Обычные цены в неконтролируемых операциях
Налоговый кодекс в редакции, действующей с 1 сентября 2013 года, претерпел значительных изменений в части правил применения обычных цен.
Общей декларированной направленностью законодателя касательно внесенных изменений было урегулирование вопросов трансфертного ценообразования в контролируемых операциях между связанными лицами по операциям, объем которых за календарный год превышает 50 млн грн.
Вместе с тем из Налогового кодекса в редакции, действующей с 1 сентября, не исключены упоминания об обычных ценах в отношении к другим операциям, независимо от того, являются ли они контролируемыми или нет.
Это, в частности:
- цена отчуждения готовой продукции, товаров и товарных запасов, которые находятся в налоговом залоге (п. 92.1);
- определение дохода в виде стоимости бесплатно полученных товаров, работ, услуг (пп. 135.5.4);
- признание первичной стоимости основных средств, полученных в обмен на подобный объект (п. 146.9);
- определение дохода от продажи или другого отчуждения основных средств и нематериальных активов (п. 146.14), земли (п. 147.5);
- определение базы для начисления авансового взноса при выплате дивидендов в форме, отличной от денежной (пп. 153.3.2);
- определение доходов и расходов на проведение товарообменных (бартерных) операций (п. 153.10);
- определение базы налогообложения НДС в случае аннулирования регистрации налогоплательщика (п. 184.7), в случае ликвидации основных производственных и непроизводственных средств (п. 189.9), а также получения услуг от нерезидентов без их оплаты (п. 190.2);
- определение базы налогообложения НДФЛ во время начисления (предоставления) доходов физическим лицам в любой безналичной форме (п. 164.5), а также дополнительного блага в виде стоимости бесплатно полученных товаров, работ, услуг (абз. «е» пп. 164.2.17).
Что это, ошибка законодателя (просто не успели вычитать весь текст Налогового кодекса в связи с нововведением касательно ограничения применения обычных цен, и, соответственно, следует ожидать дополнительных изменений), или умышленное действие, цель которого – применять обычные цены не только к контролируемым операциям, но и к части других операций?
Подготовленный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (касательно использования понятия «обычная цена»)» от 09.09.2013 года, который в данный момент размещен на сайте Министерства доходов и сборов Украины, свидетельствует о том, что это НЕ ОШИБКА.
Указанный законопроект предусматривает, что во всех других операциях, отличных от контролируемых, должен применяться иной критерий – «справедливая рыночная цена». Для этого вводится новый термин «14.1.2291. справедливая рыночная цена – цена, которая сложилась на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг), при которой товары передаются (работы – выполняются, услуги – предоставляются) в операциях между лицами, которые не являются связанными».
Предлагается исключить нормы, которые остались как «отголосок» предыдущей редакции ст. 39 Налогового кодекса, а именно п/п. 20.1.36 Налогового кодекса касательно обращения контролирующих органов в суд «касательно начисления и уплаты налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности в результате применения обычных цен». Также предлагается исключить абзац десятый п. 153.9 Налогового кодекса, согласно которому «Нормы этого Кодекса касательно обычных цен не применяются при проведении сделок РЕПО или операций с деривативами«.
При условии внесения таких изменений можно утверждать, что положения п. 73.3 Налогового кодекса, согласно которым контролирующие органы имеют право обращаться к налогоплательщикам с письменным запросом о предоставлении информации «2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок и в других случаях, предусмотренных статьей 39 этого Кодекса«, будут применяться именно к контролируемым операциям. По другим операциям запрашивать соответствующую информацию со ссылкой на указанную норму контролирующие органы не имеют права.
В целом же, до внесения предложенных изменений, есть основания утверждать, что согласно действующей на сегодня редакции Налогового кодекса, «обычные цены» в операциях, отличных от контролируемых, не подлежат применению. На это указывает п. 39.7 Налогового кодекса, согласно которому «Нормы этой статьи применяются во время определения базы налогообложения в контролируемых операциях для целей разделов III и V этого Кодекса«.
Поскольку контролирующие органы обязаны действовать исключительно «на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины«, то они фактически не имеют права проводить проверки и совершать доначисление денежных обязательств с применением обычных цен в других, НЕконтролируемых операциях. Но это, так называемое «освобождение», будет существовать лишь до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, которые предлагаются законопроектом от 09.09.2013 г.
Впрочем, подготовленный законопроект не устанавливает механизм, каким именно образом должна определяться «справедливая рыночная цена», а также из каких источников должна браться соответствующая информация, как налогоплательщиками, так и контролирующими органами. Открытым остается также вопрос касательно уникальных операций, по которым отсутствуют рынки идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).
Кроме того, фактически этот «новый термин» – «справедливая рыночная цена» является одним из методов определения обычной цены. Речь идет о методе сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж), который предусмотрен пп. 39.3.3 Налогового кодекса.
Итак, задекларированное сужение сферы применения обычных цен оказалось очередным призрачным явлением. Ведь, по сути, все осталось так, как и было, только условно операции разделили на контролируемые, в которых применяется обычная цена, и другие операции, в которых применяется такой метод определения обычной цены, как справедливая рыночная цена.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам
Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин
Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков
Очередная реинкарнация спецправил ТЦО касательно сырьевых товаров. Сработает ли в этот раз?
Глобальный тренд: операции с сырьевыми товарами и традиционной продукцией тяжелой промышленности под прицелом ТЦО
Параллельный импорт: скрытые налоговые риски для официальных импортеров в контексте правил трансфертного ценообразования
Чем дышит международное сообщество профессионалов ТЦО
Впечатления от участия в Глобальном форуме по трансфертному ценообразованию в Мюнхене под эгидой International Tax Review
WTS Global Country TP Guide:
Комплексное исследование по ТЦУ в 73 странах
Болгария исключена из перечня «низконалоговых» юрисдикций для целей ТЦО
Штрафы в ТЦО: правомерно ли штрафуют за несвоевременную подачу отчета в периоде до 01 января 2017 г.?
Штрафы в ТЦО: общий обзор
Обновлен перечень «низконалоговых» юрисдикций, операции с которыми будут признаваться контролируемыми