрены п. 78.1 ст. 78 НКУ.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
1535
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
1403
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
9499
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
2071
ВСЕ ВЫ ОДНО
4784
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
32427
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
2942
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
3738
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
4543
Кто в стране хозяин?
3299
Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины
3037
Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение
906
