Статус «рискового»: все же обжалуется или нет?
Верховный Суд в Постановлении от 05 августа 2022 года по делу №0340/1743/18 в очередной раз указал, что принятие Решения о соответствии налогоплательщика критериям рискованности не нарушает права и интересы такого налогоплательщика. Суд отметил, что такие действия являются одной из мер касательно сбора, обработки и использования информации, необходимой для выполнения возложенных на контролирующий орган функций и задач. Правильным способом защиты нарушенного права может быть только обжалование решения об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, поскольку только такое решение приводит к негативным правовым последствиям для налогоплательщика.
Указанное решение Верховного Суда может показаться очень громким и важным, однако на самом деле для абсолютного большинства налогоплательщиков оно не имеет никакого значения. Дальше разберемся, почему так.
І.
В указанном деле налогоплательщик обратился с иском об отмене решения Комиссии об отнесении плательщика к «рисковым» и обязательстве исключить его из такого перечня. В обоснование своей позиции плательщик отметил, что решение Комиссии нарушает его права и интересы, поскольку предоставляет контролирующему органу безоговорочное основание для автоматической остановки регистрации налоговых накладных.
Отменяя решение судов предыдущих инстанций и отказывая в удовлетворении исковым требованиям, Верховный Суд указал:
«Действия контролирующего органа касательно внесения в Интегрированную систему результатов заседания комиссии (по результатам которой не принималось решение об отказе в регистрации налоговой накладной), равно как и протокол комиссии не порождают правовых последствий для налогоплательщиков и не нарушают их права, поскольку размещенная в этой системе информация является служебной и используется налоговыми органами для обработки собранной информации в автоматическом режиме (используются для выполнения возложенных на контролирующие органы функций и задач) с целью осуществления соответствующих прав и обязанностей.
…
именно решение контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН приведет к определенным негативным правовым последствиям для налогоплательщика, и, считая решение контролирующего органа неправомерным, лицо может обратиться в суд за защитой прав (свобод) и интересов от нарушений со стороны субъекта властных полномочий, и в пределах этого спора основаниями иска, среди прочего, могут быть доводы касательно неправомерности действий контролирующего органа по отнесению налогоплательщика к перечню таких налогоплательщиков, которые отвечают критериям рискованности.
…непосредственно решение Комиссии по отнесению налогоплательщика к перечню таких плательщиков, которые соответствуют критериям рискованности без принятия решения об отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировок не нарушает права и интересы истца».
Следовательно, по убеждению Верховного Суда, истец в данном деле неправильно избрал способ защиты своих прав, поскольку должен был обжаловать решение об отказе в регистрации налоговой накладной, а не решение об отнесении налогоплательщика к «рисковым», а потому иск удовлетворению не подлежит.
II.
Главным в данном деле является то, что Верховный Суд руководствуется Порядком №117, который регулировал остановку регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки, определял порядок работы комиссий, принимающих решение о регистрации или отказе в такой регистрации и т.п. Так, Верховный Суд указал:
«анализ положений этого Порядка свидетельствует о том, что налогоплательщик должен обжаловать в административном или судебном порядке само решение комиссии контролирующего органа об отказе в регистрации налоговой накладной / расчете корректировки в Едином реестре налоговых накладных».
В данное время Порядок №117 уже утратил силу в связи с принятием нового Порядка остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденного Постановлением КМУ от 11 декабря 2019 года №1165 (далее – Порядок №1165).
Отметим, что «новый» Порядок №1165 в п. 6 четко предусматривает, что «в случае поступления в контролирующий орган соответствующего решения суда, вступившего в законную силу, комиссия регионального уровня исключает налогоплательщика из перечня налогоплательщиков, которые отвечают критериям рискованности налогоплательщика».
То есть действующим Порядком №1165 четко предусмотрено право налогоплательщика обжаловать Решение о соответствии налогоплательщика критериям рискованности.
И такие положения являются крайне логичными, ведь первоисточником проблемы для налогоплательщика является именно отнесение его к «рисковым», а блокировка налоговых накладных и последующий отказ в регистрации уже являются следствием принятия решения об отнесении налогоплательщика к рисковым.
Отметим, что сейчас уже сложилась позиция Верховного Суда о том, что решения о рискованности налогоплательщиков, принятые на основании Порядка №1165, в отличие от таких же решений на основании Порядка №117, подлежат обжалованию.
Об этом прямо указано в Постановлении Верховного Суда от 23 июня 2022 года по делу № 640/6130/20:
«18. Итак, из анализа приведенных норм усматривается, что, в отличие от Порядка №117, положения Порядка №1165 устанавливают возможность налогоплательщика обжаловать решение о соответствии/несоответствии налогоплательщика критериям рискованности налогоплательщика, в том числе в судебном порядке».
Таким образом, решения о рискованности налогоплательщиков, принятые на основании Порядка №1165, подлежат судебному обжалованию.
Если же Вы увидите новости типа «Верховой Суд: статус рискового не подлежит обжалованию», то скорее речь идет о старом деле, в котором оспаривалось решение о рискованности налогоплательщика, принятое на основании Порядка №117.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
ОАСК ликвидируют. Что это значит для сторон, дела которых находятся на рассмотрении в ОАСК?
524
Обращаясь в суд для взыскания налогового долга и задолженности по ЕСВ налоговая не будет платить судебный сбор
284
Изменения в перечне документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить в период до прекращения или отмены военного положения
619
Как бизнесу понимать провозглашение налоговой реформы 10-10-10 (+3)
529
Налоговое законодательство в условиях военного положения
1638
Какие изменения внесены в НКУ с 01 января 2022 года Законом № 1914?
2446
Верховная Рада приняла законопроект № 4184: «налог на Google» и другие важные изменения
2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД: ТРЕБОВАНИЕ О ПРИЗНАНИИ ДОХОДА ОТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ – НЕЗАКОННОЕ
4243
Налоговые льготы для новых значительных инвестиций
2389
Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения?
6566
Магия цифр, или
Сроки обращения в суд в налоговых спорах: 1095 против 30
7117
