Налоговый компромисс

20 Январь, 2015 Информационные письма

16 января 2015 года был опубликован Закон № 63-VIII от 25 декабря 2015 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» (далее – «Закон о налоговом компромиссе» или «Закон»). Он вступает в силу на следующий день после дня публикации, то есть с 17 января.

Что такое налоговый компромисс согласно Закону?

Закон определяет налоговый компромисс как режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/ или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/ или налогу на добавленную стоимость за периоды до 1 апреля 2014 года в пределах сроков давности (1095 дней), при условии уплаты (по процедуре, установленной данным Законом) 5% суммы заниженного налогового обязательства.

По определению налоговый компромисс применяется только в отношении занижения налоговых обязательств по налогу на прибыль или НДС. Соответственно, он не распространяется, например, на завышение отрицательного значения по налогу на прибыль или НДС, завышенное бюджетное возмещение НДС и другие возможные спорные моменты в отношениях с налоговой.

Отметим, что режим налогового компромисса предусматривает уплату 5% от собственно дополнительных «налоговых обязательств». Этот термин определен пп. 14.1.156 Налогового кодекса и охватывает только уплату налога или сбора, то есть без штрафных санкций, пени. И в самом Законе указано, что в режиме налогового компромисса штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.

В каких случаях может быть применен режим налогового компромисса?

  1. У налогоплательщика имеются налоговые «грешки» за периоды до 1 апреля 2014 года, которые пока не обнаружены налоговиками, но могут привести к определению дополнительных налоговых обязательств по налогу на прибыль или НДС.
  2. Налогоплательщик уже получил налоговые уведомления-решения (далее – «НУР») по указанным периодам с доначислением обязательств по налогу на прибыль или НДС, но эти обязательства остаются несогласованными и по ним продолжается процедура административного или судебного обжалования.
  3. Начата документальная проверка налогоплательщика, или уже составлен акт по результатам такой проверки (однако несогласованных НУР еще нет).

Как именно применяется налоговый компромисс?

Самый простой способ будет в случае (2), то есть когда уже есть НУР в споре.

Достижение налогового компромисса в таких случаях осуществляется по заявлению налогоплательщика о намерении достижения налогового компромисса, которое подается в письменной форме в контролирующий орган. В таком случае закон не требует признания правоты налоговой. Заявление может содержать формулировку о том, что налогоплательщик принял решение идти на налоговый компромисс из прагматических соображений (например, завершить спор, который отнимает время и деньги на юристов), однако при этом налогоплательщик остается при своем мнении по существу спора. День подачи такого заявления считается днем согласования налогового обязательства по уведомлению-решению, 5% которого подлежит уплате в бюджет в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования.

Повторимся, что налоговое обязательство, 5% от которого подлежит уплате для достижения налогового компромисса, по определению – это собственно только сумма доначисленного налога, сбора. В отличие от «денежного обязательства», которое включает всю сумму, которую налогоплательщик должен уплатить, то есть налоговое обязательство + штрафные санкции.

Как указано в Законе, при уплате такой суммы в режиме налогового компромисса остальные 95% суммы налогового обязательства считаются погашенными (при этом не включаются в доход налогоплательщика как «прощенная задолженность»), штрафные санкции и пеня не применяются (т.е., видимо, в таком случае подлежат списанию налоговой).

На этом, по закону, все будет завершено для споров на стадии административного обжалования.

Для споров в судах должна быть еще формально выполнена процедура примирения, то есть это потребует еще определенных дополнительных усилий.

В случае (3) проще дождаться (если сроки позволяют) перехода к случаю (2), и тогда завершить, как описано выше. В противном случае процедура похожа на случай (1).

В случае (1), то есть наличия «грешков» прошлых периодов, которые не были выявлены при проверках, или не стали предметом проверок, процедура налогового компромисса будет следующей:

  • налогоплательщик подает уточняющие расчеты, где определяет сумму завышения налоговых расходов и/ или налогового кредита. Обращаем внимание, что речь идет именно о расходах и налоговом кредите – если речь идет о заниженных доходах или налоговых обязательствах, то компромисс не применяется;
  • в пределах 10 дней после представления уточняющего расчета налоговая принимает решение о необходимости проведения внеплановой документальной проверки, которая должна касаться исключительно вопросов в рамках налогового компромисса;
  • налоговая или сообщает об отсутствии необходимости в проверке (и в таком случае сумма задекларированных обязательств является согласованной), или же принимает решение о проверке. По результатам проверки налоговая выносит уведомление-решение (по которому уплачивается, опять же, 5% обязательств), или же составляет справку, которой подтверждает задекларированные обязательства;
  • налогоплательщик должен уплатить согласованные обязательства (5%) в пределах 10 календарных дней. Налоговое уведомление-решение можно обжаловать, но налоговый компромисс в таком случае применяться не будет.

Вернемся еще раз к вопросу, к чему можно применять налоговый компромисс (только в связи с расходами и налоговым кредитом?)

