Внутренний учет налоговых органов vs первичные документы плательщика: позиция Верховного Суда
Ожидаемо правовые позиции налоговых органов и налогоплательщиков в налоговых спорах отличаются, в то же время отличаются также доказательства сторон и подходы к средствам доказывания касательно одних и тех же обстоятельств. Так, в частности, возникают вопросы, связанные с расхождениями выписок из внутреннего учета налоговых органов и документами налогоплательщика, которые предоставляются сторонами к материалам дела для доказывания одних и тех же обстоятельств.
Такая ситуация на практике преимущественно связана с:
– невнесением или некорректным переносом во внутренний учет данных
о чрезмерно уплаченных денежных обязательствах налогоплательщика во время смены места учета налогоплательщика или иных причин (как в связи с отменой ранее определенных налоговых обязательств, так и по результатам декларирования);
– допущенными ошибками в учете контролирующих органов, которые обусловливают расчет налогового долга (пени) из-за некорректной обработки данных первичных документов в системе внутреннего учета.
Как правило, в случае выявления несогласованности налоговые органы занимают позицию приоритетности показателей внутреннего учета и, соответственно, обосновывают такими показателями отказ в возврате излишне уплаченных денежных обязательств.
В контексте таких вопросов интересно остановиться на недавнем Постановлении Верховного Суда от 19 марта 2019 года № 808/661/16 в споре касательно возврата переплаты, отсутствующей во внутреннем учете налоговых органов. Так, в указанном деле налогоплательщик обратился в контролирующий орган по возврату переплаты, возникшей в связи с уплатой денежных обязательств по налоговому уведомлению-решению, которое позже было отменено в судебном порядке.
Рассматривая указанную ситуацию, Верховный суд пришел к двум важным заключениям:
Во-первых, Верховный Суд указал, что контролирующий орган обязан был выяснить причины отсутствия в собственном учете данных об излишне уплаченных денежных обязательствах (цитата):
Такая позиция полностью согласуется с требованиями внутреннего порядка контролирующих органов касательно ведения учета платежей и сборов. Положения п. 2 Раздела I Порядка ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета1 предусматривают следующее:
«достоверность показателей информационной системы – соответствие информации, которая хранится в информационной системе, показателям первичных документов;
<…>
первичные показатели – показатели, которые содержатся в первичных документах и являются определяющими для характеристики процессов администрирования налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты и единого взноса».
То есть показатели, которые содержатся в первичных документах (в частности, налоговых декларациях), являются источником данных для внутреннего учета контролирующих органов, а потому показатели первичных документов имеют приоритетное значение перед показателями внутреннего учета.
В то же время, налоговый орган как распорядитель информации в собственном внутреннем учете имеет доступ к такой информации и возможности ручной корректировки. Так, контролирующий орган самостоятельно исправляет некорректные данные своего внутреннего учета в соответствии с данными, которые содержатся в первичных документах плательщика, что предусмотрено упомянутым выше Порядком (п. 2 Раздела II):
Во-вторых, Верховный Суд подтвердил, что фактический статус излишне уплаченных денежных обязательств определяется на основании первичных документов, отсутствие данных о таких суммах во внутреннем учете налоговых органов такой статус не меняет (цитата):
Поэтому Верховный Суд подтвердил, что определяющей и достаточной для возврата переплаты является подача заявления о возврате таких средств, за подтверждение их наличия первичными документами и с выполнением условий, предусмотренных ст. 43 Налогового кодекса Украины.
Учитывая положения ст. 242 Кодекса административного судопроизводства Украины, такие заключения Верховного Суда могут быть полезными в спорах касательно возврата переплат и могут быть полезными для устранения неоднозначности в доказывании в налоговых спорах относительно возврата излишне уплаченных средств/отмены налогового долга.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Порядок ведения органами Государственной фискальной службы Украины оперативного учета налогов и сборов, таможенных и других платежей в бюджеты, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный Приказом Министерства финансов Украины от 07 апреля 2016 года № 422.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Где найти настоящий закон? ИЛИ
Как установить действительные нормы Налогового кодекса на данный момент времени?
Александр Минин выступил на XII Налоговом форуме АЮУ
Статус «рискового»: все же обжалуется или нет?
Обращаясь в суд для взыскания налогового долга и задолженности по ЕСВ налоговая не будет платить судебный сбор
Изменения в перечне документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить в период до прекращения или отмены военного положения
Как бизнесу понимать провозглашение налоговой реформы 10-10-10 (+3)
Налоговое законодательство в условиях военного положения
Какие изменения внесены в НКУ с 01 января 2022 года Законом № 1914?
Верховная Рада приняла законопроект № 4184: «налог на Google» и другие важные изменения
Налоговые льготы для новых значительных инвестиций
Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения?