+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Изменчивый ракурс (интервью c Александром Мининым)

«Налогообложение — это не физический закон: изменения возможны, когда есть четкая аргументированная позиция бизнеса», — настаивает Александр Минин, старший партнер «КМ Партнеры».

— Какие модели налогового структурирования могут быть эффективными для компании в сегодняшних реалиях?

— В первую очередь тут следует говорить о бизнес-структурировании внутри компании, поскольку речь идет о конфликте интересов, который возможен как между разными субъектами рынка, так и внутри предприятия.

К сожалению, очень часто юристы, занимающиеся вопросами налогообложения, воспринимаются топ-менеджментом, настроенным на развитие бизнеса и увеличение прибыли, как досадная помеха творческим планам, способная стреножить развитие. Поэтому можно часто слышать, что не следует доверять вопросы развития бизнеса бухгалтерам и юристам, поскольку они чрезмерно осторожничают и у них отсутствует предпринимательская жилка. В этом контексте очень важно для налоговой службы не быть просто тормозом, а найти баланс между предпринимательским риском, который неизбежен, и возможными последствиями для предприятия. И одними из наиболее важных задач налоговой службы компании являются должная коммуникация со всеми участниками и понимание всех процессов, которые происходят внутри компании в частности и в законодательной сфере в целом для нахождения такого баланса.

— То есть основная задача внутренней налоговой службы сегодня воспринимается как постоянный аудит компании для выявления возможных налоговых рисков?

— Я бы не сказал, что это аудит, поскольку аудит — это рассмотрение того, что фактически уже состоялось. А тут нацеленность работы на оптимизацию рисков и налоговых последствий для предприятия. То есть налоговая служба компании должна быть на 70–80 % ориентирована на будущее на этапе структурирования, 20 % — это текущие вопросы, и только потом — вопросы, связанные с прошлыми периодами, конечно, за исключением случаев возникновения существенных налоговых последствий. И при этом речь идет именно об оптимизации рисков, с учетом предпринимательских возможностей, а не об их абсолютной минимизации: как известно, абсолютный покой и отсутствие рисков только на кладбище.

— Но не на всех предприятиях создана полноценная налоговая служба как часть юридического департамента. Зачастую эти функции выполняет лишь один сотрудник, который в том числе отвечает и за налоговое направление.

— Давайте для начала вспомним, что налоги — это самые большие статьи расходов компании, и совсем не уделять им внимания невозможно. В крупном бизнесе необязательно налоговая служба может входить в состав юридического департамента. Например, это может быть управление в финансовой службе. И тут речь идет не о статусном учете того, что уже состоялось, а о полноценной функционирующей службе, которая пытается оценить возможные риски и пути развития компании.

В украинских реалиях особое значение имеет и прогноз возможных изменений законодательства. Более того, немаловажно в этом вопросе нахождение баланса между бизнесом и государством, поскольку государство — самый крупный кредитор (предприятие, как правило, больше всего должно именно государству). Поэтому тот, кто не думает о налогах, вряд ли сможет вести успешный бизнес. Зачастую такие предприятия уходят в «серую» зону, но это уже не наши клиенты.

Как привел пример представитель украинского отделения одной иностранной компании на встрече с руководством ГФС, объем продаж компании в Украине составляет примерно 1 % от объема продаж в Европе, но бюджет на соблюдение законодательства, услуги юристов по разрешению споров составляет 10 % от европейского. По сути, это субъективный показатель того, насколько в Украине сложнее вести бизнес, как много внимания приходится уделять этим вопросам.

— Как обезопасить компанию от налоговых проверок?

— Здесь имеет смысл использовать кластерный подход, поскольку отраслям и типам бизнеса зачастую присущи типичные претензии налоговых органов. В таких случаях легче защищать свои права и интересы целой отраслью, выработав единую позицию в бизнес-ассоциациях и рабочих группах, среди представителей общественных советов при соответствующих государственных органах. И сегодня эти механизмы действительно работают. Я бы не сводил все к чисто техническим узким вопросам, поскольку они на предприятиях при проверках возникают не так часто.

Самое главное — коммуникация, реальное сотрудничество, которое помогает и дает выгоду всем участникам отрасли. Но не менее важным фактором, способствующим развитию бизнеса, является создание положительного имиджа для предприятия.

