Параллельный импорт: скрытые налоговые риски для официальных импортеров в контексте правил трансфертного ценообразования
Параллельный импорт - это не только вопрос коммерческого характера, но и налоговые риски, которые в контексте текущей редакции правил трансфертного ценообразования (ст. 39 Налогового кодекса Украины, далее - НК Украины) могут превратиться из теоретических в реальные.
Именно такие риски мы и рассмотрим в материале ниже.
Параллельный импорт: о чем речь?
Глоссарий ВТО определяет параллельный импорт как «операцию, во время которой товар, изготовленный легально (т.е. не контрафактный) за границей, ввозится без разрешения правообладателя интеллектуальной собственности (знака для товаров или патента). Некоторые страны позволяют такие операции, а другие – нет».
Основная идея параллельного импорта заключается в использовании возможности ценового арбитража в случае различных ценовых политик в отношении товара в разных странах. То есть, если какой-то товар по той или иной причине дешевле для польского рынка, чем для украинского, то для такого товара может возникнуть возможность заработать на разнице цен.
Вопрос параллельного импорта в настоящее время широко обсуждается в Украине. В основном в контексте того, к какой группе стран относится или должна относиться Украина – к тем, которые разрешают параллельный импорт, или к тем, которые его запрещают.
Ответ на этот вопрос лежит в сфере законодательства о защите интеллектуальной собственности. В частности, в том, какой принцип исчерпания прав интеллектуальной собственности применяется:
- национальный – только в случае продажи товара в стране правообладатель уже не вправе запрещать дальнейшие операции с товаром (параллельный импорт = нарушение прав интеллектуальной собственности),
- международный – первая продажа товара где-нибудь в мире приводит к потере правообладателем права запрещать операции с товаром (параллельный импорт разрешен) или
- региональный – первая продажа в определенной группе стран лишает правообладателя права запрещать дальнейшие операции с товаром (разрешен в пределах определенной группы стран и запрещен при операциях таких стран с третьими странами).
Проблема Украины в том, что четко в законодательстве не определено, какой принцип все же применяется у нас.
Однако в этой статье мы не будем рассматривать собственно вопрос правомерности параллельного импорта, дискутировать о том, какой же принцип желательно применить для Украины.
Примем как факт, что параллельный импорт как явление на сегодня в Украине существует, и его масштабы являются существенными.
Поговорим же мы о неочевидных вещах. А именно – о налоговых рисках, которые возникают для официальных импортеров в связи с параллельным импортом.
Более низкая цена параллельного импорта: могут ли использовать при проверке трансфертных цен?
По определению: параллельный импорт состоит ...
Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Лучше поздно, чем никогда: наконец-то законодатели решили исправить нормы об ответственности за уточнение отчетности по ТЦО
1098
Кабмин обновил перечень «низконалоговых» юрисдикций
1543
Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран вступило в силу для Украины: последствия для участников МГК в Украине
774
Изменения к признакам контрагентов-нерезидентов для признания операций контролируемыми или осуществления 30% корректировки по налогу на прибыль
1833
Суд первой инстанции отказал налоговой в квалификации расходов как управленческих (таких, что не имеют деловой цели)
874
В конце концов, Верховный Суд признал, что применение сравнительного анализа ТЦО было правильным (дело «Олимпекс Купе Интернейшнл»)
429
Важная судебная практика по ТЦO: кассационная жалоба налоговой снова (частично) удовлетворена Верховным Судом – почему дело является важным и какие весомые нюансы не учтены?
1753
Необоснованность сравнительного анализа ТЦО: Верховный Суд Украины передал дело на повторное рассмотрение
1122
Нарушение предельных сроков расчетов по экспортным / импортным операциям: проверки и ответственность – особенности во время военного положения и немного до этого
1287
«Массированные» запросы касательно применения 30% корректировки по налогу на прибыль. Что не так и что делать?
2204
Война – не повод игнорировать соблюдение требований по трансфертному ценообразованию
1019
