Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин
14.05.2021 г. Приказом № 266 Минфин утвердил новую Обобщающую налоговую консультацию касательно отдельных положений ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины), в том числе при корректировке финансового результата до налогообложения на основании пп. 140.5.4, 140.5.51, 140.5.6 ст. 140 НК Украины.
Разъяснение касается сырьевых товаров, товаров, которые имеют биржевую котировку, операций реструктуризации бизнеса, подачи Уведомления о заключении договора (контракта) на осуществление операций с сырьевыми товарами, а также отдельных вопросов применения 30% корректировки финансового результата. Ключевые аспекты Обобщающей налоговой консультации приводим ниже.
Сырьевые товары
- Законом Украины от 16.01.2020 г. № 466-IX1, который вступил в силу 23.05.2020 г., внесены изменения касательно установления соответствия условий контролируемых операций с сырьевыми товарами принципу «вытянутой руки». Однако непосредственно перечень сырьевых товаров утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.12.2020 г. № 12212, которое вступило в силу с 01.01.2021 г.
Соответственно, в период с 23.05.2020 г. по 31.12.2020 г. нормы НК Украины касательно установления соответствия условий контролируемых операций с сырьевыми товарами принципу «вытянутой руки» (пп. 39.3.3.4 – 39.3.3.8 п. 39.3 ст. 39 НК Украины) не применяются. Соответствующие изменения применяются начиная с 01.01.2021 г.
Товары, которые имеют биржевую котировку
- Начиная с 23.05.2020 г. (с вступлением в силу Закона Украины № 466-IX) и до 31.12.2020 г. установление соответствия условий контролируемых операций с товарами, которые имеют биржевую котировку, принципу «вытянутой руки» осуществляется по общим правилам, определенным пп. 39.2.2 п. 39.2 и пп. 39.3 ст. 39 НК Украины, то есть с применением наиболее целесообразного метода трансфертного ценообразования.
- Если налогоплательщик в период с 01.01.2020 г. по 22.05.2020 г. использовал нормы пп. 39.2.1.3 п. 39.2 ст. 39 НК Украины (исключенного Законом Украины № 466-IX), данные нормы могут быть применены также в период с 23.05.2020 г. по 31.12.2020 г. при осуществлении контролируемых операций с товарами, которые имеют биржевую котировку. При этом в документации по трансфертному ценообразованию для таких контролируемых операций налогоплательщик должен привести обоснование использования:
1. метода сравнительной неконтролируемой цены как наиболее целесообразного метода;
2. биржевых котировок в качестве источника информации о ценах;
3. периода, который используется для расчета диапазона цен и сравнения его с ценой в контролируемой операции.
Операции по реструктуризации бизнеса
- Операции по реструктуризации бизнеса (полной, частичной, безвозвратной или временной передачи функций вместе с материальными и/или нематериальными активами (или без них), выгодами, рисками и возможностями другому налогоплательщику) являются контролируемыми операциями (при условии соответствия критериям, определенным пп. 39.2.1.1 и 39.2.1.7 ст. 39 НК Украины). Также разъяснено, что поскольку перечень хозяйственных операций для целей трансфертного ценообразования, определенный подпунктом 39.2.1.4 ст. 39 НК Украины, не является исчерпывающим, соответственно, любые уточнения, в том числе касательно операций реструктуризации бизнеса, не считаются расширением перечня операций для целей контроля трансфертного ценообразования.
- Налогоплательщики могут использовать разъяснения, предоставленные в разделе ІХ «Аспекты трансфертного ценообразования при реструктуризации бизнеса» Наставлений ОЭСР касательно трансфертного ценообразования для транснациональных компаний и налоговых служб 2017 г., в процессе обоснования соответствия условий контролируемых операций реструктуризации бизнеса принципу «вытянутой руки».