Когда же мы говорим о грядущей проверке, тут также важен баланс. Действительно, следует заняться подготовкой сотрудников, назначить ответственных лиц, но не нужно впадать в крайности, как часто это у нас случается.

Если необоснованным решениям налогового органа противостоит цивилизованный, законодательно аргументированный подход, налоговой тяжелее оказывать давление на бизнес.

— Вы говорите об отраслевом сотрудничестве. А как же конкуренция?

— Налоги — это не конкурентное преимущество для нормального бизнеса. Основная цель — выровнять поле и на нем работать всем. Налоги для бизнеса — лишь расходная часть, и понимание того, что бизнес старается ее минимизировать, — это нормально. Хорошая налоговая служба открыта внешне и работает с другими, не заботясь об узкой выгоде.

— Какие вопросы налогообложения целесообразно отдавать на аутсорсинг?

— Все зависит от того, насколько мощная и квалифицированная внутренняя юрслужба. Основное преимущество внутренней налоговой службы по сравнению с внешними налоговыми консультантами — это глубинное понимание бизнеса предприятия.

Я бы сказал, что функция прогнозирования развития неизбежно связана с определенным аутсорсингом — не обязательно потому, что внешние специалисты лучше, а потому, что, как правило, у внешних налоговых консультантов взгляд шире в силу большего опыта. Это как пациент и врач: пациент лучше знает свой организм, а врачу довелось столкнуться с большим количеством заболеваний, что дает ему больший опыт и понимание собственно болезни. И лучший вариант – это сотрудничество. Налоговая функция не может капсулироваться. Именно открытость является гарантией успеха предприятия.

Сегодня многие компании отдают на аутсорсинг вопросы, связанные с административным обжалованием и судебными процессами, поскольку тут действительно есть своя специфика и наработанный внешними консультантами опыт.

Если позволяет бюджет компании, я бы рекомендовал привлекать внешних консультантов и в случае налоговой проверки, даже если компания полностью к ней подготовлена. С одной стороны, потому что в таком случае меньше внутренней эмоциональной составляющей, а с другой — свежий взгляд на возникшую проблему.

— Какие основные критерии эффективности налоговой поддержки бизнеса вы бы выделили?

— Первый — четкое понимание внутренней картины, поскольку зачастую на предприятии не представляют общего налогового эффекта, то есть количественный срез налоговой нагрузки в целом. Нельзя что-то делать, не видя реальной картины и не понимая последствий возможных шагов.

Второй критерий — активность позиции. То есть это не «наблюдатель» или сторож – сюда нельзя и туда нельзя. Речь идет об уменьшении налоговой нагрузки для предприятия до разумного уровня. Нет смысла экономить на налогах, чтобы потом потратить больше на юруслуги в спорах. Поэтому необходимы разумные пути и разумные подходы. В этом контексте как раз и работает в первую очередь коммуникация в отрасли, поскольку, как правило, она связана с вопросами, присущими отрасли в целом. Налогообложение — это не физический закон, данный объективно, это то, что возможно изменить. И такие изменения возможны, когда есть четкая аргументированная позиция бизнеса. Так что в этой части говорю в первую очередь об общих для отрасли или даже экономики вопросах, а не об «экономии на спичках».

Ну и далее собственно умение: что делать и как. Ведь многие, например, умеют играть на музыкальных инструментах, но играют очень по-разному.

Загрузить pdf-файл интервью (460 Kb)

Просмотры 1557

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо? 27 февраля, 2019    2478

Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов 13 августа, 2018    2093

Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
03 августа, 2018    11026

ВСЕ ВЫ ОДНО 23 апреля, 2018    6387

Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata) 06 апреля, 2018    34431

Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах 06 апреля, 2018    3734

Определение Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 21 февраля 2018 года 23 марта, 2018    4736

Злоупотребление процессуальными правами. Первая практика применения судами положений КАСУ 20 марта, 2018    5380

Кто в стране хозяин? 05 марта, 2018    5417

Первое «налоговое» решение обновленного Конституционного Суда Украины 02 марта, 2018    5377

Введение предварительного контроля регистрации налоговых накладных и автоматическое бюджетное возмещение 05 февраля, 2018    1661

Обзор судебной практики судов кассационной инстанции по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2017 год 31 января, 2018    2498

Прокомментировать