+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Статус «рискового»: все же обжалуется или нет?

23 ноября, 2022 Информационные письма

Верховный Суд в Постановлении от 05 августа 2022 года по делу №0340/1743/18 в очередной раз указал, что принятие Решения о соответствии налогоплательщика критериям рискованности не нарушает права и интересы такого налогоплательщика. Суд отметил, что такие действия являются одной из мер касательно сбора, обработки и использования информации, необходимой для выполнения возложенных на контролирующий орган функций и задач. Правильным способом защиты нарушенного права может быть только обжалование решения об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, поскольку только такое решение приводит к негативным правовым последствиям для налогоплательщика.

Указанное решение Верховного Суда может показаться очень громким и важным, однако на самом деле для абсолютного большинства налогоплательщиков оно не имеет никакого значения. Дальше разберемся, почему так.

І.

В указанном деле налогоплательщик обратился с иском об отмене решения Комиссии об отнесении плательщика к «рисковым» и обязательстве исключить его из такого перечня. В обоснование своей позиции плательщик отметил, что решение Комиссии нарушает его права и интересы, поскольку предоставляет контролирующему органу безоговорочное основание для автоматической остановки регистрации налоговых накладных.

Отменяя решение судов предыдущих инстанций и отказывая в удовлетворении исковым требованиям, Верховный Суд указал:

«Действия контролирующего органа касательно внесения в Интегрированную систему результатов заседания комиссии (по результатам которой не принималось решение об отказе в регистрации налоговой накладной), равно как и протокол комиссии не порождают правовых последствий для налогоплательщиков и не нарушают их права, поскольку размещенная в этой системе информация является служебной и используется налоговыми органами для обработки собранной информации в автоматическом режиме (используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач) с целью осуществления соответствующих прав и обязанностей.

именно решение контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН приведет к определенным негативным правовым последствиям для налогоплательщика, и, считая решение контролирующего органа неправомерным, лицо может обратиться в суд за защитой прав (свобод) и интересов от нарушений со стороны субъекта властных полномочий, и в пределах этого спора основаниями иска, среди прочего, могут быть доводы касательно неправомерности действий контролирующего органа по отнесению налогоплательщика к перечню таких налогоплательщиков, которые отвечают критериям рискованности.

…непосредственно решение Комиссии по отнесению налогоплательщика к перечню таких плательщиков, которые соответствуют критериям рискованности без принятия решения об отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировок не нарушает права и интересы истца».

Следовательно, по убеждению Верховного Суда, истец в данном деле неправильно избрал способ защиты своих прав, поскольку должен был обжаловать решение об отказе в регистрации налоговой накладной, а не решение об отнесении налогоплательщика к «рисковым», а потому иск удовлетворению не подлежит.

II.

Главным в данном деле является то, что Верховный Суд руководствуется Порядком №117, который регулировал остановку регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки, определял порядок работы комиссий, принимающих решение о регистрации или отказе в такой регистрации и т.п. Так, Верховный Суд указал:

«анализ положений этого Порядка свидетельствует о том, что налогоплательщик должен обжаловать в административном или судебном порядке само решение комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной / расчете корректировки в Едином реестре налоговых накладных».

В данное время Порядок №117 уже утратил силу в связи с принятием нового Порядка остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного Постановлением КМУ от 11 декабря 2019 года №1165 (далее – Порядок №1165).

Отметим, что «новый» Порядок №1165 в п. 6 четко предусматривает, что «в случае поступления в контролирующий орган соответствующего решения суда, вступившего в законную силу, комиссия регионального уровня исключает налогоплательщика из перечня налогоплательщиков, которые отвечают критериям рискованности налогоплательщика».

То есть действующим Порядком №1165 четко предусмотрено право налогоплательщика обжаловать Решение о соответствии налогоплательщика критериям рискованности.

И такие положения являются крайне логичными, ведь первоисточником проблемы для налогоплательщика является именно отнесение его к «рисковым», а блокировка налоговых накладных и последующий отказ в регистрации уже являются следствием принятия решения об отнесении налогоплательщика к рисковым.

Отметим, что сейчас уже сложилась позиция Верховного Суда о том, что решения о рискованности налогоплательщиков, принятые на основании Порядка №1165, в отличие от таких же решений на основании Порядка №117, подлежат обжалованию.

Об этом прямо указано в Постановлении Верховного Суда от 23 июня 2022 года по делу № 640/6130/20:

«18. Итак, из анализа приведенных норм усматривается, что, в отличие от Порядка №117, положения Порядка №1165 устанавливают возможность налогоплательщика обжаловать решение о соответствии/несоответствии налогоплательщика критериям рискованности налогоплательщика, в том числе в судебном порядке».

Таким образом, решения о рискованности налогоплательщиков, принятые на основании Порядка №1165, подлежат судебному обжалованию.

Если же Вы увидите новости типа «Верховой Суд: статус рискового не подлежит обжалованию», то скорее речь идет о старом деле, в котором оспаривалось решение о рискованности налогоплательщика, принятое на основании Порядка №117.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 1266

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Уголовный метод администрирования налогов 01 апреля, 2024    394

Образцы уведомления о преступлении на основании ст. 366 УКУ «Служебный подлог» / ст. 367 УКУ «Служебная халатность» 01 апреля, 2024    49

Приказ ГНС № 204 от 12 мая 2020 года об упорядочении работы Комиссий по остановке регистрации НН / расчета корректировки в ЕРНН 26 января, 2024    1021

Где найти настоящий закон? ИЛИ
Как установить действительные нормы Налогового кодекса на данный момент времени?
19 января, 2024    301

Александр Минин выступил на XII Налоговом форуме АЮУ 28 сентября, 2023    269

Может ли налогоплательщик предоставить в суд документы, которые не были предоставлены налоговому органу, и на каком основании суд может не учитывать эти документы? 15 мая, 2023    1914

ОАСК ликвидируют. Что это значит для сторон, дела которых находятся на рассмотрении в ОАСК? 13 декабря, 2022    732

Обращаясь в суд для взыскания налогового долга и задолженности по ЕСВ налоговая не будет платить судебный сбор 08 ноября, 2022    516

Изменения в перечне документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить в период до прекращения или отмены военного положения 07 ноября, 2022    831

Как бизнесу понимать провозглашение налоговой реформы 10-10-10 (+3) 13 сентября, 2022    694

Налоговое законодательство в условиях военного положения 07 марта, 2022    1821

Какие изменения внесены в НКУ с 01 января 2022 года Законом № 1914? 25 января, 2022    3117

Прокомментировать