«Ім’ям того, що таким чином», или когда «все пофиг»
У вас началась налоговая проверка? Можно поспорить, что она закончится доначислением налоговых обязательств. Почему такая уверенность? Нет, не потому, что у вас плохой бухгалтер, не потому, что налоговый кодекс меняют два раза в день, и уже нет тех, кто знает его текущую редакцию. И, конечно же, не потому что вы уклоняетесь от уплаты налогов. Все намного проще: им просто «все пофиг».
У них есть план и никакой ответственности. Поэтому, что бы проверяющий не написал в пользу бюджета, ему ничего не будет. В 2011 году административные суды рассмотрели 120 036 исков против налоговой, и только 19 756 раз плательщики воспользовались процедурой административного обжалования в вышестоящую налоговую. Соотношение составляет 16,5 процентов. Эти цифры говорят о том, что пофиг не только проверяющим, но и всей налоговой службе как системе. Плательщики не верят в возможность объективного рассмотрения жалобы, поэтому просто не тратят время и средства на административное обжалование. Из тех немногочисленных жалоб, которые попадают в налоговую, только в 21% случаев решения налоговой отменяются. Однако надо помнить, что даже частичное удовлетворение жалобы на 1 гривну приводит к отмене налогового уведомления-решения, но появляется новое решение, практически с тем же доначислением, уменьшенным, например, всего на одну гривну. Поэтому даже эти 21 % вызывают вопрос.
Процедура административного обжалования была придумана для того, чтобы налоговая или таможня собственными силами объективно пересмотрела решение, вынесенное ими же, тем самым оставив для суда действительно спорные моменты.
Например, в Германии процедура административного обжалования является обязательной до обращения в суд. При этом, в Германии показатель отмены налоговой своих же решений составляет 71 %. Таким образом, нагрузка на суд уменьшается в три раза. Процедура в украинском налоговом кодексе выписана прекрасно: орган, принявший решение, должен доказывать свою правоту, орган, рассматривающий жалобу, должен принять мотивированное решение. Что же по факту мы имеем? Стандартная фраза из решения налоговой: «доказательства, приведенные в жалобе … не могут быть основанием для отмены решения ГНИ». Это мотивированное решение? Это налоговая доказывает свою правоту? Нет, это свидетельство того, насколько им все пофиг. Как бы ни было идеально законодательство, оно не работает, когда тем, кто его применяет, все пофиг. Какая ответственность для должностных лиц налоговой, в случае отмены судом решений налоговой? Вопрос риторический.
Административные суды задыхаются от количества дел, сваленных на них налоговыми органами.
Судебная система стала штамповать решения суда без какого-либо намека на их мотивацию.
Какие последствия для судьи в связи с принятием немотивированного решения? Никакие! Вот если судья нарушит сроки рассмотрения дела, тогда он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В 2011 году к дисциплинарной ответственности было привлечено 115 судей, большинство – за нарушение сроков рассмотрения дел. Учитывая общую нагрузку на суд, практически каждого судью в любой момент можно привлечь к ответственности за нарушение сроков рассмотрения дела. Это даже круче, чем святая инквизиция. Высший совет юстиции, обладая такой возможностью, имеет практически неограниченную власть над судьями. И это называется независимость суда. Поэтому судье проще принять немотивированное решение (особенно если оно в пользу бюджета), чем нарушить срок рассмотрения дела.
Может ли быть оправдание немотивированному решению суда? Чтобы понять важность мотивации решения суда достаточно сравнить правосудие с услугой. Что может быть в таком случае критерием (показателем) качества судебной услуги? Безусловно, это результат. Результатом выступает справедливое и мотивированное решение суда. Может ли быть оправдание некачественной услуге? Например, потому что много работы или маленькая зарплата. Готов ли судья или член Высшего совета юстиции получить некачественный ремонт автомобиля, потому что у автослесаря много заказов?
Почему же в таком случае немотивированное решение суда стало нормой?
Что же такое мотивированное решение суда? Нет другого более авторитетного источника, в котором можно найти ответ на этот вопрос, чем решения Европейского суда по правам человека. Обратимся к практике Европейского суда. Сразу отметим, что четкое определение мотивированного решения – задача не из простых. Поэтому правильнее дать понимание мотивированного решения суда путем описания признаков немотивированного и мотивированного решения суда.
Исходя из практики Европейского суда, не является мотивированным решение суда, если:
- решение содержит простое указание на норму закона;
- непонятно, почему суд пришел именно к таким выводам;
- из аргументации решения непонятно, поддержал ли суд вышестоящей инстанции доводы нижестоящей инстанции;
- уместные и важные аргументы стороны проигнорированы.
Мотивированным является решение суда если:
- основания, на которых базируется решение, указаны должным образом;
- доводы и мотивы, на которых базируется решение, указаны с достаточной ясностью;
- высказана позиция суда касательно всех уместных и важных аргументов стороны.
Если исходить из указанных критериев к мотивированному решению, то в большинстве случаев сегодняшняя судебная система генерирует решения, которые не являются мотивированными. На этом основании они могут быть отменены Европейским судом по правам человека в связи с нарушением права на справедливый суд.
Недоумение – обычная реакция на содержание судебного решения.
