Блок нот. Коментар Інни Таптунової щодо роботи системи блокування податкових накладних
Коментар доступний російською мовою.
Своим видением проблемы поделилась Инна Таптунова, партнер АО «КМ Партнеры». В частности, она отмечает, что, как и ранее, срабатывает СМКОР зачастую непредсказуемо: в аналогичных ситуациях (контрагент, тип операции, код товаров/услуг) часть налоговых накладных (НН) проходят регистрацию, а часть блокируются (то же происходит и с разблокировкой НН).
«Нет указания и на конкретный критерий, ставший основанием для блокировки НН, не решена проблема и с исчерпывающим перечнем документов, которые необходимо подать вместе с пояснениями. При этом отказ в регистрации НН часто связан с тем, что документы составлены с нарушением законодательства или документов оказывается недостаточно (и это даже в том случае, когда налогоплательщик подает все документы, подтверждающие движение товара от покупки до реализации)», — очертила круг нерешенных вопросов эксперт.
По ее мнению, блокировка НН сегодня проводится не только в нарушение положений пункта 201.16 Налогового кодекса Украины, согласно которому основания для приостановления регистрации НН должны быть установлены КМУ, но и без соблюдения регуляторных процедур, о чем уже сообщила Государственная регуляторная служба Украины (письмо от 19 апреля 2018 года № 3890/0/20-18).
«Основания для приостановления регистрации НН не установлены в предписанном законом порядке, поэтому можно говорить о том, что работа системы блокировки регистрации НН незаконна в принципе», — считает Инна Таптунова.
Кроме того, эксперт отмечает, что из введенных критериев рискованности налогоплательщика самым неопределенным и вызывающим вопросы является критерий наличия налоговой информации, свидетельствующей о признаках осуществления рисковых операций. Наличие такой информации служит основанием для внесения налогоплательщика выписок рискованных субъектов хозяйствования по решению комиссий ГФС, однако даже примерный перечень таких признаков не определен.
«Получение налогоплательщиком информации о том, что стало основанием для признания его рискованным (какая налоговая информация), а также возможность подать какие-либо документы/пояснения не предусмотрены. То есть по сути данные положения содержат коррупционную составляющую и могут быть использованы фискалами как механизм воздействия на отдельных налогоплательщиков путем приостановления регистрации НН по их решению на основании какой-то неопределенной налоговой информации», — комментирует эксперт.
Завантажити pdf-файл статті (703 Kb)
МАТЕРІАЛИ ПО ТЕМІ
Рішення Конституційного Суду України № 5-р(II)/2025 від 26 листопада 2025 року: чи почув КСУ платників податків і що є важливим у цьому рішенні?
628
Пояснювальна записка до проекту Закону України «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законів України (щодо податкової реформи)»
102
Рішення Конституційного Суду України від 26 листопада 2025 року щодо штрафів за несвоєчасну реєстрацію податкових накладних
90
Реєстрація податкової накладної за рішенням суду після спливу 365 днів: чи зберігається право на податковий кредит?
4330
Заблокований експорт, або як податкова отримує контроль над експортом під прикриттям боротьби з неповерненням валютної виручки
1700
Де знайти СПРАВЖНІЙ закон? АБО
Як встановити дійсні норми Податкового кодексу на певний момент часу?
1929
Тест на пропорційність:
Конституційний Суд України перевірить співмірність/правомірність штрафів за несвоєчасну реєстрацію податкових накладних
2049
Антоніна Городецька виступила з доповіддю на засіданні Комітету АПУ з податкового та митного права
1422
Олександр Мінін виступив з доповіддю на засіданні Комітету АПУ з податкового та митного права
1219
Відповідальність і штрафи за ПКУ по-новому з 01 січня 2021 року
1976
Рішення суду щодо реєстрації податкових накладних – тільки початок?
4291
Прокоментувати







