+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Обычные цены в неконтролируемых операциях: часть II Связанные лица и нерезиденты возвращаются…

10 февраля, 2013 Информационные письма

20 декабря 2013 года Министерство доходов и сборов Украины на официальном сайте разместило доработанный проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (касательно использовании понятия «обычная цена»)», об изначальном варианте которого шла речь в предыдущем обзорном письме в конце 2013 года.

В чем же состоит основная доработка? В том, что новый подпункт 14.1.2291 Налогового кодекса, которым вводится определение термина «справедливая рыночная цена», был значительно расширен в сравнении с начальным вариантом этого законопроекта.

Так, теперь в нем четко устанавливается, что для определения справедливой рыночной цены используется метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж) в порядке, определенном пп. 39.3.3 Налогового кодекса с использованием источников информации, определенных пп. 39.5.3 Налогового кодекса (абзац второй пп. 14.1.2291 Налогового кодекса).

В абзацах третьем-восьмом пп. 14.1.2291 Налогового кодекса происходит фактическое дублирование положений пп. 14.1.71 Налогового кодекса «обычная цена», а в абзацах девятом-тринадцатом предусмотрено, что:

  • обязанность доказательства того, что цена договора (сделки) не соответствует уровню справедливой рыночной цены, возлагается на контролирующий орган в порядке, установленном законом (п. 39.14 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.);
  • во время проведения проверки налогоплательщика контролирующий орган должен предоставить право подать запрос, а налогоплательщик обязан обосновать уровень договорных цен (п. 39.14 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.);
  • определенные с применением справедливых рыночных цен база, объект налогообложения и другие показатели налогового учета используются контролирующим органом для проведения расчета налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения либо других показателей налоговой отчетности по результатам проверки (п. 39.15 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.);
  • принятие налоговых уведомлений-решений по результатам этой проверки и их обжалование совершается в порядке, предусмотренном статьями 86 и 56 Налогового кодекса;
  • для товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта или реимпорта, справедливой рыночной ценой на таможенной территории Украины считается рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы во время их таможенного оформления (п. 39.13 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.).

Итак, касательно применения справедливой рыночной цены в неконтролируемых операциях имеем практически все старые нормы Налогового кодекса касательно обычной цены (в редакции, действовавшей до 01.09.2013 г.) с тем отличием, что в данный момент эти нормы «работают», ведь есть конкретный механизм определения обычной, и, соответственно, справедливой рыночной цены.

Дальше – веселее! В доработанном законопроекте возвращаются «любимые» налоговиками пп. 153.2.1 и 153.2.2 Налогового кодекса касательно применения обычных цен теперь в виде «справедливой рыночной цены» при определении доходов/ расходов по операциям со связанными лицами, неплательщиками налога на прибыль (в том числе нерезидентами), льготниками (пп. 153.2.1-153.2.3 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.). При этом о допустимом 20 % отклонении договорных цен уже не упоминается.

Правда, вводится норма (пп. 153.2.4), согласно которой указанные правила не применяются к операциям «с физическими лицами-гражданами, которые не занимаются предпринимательской деятельностью». Но тут сразу возникает вопрос: это касается только операций с физическими лицами-гражданами Украины, а что касается лиц без гражданства и граждан других государств? Если в руководстве предприятия работают иностранцы – граждане других государств, то к взаимоотношениям с такими работниками должны применяться обычные цены в виде «справедливой рыночной цены»?

И это еще не все… Среди самого интересного:

«188.1. База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости, но не ниже справедливой рыночной цены (в операциях, признанных согласно статьи 39 этого Кодекса контролированными – обычной цены) с учетом общегосударственных налогов и сборов…»

«198.3. Налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня справедливых рыночных цен (в операциях, признанных согласно статьи 39 этого Кодекса контролированными – обычных цен) и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) налогоплательщиком по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 этого Кодекса, на протяжении такого отчетного периода в связи с: […]».

Так что же изменилось в связи с введением новых правил применения обычных цен исключительно в контролируемых операциях? Где задекларировано сужение сферы применения обычных цен? В случае принятия законопроекта в предложенной редакции от 20 декабря 2013 года получается, что все обещания были сделаны с одной целью – убедить налогоплательщиков, что введение специальных правил по контролируемым операциям и специальной отчетности с «драконовскими» штрафами даже за техническую ошибку в такой отчетности направлены на улучшение их «жизни»…

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 3508

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам 01 октября, 2021    1236

Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин 16 июня, 2021    2047

Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков 19 мая, 2021    11021

Очередная реинкарнация спецправил ТЦО касательно сырьевых товаров. Сработает ли в этот раз? 09 сентября, 2020    3307

Глобальный тренд: операции с сырьевыми товарами и традиционной продукцией тяжелой промышленности под прицелом ТЦО 20 ноября, 2018    1007

Параллельный импорт: скрытые налоговые риски для официальных импортеров в контексте правил трансфертного ценообразования 24 октября, 2018    2926

Чем дышит международное сообщество профессионалов ТЦО

Впечатления от участия в Глобальном форуме по трансфертному ценообразованию в Мюнхене под эгидой International Tax Review
17 октября, 2018    2709

WTS Global Country TP Guide:
Комплексное исследование по ТЦУ в 73 странах
12 октября, 2018    1788

Болгария исключена из перечня «низконалоговых» юрисдикций для целей ТЦО 27 апреля, 2018    3739

Штрафы в ТЦО: правомерно ли штрафуют за несвоевременную подачу отчета в периоде до 01 января 2017 г.? 26 апреля, 2018    1090

Штрафы в ТЦО: общий обзор 12 марта, 2018    34812

Обновлен перечень «низконалоговых» юрисдикций, операции с которыми будут признаваться контролируемыми 07 марта, 2018    5359

Прокомментировать