Имеют ли право налоговики требовать объяснений от налогоплательщиков?
На практике во многих случаях налоговики требуют от налогоплательщиков предоставления объяснений по определенным вопросам. Довольно часто в актах проверок также встречается утверждение, что объяснений при проверке налогоплательщик не предоставил.
А имеют ли право вообще налоговики требовать от налогоплательщика предоставления объяснений?
В первоначальной редакции Налогового кодекса Украины содержались нормы относительно права налоговых органов требовать объяснения. Однако это было немедленно устранено как несоответствие конституционным нормам по предложениям Президента. Так, в Предложениях Президента от 02.12.2010 г. (текст имеется на сайте ВР Украины: Предложения Президента к Налоговому кодексу Украины), направленных в Верховную Раду касательно немедленных изменений в Кодексе (предложения которых были соответственно поддержаны Верховной Радой), среди недостатков Кодекса, требующих немедленного устранения, было, в частности, указано:
«… IX. Отсутствие четкого определения порядка осуществления налогового контроля и увеличение административного давления
В. В Кодексе предусмотрена обязанность налогоплательщика при проверке давать объяснения по вопросам налогообложения (пункт 81.3 статьи 81).»
Такая обязанность противоречит Конституции Украины, которой установлено, что любое лицо не несет ответственности за отказ давать объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников (статья 63). Основным Законом государства, таким образом, гарантировано право лица отказаться давать такие объяснения по любому вопросу, в том числе и по вопросам налогообложения.
При таких обстоятельствах из Кодекса необходимо исключить нормы о введении законодательного принуждения для налогоплательщика давать объяснения по вопросам налогообложения. Вместо этого в Кодексе необходимо закрепить право налогоплательщика отказываться от предоставления таких объяснений и предусмотреть законодательные гарантии этого права.
«В частности, предлагаю исключить:
- в подпункте 16.1.8 пункта 16.1 статьи 16 слова «давать объяснения по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных законами»;
- в подпункте 20.1.2. пункта 20.1 статьи 20 слова «и объяснения по вопросам, которые возникают во время проверок и касаются реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных этим Кодексом и другими законами Украины»;
- в пункте 20.1.23 слова «объяснений и»;
- в пунктах 78.1.4 слово «обязательный»;
- в абзаце втором подпункта 81.3 статьи 81 слова «давать объяснения по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом»;
- подпункт 83.1.5 пункта 83.1 статьи 83 исключить. … »
Такой подход был поддержан Верховной Радой, и Кодекс вступил в силу в редакции от 02.12.2010 г., согласно которой уже четко было видно отсутствие права налоговых органов требовать объяснения.
Позже, правда, предпринимались попытки «поправить» Президента по этому вопросу. Так, законодатели «проглядели» и соответствующий «финт» с Закона № 3609-VI от 07.07.2011 г., в котором были внесены изменения в пп. 20.1.2. Налогового кодекса, чтобы все-таки предоставить право налоговым органам требовать предоставления объяснений. Этот подпункт указанного закона был изложен в следующей редакции:
«20.1.2. во время проведения проверок требовать … и объяснений по вопросам, которые возникают во время проверок и касаются реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных этим Кодексом и другими законами Украины…»
То есть, как видим, вернули именно то положение, которое ранее было изъято по прямому предложению Президента Украины как такое, что противоречит Конституции Украины.
Мы тогда обратили внимание на этот аспект в публичных комментариях в прессе (например, статья в издании «Контракты» № 31-33 от 8 августа 2011 года), на сайте (см. проект «Кодексу нет», материал от 12 июля 2011 года), а также путем непосредственного обращения в Администрацию Президента 12 июля 2011 года относительно указанных действий, которые противоречат официальной позиции Президента, определенной в публичном документе.
Предусматривается, что этот момент, возможно, стал одной из причин, почему указанный закон долго не подписывался Президентом, и рассматривались также варианты возвращения его в Верховную Раду. На определенный момент была даже утечка информации, что именно такое решение принято (см., например, статью в «Экономической правде» от 1 августа 2011 года). Однако потом, насколько мы понимаем, учитывая неотложность других изменений по указанному закону, он все-таки был подписан Президентом, при этом предоставлялась информация, что соответствующие поправки по поднятому вопросу будут сделаны позже в рабочем порядке с другими законопроектами о внесении изменений в Налоговой кодекс.
Такое действительно было сделано Законом № 4834-VI от 24.05.2012 г., которым, в частности, было установлено:
«4. В статье 20: в пункте 20.1: в подпункте 20.1.2 слова «и объяснений по вопросам, возникающим во время проверок и касаются реализации полномочий органов государственной налоговой службы, установленных этим Кодексом и другими законами Украины» исключить…»
Итак, теперь статья 20 Налогового кодекса, или любая другая статья, не дает права налоговикам требовать предоставления объяснений.
Поскольку должностные органы контролирующих органов должны придерживаться Конституции Украины и действовать исключительно в соответствии с Налоговым кодексом и другими соответствующими законами Украины, то требования налоговиков о предоставлении объяснений нарушают требования ч. 2 ст. 19 Конституции Украины и, в частности, пп. 21.1.1. ст. 21 и других соответствующих положений Налогового кодекса Украины.
Требованиями налоговиков о предоставлении объяснений (если такое имеет место) также фактически игнорируется и практически дискредитируется позиция Президента (как гаранта Конституции) по рассматриваемому вопросу, которая выражена публично и подтверждена соответствующими действиями.
Собственно, такие действия налоговиков просто не соответствуют закону.
Как итог, налоговики от налогоплательщиков объяснений требовать не вправе.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
ВСЕ ВЫ ОДНО
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года
Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ
Кто в стране хозяин?
Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины
Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение