+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Начало применения пониженных ставок НДС и налога на прибыль будет перенесено на 2015 год?

18 декабря, 2013 Информационные письма

Пунктом 193.1 статьи 193 Налогового кодекса Украины (далее – «НК Украины») установлена основная ставка НДС в размере 17 процентов. При этом в пункте 10 подраздела 2 Раздела ХХ «Переходные положения» НК Украины указано, что «… по налоговым  обязательствам по налогу на  добавленную стоимость, возникшим: с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года включительно, ставка налога составляет 20 процентов; с 1 января 2014 года – 17 процентов».

Согласно п. 151.1 НК Украины, основная ставка налога на прибыль составляет 16 %. Положения данного  пункта применяются с учетом пункта 10 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» НК Украины, которым предусмотрено постепенное уменьшение ставки налога на прибыль с 23 % до 16 % в течение 2011-2013 гг. и начало применения основной ставки 16 % с 1 января 2014 года.

Проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год», официальный текст которого находится на сайте Верховной Рады Украины, предусматривает отсрочку применения 17 % ставки НДС, а также постепенное снижение ставки налога на прибыль с 1 января 2014 года до 18 %, а с 1 января 2015 года – до 16 %.

Так, пп. 7 п. 6 Заключительных положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» предлагается:

  • в пункте 10 подраздела 2 Раздела ХХ «Переходные положения» НК Украины «слова и цифры «31 декабря 2013 года» заменить словами и цифрами «31 декабря 2014 года”, а слова и цифры «1 января 2014 года» заменить словами и цифрами «1 января 2015 года»;
  • в пункте 10 подраздела 4 Раздела ХХ «Переходные положения» НК Украины «в абзаце пятом слова и цифры «с 1 января 2014 года – 16 процентов» заменить словами и цифрами «с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года включительно – 18 процентов»; дополнить абзацем шестым такого содержания: «с 1 января 2015 года – 16 процентов, а для субъектов индустрии программной продукции, которые применяют особенности налогообложения, предусмотренные в пункте 15 подраздела 10 этого раздела, – 5 процентов»;».

Согласно ч. 5 ст. 94 Конституции Украины, закон вступает в силу не ранее  дня его опубликования.  Таким образом, законопроект о Государственном бюджете на 2014 год должен быть принят и опубликован до 01.01.2014 г.

Отметим, что согласно ч. 1 ст. 155 и ч. 4 ст. 157 Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины», рассмотрение законопроекта о Государственном бюджете Украины на следующий год рассматривается по процедуре трех чтений, при этом в первом чтении – по процедуре полного обсуждения.  Возможность рассмотрения такого законопроекта по сокращенной процедуре Регламентом ВРУ не предусмотрена.

Поэтому вопрос о том, будет ли законопроект о Государственном бюджете на 2014 год принят и опубликован  до 01.01.2014  года,  и, соответственно, вступят ли в силу его положения с 01.01.2014 года остается открытым.

Однако в случае, если этот законопроект будет официально опубликован уже после 01.01.2014 г. в предложенной редакции, то в период с  01.01.2014 г. до даты его опубликования фактически будут действовать положения НК Украины в редакции, действующей сегодня. Соответственно, в этот период должны применяться новые ставки НДС и налога на прибыль – 17 % и 16 % соответственно. Такой подход  соответствует принципу верховенства права, в частности, элементу правовой определенности: ведь предприятие не может руководствоваться тем, что еще не стало законом, и предписаниями ст. 19 Конституции Украины, согласно которой никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством.

И самое главное то, что внесение изменений в НК Украины законом о Государственном бюджете Украины противоречит положениям:

  • Бюджетного кодекса Украины (ст. 40, согласно которой к предмету регулирования закона о Государственном бюджете Украины налоги не относятся);
  • Закона Украины «О Регламенте Верховной Рады Украины» (ч. 4 ст. 153, согласно которой законопроект о Государственном бюджете Украины не может содержать положений о прекращении действия или внесении изменений в законы);
  • НК Украины (пп. 4.1.9,  согласно которому принцип стабильности налогового законодательства предусматривает,  что изменения в любых элементах налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки).

