Изменения в Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами
25.11.2016 г. вступили в силу изменения в Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденный Приказом Министерства финансов Украины 21.10.2015 г. № 916.
Основными новациями такого Порядка являются:
- Возможность рассмотрения жалобы плательщика в открытом заседании, то есть с привлечением представителей Министерства финансов Украины и (или) представителей Государственной регуляторной службы Украины, и (или) уполномоченного представителя Совета бизнес-омбудсмена, и (или) представителей средств массовой информации.
Для рассмотрения жалобы в открытом заседании, вместе с жалобой следует подать соответствующее ходатайство с учётом требований, установленных к нему.
- Определение критериев мотивированного решения, которое должно приниматься по результатам рассмотрения жалоб плательщиков. В частности, мотивированным следует считать решение (п. 2 раздела VII Порядка), в котором указаны конкретные ссылки на нормы Налогового кодекса Украины и другие нормативно-правовые акты, на которых оно основывается, а также в случае, если по существу требований или возражений налогоплательщика контролирующий орган выразил свою позицию.
Напомним, Налоговый кодекс Украины, еще с момента вступления его в силу, обязывал контролирующие органы выносить именно мотивированное решение по результатам рассмотрения жалоб. Однако на нормативном уровне само понятие мотивированности не было установленным. Данное обстоятельство ограничивало практическую возможность плательщиков отменять решения о результатах рассмотрения жалоб на том основании, что такие решения не являются мотивированными.
Отметим, что определенные в указанном Порядке критерии мотивированности решения на самом деле являются достаточно узкими. Например, Европейский суд по правам человека (далее – «ЕСПЧ») уже давно сформировал «требовательную» практику и определил ряд принципиально важных правовых позиций касательно мотивированности, которые являются обязательными для органов государственной власти Украины (в том числе и налоговых органов). Так, из анализа практики ЕСПЧ следует, что не является мотивированным решение, в котором: содержится простое указание на норму закона без обоснования ее применения; не содержатся указания на конкретное доказательство(а); из решения непонятно, почему орган пришел именно к таким выводам; уместные и важные аргументы стороны проигнорировано и т.п. Более подробно касательно мотивированности решений можно узнать в издании «Проблемы мотивированности решений в налоговых спорах».
В любом случае, уже сам факт закрепления на нормативном уровне критериев мотивированности решений является, безусловно, положительным. Отныне, надеемся, возможности плательщиков в защите своих прав станут шире.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагает в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
2480
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
2093
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
11026
ВСЕ ВЫ ОДНО
6387
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
34431
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
3734
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
4737
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
5380
Кто в стране хозяин?
5417
Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины
5377
Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение
1661
Обзор судебной практики судов кассационной инстанции по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2017 год
2498