Уведомление о заключении договора (контракта) на осуществление операций с сырьевыми товарами
- НК Украины не предусмотрено подачу в контролирующий орган нового Уведомления о заключении договора (контракта) на осуществление операций с сырьевыми товарами в случае, если имело место заключение дополнительного соглашения, которое касается изменения существенных условий договора (контракта) (в частности изменение характеристик, цены, общей стоимости, количества, объема товаров, условий поставки, оплаты, ответственности сторон и т.д.).
Уведомление касается условий договора (контракта), что действовали на момент его заключения; соответственно, в случае направления налогоплательщиком дополнительного Уведомления в связи с заключением дополнительного соглашения, данное дополнительное Уведомление не будет учитываться контролирующим органом. В таком случае сравнение цены в контролируемой операции будет осуществляться с котировочными ценами на дату перехода права собственности предмета контролируемой операции или на дату отгрузки товара согласно товарно-транспортному документу.
- Налогоплательщику не нужно подавать уведомление о заключении предварительного (рамочного, генерального) договора (контракта) с нерезидентом на осуществление операций с сырьевыми товарами, поскольку стороны в этот момент еще не согласовали существенные условия договора (однако решили согласовать их в будущем). Налогоплательщик может подать уведомление о заключении соответствующего договора (контракта) после того, как стороны согласуют все существенные условия договора (контракта) на основании соответствующего дополнительного соглашения (дополнения, приложения, спецификации и т.д.).
В таком случае уведомление может быть подано касательно каждого дополнительного соглашения (дополнения, приложения, спецификации и т.д.), на основании которого будет осуществляться поставка конкретной партии товара.
Подтверждение оплаты нерезидентом налога на прибыль (корпоративного налога) во избежание применения 30% корректировки финансового результата
- Плательщик налога на прибыль, который осуществляет операции с нерезидентом, организационно-правовая форма которого включена в Перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины3, имеет право не увеличивать на 30% финансовый результат налогового (отчетного) периода в порядке, определенном пп. 140.5.4 и 140.5.51 ст. 145 НК Украины, при условии подтверждения оплаты таким нерезидентом налога на прибыль.
Достаточным подтверждением уплаты нерезидентом налога на прибыль в период осуществления операции в государстве, где он зарегистрирован как юридическое лицо в соответствующей организационно-правовой форме, является документ (справка), который:
(1) содержит информацию об уплате налога в период осуществления операции именно нерезидентом, который является контрагентом налогоплательщика, а не другим физическим, юридическим лицом или образованиями без статуса юридического лица;
(2) выданный финансовым (налоговым) органом соответствующей страны в форме, утвержденной законодательством этой страны;
(3) надлежащим образом легализован и переведен в соответствии с законодательством Украины.
Документ (справка) должен храниться у налогоплательщика и должен быть предоставлен контролирующему органу в случае направления запроса или проведения документальной проверки.
Операции по продаже и/или приобретению товаров через комиссионеров-резидентов
- В случае продажи и/или покупки товаров, увеличивать финансовый результат налогового (отчетного) периода на 30% стоимости товаров по договору комиссии должен комитент-резидент, а не комиссионер-резидент, поскольку хозяйственные операции влияют на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий именно комитента, а не комиссионера (за исключением суммы комиссионного вознаграждения по такому договору).
Документация касательно обоснования суммы расходов (доходов) по операциям, предусмотренным пп. 140.5.4, 140.5.51, 140.5.6 ст. 140 НК Украины
- Для целей обоснования суммы расходов (доходов) по операциям, предусмотренным пп. 140.5.4, 140.5.51, 140.5.6 ст. 140 НК Украины, налогоплательщик должен задокументировать как совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме, информацию, указанную в пп. 39.4.6 ст. 39 НК Украины (информацию, которая должна быть включена в документацию по трансфертному ценообразованию), в объеме, необходимом для оценки соответствия уровня цены или показателя рентабельности соответствующей операции принципу «вытянутой руки».