Вопрос касается того, можно ли применить налоговый компромисс в случае (2), если есть несогласованные налоговые обязательства по НУР, связанные с определением налоговиками дополнительного дохода или обязательства по НДС.

Когда в Законе идет речь об уточнении [т.е. случай (1) и (3)], то это предполагается только по отношению к завышенным расходам или налоговому кредиту по НДС. В случае (2) такие ограничения формально не установлены. То есть можно утверждать, что в таком случае компромисс может касаться дополнительных налоговых обязательств по налогу на прибыль или НДС, независимо от оснований их доначисления, независимо от того, касаются ли они проблемных расходов или доходов, обязательств или кредита по НДС.

Однако нельзя исключать ограничительное толкование со стороны налоговиков, по которому и в случае несогласованных обязательств речь идет именно о завышенных расходах/ налоговом кредите. Кажется, налоговики на практике склоняются именно к такому прочтению.

При этом уже возникают практические вопросы, как действовать в тех случаях, когда за одним налоговым уведомлением-решением стоит доначисление обязательств, как в результате снятия расходов, так и занижения доходов.

В какие сроки можно воспользоваться налоговым компромиссом?

Возможность воспользоваться налоговым компромиссом ограничена во времени – налогоплательщики имеют право подать соответствующие уточняющие расчеты или заявления в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу Закона, то есть, начиная с 17.01.2015 г.

Каким образом применение налогового компромисса может повлиять на контрагентов?

Закон содержит общую норму, согласно которой уточнение налоговых обязательств с использованием механизма налогового компромисса не влияет на налоговые обязательства контрагентов.

Эта формулировка является крайне расплывчатой и не содержит прямого запрета на пересмотр налоговых обязательств во время налоговых проверок. Ее можно толковать как то, что само по себе уточнение показателей другим налогоплательщиком не влияет на обязательства контрагентов. Это и так понятно, и можно было бы не прописывать.

В то же время в случае цепи поставок, вопросы налоговых обязательств контрагентов являются крайне важными. Потенциально, признание сделки «проблемной» одним из участников цепи поставок, который решил применить компромисс, имеет все шансы создать проблемы для других контрагентов. Это касается расходов и налогового кредита контрагентов в цепи поставок, которые, например, перепродали товар, приобретенный у третьих лиц, а также расходов/ налогового кредита контрагентов, которым плательщик продал товар, по которому признал проблемность расходов/ налогового кредита.

Таким образом, при фискальном подходе все контрагенты по цепи поставок, в которой есть «компромиссный» налогоплательщик, подвергаются риску.

Другими словами, если все контрагенты по цепи поставок добровольно не «определятся» с уплатой 5% в бюджет, то после 90 дней действия режима налогового компромисса могут столкнуться с проблемами в виде санкций и доначислений.

Таким образом, в случае цепи поставок можем иметь что-то вроде налога с оборота в размере 5% на налоговые обязательства всех участников цепи поставок, один из которых пошел на компромисс.

Поэтому рекомендуем, по возможности, контролировать процессы уточнения контрагентами по цепи поставок, чтобы избежать риска того, что налоговики будут стараться не признавать показатели налоговой отчетности добросовестных налогоплательщиков по реальным операциям на том лишь основании, что определенный участник цепи поставок признал завышение расходов/ налогового кредита. В частности, уточнение можно делать с объяснениями того, что компромисс будет касаться только определенных операций, которые не касаются перепродажи товаров контрагентам, и поэтому не могут ставить под сомнение все операции по цепи поставки.

Заметим также, что после достижения налогового компромисса обязательства не подлежат обжалованию, и их размер не может быть изменен, а проверки по налогу на прибыль и НДС по уточненным операциям в следующих периодах не проводятся.

Налоговый компромисс не является универсальной «индульгенцией»

По Закону деяние, совершенное налогоплательщиком или его должностными (служебными) лицами, которое привело к занижению его налоговых обязательств, если такие налоговые обязательства уточнены по процедурам применения налогового компромисса и уплачены в бюджеты, нельзя считать буквально умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).

Соответствующие изменения об отсутствии ответственности внесены в статью 1631 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение порядка налогового учета) и статью 212 Уголовного кодекса Украины (уклонение от уплаты налогов).

Однако буквально выведение из-под ответственности касается только указанных конкретных положений. И нельзя полностью исключать попыток в случае налогового компромисса привлечь к ответственности формально по другим основаниям, например, по ст. 366 «Служебный подлог» Уголовного Кодекса путем внесения должностными лицами (как может считаться фактически признанным учитывая налоговый компромисс) заведомо ложных сведений в официальные документы, той же налоговой отчетности.

Поэтому надо быть осторожным, и при принятии варианта налогового компромисса желательно «обставлять» это письменной фиксацией – заявлениями о принятии решения, скорее, из прагматических соображений, а не из признания того, что ранее «махлевали».

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1836

Прокомментировать