Кроме того, внесение изменений в налоговое законодательство законом о Государственном бюджете Украины уже было признано Конституционным Судом Украины неправомерным. В частности, в решении Конституционного Суда Украины по делу №1-29/2007 от 9 июля 2007 года, указано, что:

«4.

<…>

Из содержания указанных положений Конституции Украины и Кодекса видно, что закон о Государственном бюджете Украины как правовой акт, который четко обусловлен понятием бюджета как плана формирования и использования финансовых ресурсов, имеет особый предмет регулирования, отличный от других законов Украины — он касается исключительно установления доходов и расходов государства на общественные нужды, в том числе и расходов на социальную защиту и социальное обеспечение, поэтому этим законом не могут вноситься изменения, останавливаться действие действующих законов Украины, а также устанавливаться другое (дополнительное) правовое регулирование отношений, являющихся предметом других законов Украины. Такое положение закреплено и в части третьей статьи 27 Кодекса.

<…>

5. Проанализировав указанные положения Конституции Украины, Кодекса, практику прекращения законом о Государственном бюджете Украины действия других законов Украины, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что прекращение законом о Государственном бюджете Украины действия других законов Украины относительно предоставления льгот, компенсаций и гарантий, внесение изменений в другие законы Украины, установление иного (дополнительного) правового регулирования отношений, чем это предусмотрено законамиУкраины, не соответствуетстатьям 1, 3, части второй статьи 6, части второй статьи 8, части второй статьи 19, статьям 21, 22, пункта 1 части второй статьи 92, частям первой, второй, третьей статьи 95 Конституции Украины».

В продолжение вопроса

По состоянию на 19 декабря

Касательно применения пониженных ставок НДС и налога на прибыль  сообщаем о том, что сегодня Верховной Радой Украины были приняты соответствующие изменения в НК Украины Законом о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов.

Как видим, соответствующие изменения в НК Украины были приняты отдельным законом о внесении изменений в НК Украины. Наверное, осознали неконституционность и незаконность принятия изменений в другие законы законом о государственном бюджете.

Также сообщаем, что кроме изменений налогового законодательства в части применения ставок НДС и налога и прибыль, соответствующим законом запрещен учет отрицательного значения финансового результата по операциям с ценными бумагами, возникшее до 1 января 2014 года, по результатам следующих отчетных периодов.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 6281

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Несоответствие положений закона Конституции в административном судопроизводстве: признать нельзя игнорировать? 17 января, 2020    5442

Внутренний учет налоговых органов vs первичные документы плательщика: позиция Верховного Суда 28 мая, 2019    2191

Признается ли доход для целей налогообложения при получении кредитов или возникновении некоторой другой долгосрочной задолженности? 28 декабря, 2018    1192

Уменьшение судебного сбора в 2019 году: стоит ли радоваться? 17 декабря, 2018    3291

Налог на выведенный капитал 2019 — leave them, kids, alone 19 ноября, 2018    1757

Оставьте нас в покое. Как налог на выведенный капитал изменит поведение бизнеса 16 ноября, 2018    11338

Налог на прибыль: пробка для роста ВВП 14 ноября, 2018    2308

Почему стоит принимать налог на выведенный капитал, а не просто продолжать бороться с корупцией и воспитывать/повышать квалификацию налоговой, как до сих пор 07 ноября, 2018    2579

Думали, думали, думали… и передумали:
ГФС больше не требует квартальных корректировок на
30 % стоимости товаров (работ, услуг) в операциях с «низконалоговыми» компаниями и компаниями из перечня ОПФ
26 октября, 2018    1821

#8557 #НВК и чистые активы 13 сентября, 2018    2582

Капитальный ремонт. Комментарий Александра Шемяткина касательно замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал 15 августа, 2018    1020

#НВК и рабство 19 марта, 2018    2196

Прокомментировать