При этом объем информации считается достаточным, если налогоплательщиком должным образом обоснован уровень цены или показатель рентабельности соответствующей операции (операций) с использованием наиболее целесообразного метода трансфертного ценообразования.
- Если цена в документации, подготовленной в подтверждение суммы расходов (доходов) по операциям, предусмотренным пп. 140.5.4, 140.5.51 ст. 140 НК Украины, не отвечает принципу «вытянутой руки» (или такое расхождение обнаружено по результатам проверки контролирующим органом), налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку до максимального/минимального значения диапазона цен (верхнего/нижнего квартилей) в соответствии с положениями пп. 39.5.4. ст. 39 НК Украины, или такая корректировка может быть осуществлена контролирующим органом до медианы диапазона цен (рентабельности) на основании проверки.
При этом корректировка осуществляется на размер разницы между фактической стоимостью приобретения/продажи товаров (работ, услуг) и стоимостью, определенной исходя из уровня цены, определенной по принципу «вытянутой руки». Такая корректировка может быть как меньше 30% стоимости товаров, так и больше.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Закон Украины от 16.01.2020 г. № 466-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве».
2Постановление Кабинета Министров Украины от 09.12.2020 г. № 1221 «Об утверждении перечня сырьевых товаров и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 08 сентября 2016 г. № 616».
3Постановление КМУ № 480 от 04.07.2017 г. об утверждении Перечня организационно-правовых форм нерезидентов, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Изменения к признакам контрагентов-нерезидентов для признания операций контролируемыми или осуществления 30% корректировки по налогу на прибыль
Суд первой инстанции отказал налоговой в квалификации расходов как управленческих (таких, что не имеют деловой цели)
В конце концов, Верховный Суд признал, что применение сравнительного анализа ТЦО было правильным (дело «Олимпекс Купе Интернейшнл»)
Важная судебная практика по ТЦO: кассационная жалоба налоговой снова (частично) удовлетворена Верховным Судом – почему дело является важным и какие весомые нюансы не учтены?
Необоснованность сравнительного анализа ТЦО: Верховный Суд Украины передал дело на повторное рассмотрение
«Массированные» запросы касательно применения 30% корректировки по налогу на прибыль. Что не так и что делать?
Война – не повод игнорировать соблюдение требований по трансфертному ценообразованию
Finally! Украина присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран
Свежее решение Верховного Суда касательно применения правил ТЦО: новые подходы к применению метода СНЦ, по которым, к сожалению, остались вопросы
Кабинет Министров Украины утвердил новый порядок касательно заключения договоров о предварительном согласовании ценообразования для целей ТЦО
Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам
Что сказать, ОНК можно и самому прочитать, без подчеркиваний. По 30%-й корректировке вы упустили самый важный момент из ОНК, который можно было выделить п/ж и подчеркнуть двойной линией «Зазначені підпункти статті 140 розділу III Кодексу не містять спеціальних вимог щодо форми документа для підтвердження сплати податку нерезидентом, а також вимог щодо органу, який має видавати такий документ.» В этом весь смысл ответа Минфина
Дякуємо за Ваш коментар! Матеріал є тезисним викладенням УПК та надається у вільному доступі. Звісно, це лише основні моменти, а більш детальний аналіз дає можливість виокремити ряд питань, на яких варто зупинитися та висвітлити в окремому матеріалі.
Щодо форми документа для підтвердження сплати податку нерезидентом, дійсно, підпункти статті 140 розділу ІІІ Кодексу не містять спеціальних вимог щодо форми документа для підтвердження сплати податку нерезидентом, а також вимог щодо органу, який має видавати такий документ. УПК містить опис ряду вимог до документа, яких, на думку Мінфіна, буде достатньо для підтвердження. Однак таке роз’яснення не виключає інші варіанти для платників податків, оскільки Мінфін не може підміняти собою законодавця.
З повагою,
КМ Портал