То, что решение суда должно быть мотивировано, понимают и в Украине. Так, все процессуальные кодексы содержат положения касательно того, что решение должно быть мотивированно. Например, ст. 163 Кодекса административного судопроизводства предусматривает, что постановление суда состоит, среди прочего из мотивировочной части с указанием: установленных судом обстоятельств со ссылкой на доказательства, а также мотивов непринятия во внимание отдельных доказательств; мотивов, из которых суд исходил при принятии постановления, и положения закона, которым руководствовался.
Однако между пониманием и реальным обеспечением того, чтобы, действительно, все решения судов были мотивированны, есть большая разница. Вышеприведенная статистика однозначно свидетельствует о том, что судебная система Украины в принципе не может предоставлять качественные услуги, т.е. обеспечить вынесение мотивированных судебных решений. Какой же выход? Расширить штат судей и увеличить финансирование судов? Поможет ли это? Обратимся к статистике. Согласно отчету Европейской комиссии по эффективности правосудия (European Commission for the Efficiency of Justice) в Украине в 2008 году на 100 000 человек приходилось 15,1 судей. Для сравнения: в Норвегии – 11,3; в Дании – 6,9; в Швеции – 11,3; в Италии – 10,2; в Швейцарии – 14,1; и только в России – 24,2. Финансирование судебной системы в 2008 году в Украине составляло 0,17% от расходной части бюджета. Для сравнения: в Норвегии – 0,05; в Дании – 0,1; в Швеции – 0,14; в Италии – 0,18; Швейцарии – 0,22; в России – 0,24. Указанные данные свидетельствуют о том, что нет необходимости увеличивать штат судей и расходную часть бюджета – они уже соответствуют мировой практике.
Безусловно, что в абсолютных цифрах 0,17% от расходной части бюджета Украины и 0,14% от расходной части бюджета, например, Швеции – это абсолютно разные цифры. Наглядно это соотношение демонстрируют данные о количестве средств, выделяемых из бюджета на судебную систему в пересчете на одного гражданина. Так в 2008 году согласно данным Европейской комиссии в Украине финансирование судов составило 3,1 евро на одного гражданина при среднегодовой зарплате 1971 евро. Для сравнения: в Норвегии – 34 евро при среднегодовой зарплате 42331 евро; в Дании – 41,8 евро при среднегодовой зарплате 47769 евро; в Швеции – 43,5 евро при среднегодовой зарплате 29999 евро; в Италии – 50,5 евро при среднегодовой зарплате 22746 евро; в Швейцарии – 104 евро при среднегодовой зарплате 42331 евро, в России – 16,9 евро при среднегодовой зарплате 5004 евро. О чем говорит эта статистика? Что только за счет роста ВВП можно увеличить финансирование судов. Может ли вырасти ВВП в стране, где бизнес лишен права на справедливый суд? Сегодняшнее состояние бюджета – красноречивый ответ на этот вопрос.
Справедливости ради следует отметить, что по состоянию на 2008 год соотношение поступлений в бюджет в виде судебного сбора (государственной пошлины) составляло всего 1% от суммы финансирования судов из бюджета. По сравнению с 2008 годом судебный сбор значительно возрос и уже составляет явно не 1%, но судам, от этого легче не стало. Так что это тоже не выход.
Так какой же все-таки выход? Ответ на поверхности – во-первых, уменьшить количество дел, поступающих в суд. Для этого органы государственной власти должны бояться проигрывать дела в суде. А для этого, необходимо ввести ответственность для должностных лиц органов власти в случае отмены их решения судом. Когда им перестанет быть пофиг, они перестанут заваливать суд делами как мусором.
Во-вторых, установление на законодательном уровне количество часов, которые должен судья потратить на одно дело. Невозможно написать мотивированное решение, потратив 12 минут на изучение дела и написание решения.
При таком количестве времени на судебное дело правосудие превращается в профанацию.
В-третьих, установление на законодательном уровне четких критериев мотивированного и немотивированного решения, а также последствий в виде обязательной отмены немотивированного решения.
В-четвертых, установление для судьи последствий в случае систематического принятия немотивированных решений. Например, автоматическое отстранение от должности до прохождения аттестации в случае отмены решений вышестоящей инстанцией в связи с их немотивированостью.
Используемый сегодня судами принцип официального выяснения обстоятельств дела превратил суд в орган, осуществляющий несвойственные ему функции, например, налоговую проверку.
В-шестых, установление на законодательном уровне требований к структуре иска и возражений на иск, что позволит судье быстрее и проще понимать суть спора и аргументы сторон.
В-седьмых, введение внешней оценки деятельности суда, выводы которой будут иметь последствия для должностных лиц суда.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2021 год
2857
Налоговые льготы для новых значительных инвестиций
3971
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2020 год
3674
Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения?
7427
Немотивированность решений ГНС признать невозможно игнорировать: правильно ли поставил «запятую» Верховный Суд?
2476
«Игра в одни ворота» – законодатель заблокировал взыскание с государства долгов по решениям судов
10814
Тонкая грань: взимание налогов VS экспроприация инвестиций
1965
Роль ЕСПЧ в спорах по вопросам налогов в Украине
5019
Налоговый спор: чем еще руководствоваться, кроме Налогового кодекса?
2867
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2019 год
2296
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2018 год
2904
Регистрация НН в ЕРНН – ВС нас услышал, что плательщик не регистрирует!
5655
