Изменения в правилах трансфертного ценообразования или ни года без изменений (обновлено с учетом окончательного текста Закона, который был опубликован)
28 декабря 2014 года на заседании Верховной Рады Украины был принят Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля над трансфертным ценообразованием» (далее – «Закон»), который существенно меняет действующие на данный момент правила контроля над трансфертным ценообразованием.
Изменения, которые вносятся, направлены, прежде всего, на приведение законодательства Украины в соответствие с Руководством Организации экономического сотрудничества и развития по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых служб (далее – «Руководство ОЭСР»).
В этой статье мы предлагаем Вашему вниманию краткий обзор основных изменений, которые принятый закон вносит в правила трансфертного ценообразования.
Изменен фокус контроля над трансфертным ценообразованием
Принятый Закон разграничил понятия контроля над уровнем обычных цен и трансфертным ценообразованием.
Так, устанавливается, что понятие «обычная цена», определенное в пп. 14.1.71 ст. 14 Налогового кодекса, не распространяется на операции, которые признаются контролируемыми для целей трансфертного ценообразования. В то же время для трансфертного ценообразования вводится специальное понятие принципа «вытянутой руки», которое, по сути, использовалось и в предыдущей редакции статьи 39, но прямо не указывалось и не раскрывалось.
Закон ограничил сферу осуществления контроля над трансфертным ценообразованием только операциями с определенными видами нерезидентов и только для целей начисления налога на прибыль. Так, контролируемыми теперь признаются:
- Хозяйственные операции, которые влияют на объект налогообложения сторон (стороны) таких операций, осуществляемых плательщиками со связанными лицами-нерезидентами.
- Хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов.
- Хозяйственные операции с нерезидентом, зарегистрированным в государстве (территории) с низким уровнем налогообложения, которое включено в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины (далее – «КМУ»).
Предусматривается, что в указанный перечень государств, утвержденный КМУ, войдут (1) государства, в которых ставка налога на прибыль на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине; (2) государства, которые не раскрывают в публичном доступе информацию о структуре собственности юридических лиц и (3) государства, которые не имеют с Украиной международных соглашений об обмене информацией.
При этом из Налогового кодекса исключается пункт, который давал возможность, в случае регистрации на территории государства, в котором применяется несколько ставок налога на прибыль, предоставить справку для подтверждения ставки, выбранной контрагентом.
Кроме этого устанавливается, что контролируемыми могут признаваться также совокупность операций между связанными лицами, которые осуществляются при участии (посредничестве) лиц, не связанных с ними. Условием признания таких операций контролируемыми является то, что такие независимые лица не выполняют при осуществлении операции существенных функций, не несут существенных рисков и не используют существенных активов.
Отметим, что официальный текст Закона уже не упоминает операции между связанными лицами-резидентами, которые могли признаваться контролируемыми для целей НДС. Эта норма содержалась в законопроекте, поданном для голосования, но ее исключили в процессе голосования.
Закон определяет, что любые другие хозяйственные операции, не предусмотренные вышеуказанными пунктами, являются неконтролируемыми. Также предоставляется перечень хозяйственных операций, которые считаются неконтролируемыми и для которых Налоговым кодексом априори определяется соответствие принципу «вытянутой руки». К таким относят следующие хозяйственные операции:
- цены, на которые устанавливаются в соответствии с правилами государственного регулирования. (При этом, если государством установлена минимальная/ индикативная цена, то в этом случае цена, которая будет соответствовать принципу «вытянутой руки», определяется на общих основаниях статьи 39, однако такая цена не может быть ниже минимальной или индикативной);
- если во время совершения сделки обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципу «вытянутой руки», но только при условии, что для такой операции невозможно применить методы трансфертного ценообразования;
- если цена сложилась по результатам аукциона (публичных торгов), проведение которого является обязательным в соответствии с законодательством;
- если продажа товара, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке в соответствии с законодательством.
Специальные правила для операций по экспорту/ импорту товаров, которые котируются на бирже
Принятый Закон исключает из Налогового кодекса специальные правила трансфертного ценообразования для операций импорта/экспорта товаров, которые относились к определенному перечню кодов УКТВЭД (в основном, такие специальные правила касались зерновых культур, черных металлов, каменного угля, нефти и т.д.).
В то же время устанавливается, что для контролируемых операций, которые (1) являются операциями импорта или экспорта, (2) касаются товаров, котирующихся на бирже, и (3) осуществляются с нерезидентами, зарегистрированными в государствах, включенных в вышеупомянутый перечень, утвержденный КМУ, должен применяться принцип «вытянутой руки». При этом наиболее сопоставимой для таких операций считается цена, которая сложилась на товарной бирже за декаду, предшествующую проведению контролируемой операции. Перечень товарных бирж для каждой группы товаров устанавливается КМУ.
Если налогоплательщик для таких операций использует другой метод, то до 1 мая года, следующего за отчетным, он должен предоставить контролирующему органу информацию (в том числе данные об уровне показателей рентабельности таких лиц, определенные согласно выбранному методу) по всем связанным лицам из цепочки купли-продажи таких товаров (до первого несвязанного контрагента).
Какой ценовой критерий для признания операций контролируемыми?
Вместо 50 миллионного критерия Закон определяет, что операции признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:
- общий объем дохода налогоплательщика и/ или его связанных лиц от всех видов деятельностей превышает 20 млн. грн за отчетный год;
- «объем группы таких хозяйственных операций» налогоплательщика и/ или его связанных лиц с одним контрагентом превышает 1 млн. грн (без НДС) или 3 % дохода, который учитывается при определении объекта налогообложения налогом на прибыль, налогоплательщика за календарный год.
Какие изменения в определении «связанных лиц»?
Закон более четко определяет и расширяет перечень критериев, которые берутся во внимание при определении связанности лиц. В частности, добавлен новый критерий связанности для юридических лиц.
Так, юридические лица будут связанными, если сумма всех кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от одного юридического лица, и/ или кредитов (займов) возвратной финансовой помощи от других юридических лиц, гарантированных одним юридическим лицом в отношении другого юридического лица превышает сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью – более чем в 10 раз).
Кроме этого, уточняется механизм расчета доли владения корпоративными правами компании.
Дополнительно устанавливается, что участие государства в юридических лицах не является основанием для признания таких лиц связанными. В то же время, такие лица могут признаваться связанными на других основаниях, определенных в пп. 14.1.159 ст. 14 Налогового кодекса.
Но наиболее значимым изменением является то, что Государственной фискальной службе Украины (далее – «ГФСУ») предоставляется право в судебном порядке доказывать связанность лиц.
Когда необходимо подавать отчет и документацию о контролируемых операциях?
Налогоплательщики, которые осуществляли в отчетном периоде контролируемые операции, предоставляют информацию о проведенных контролируемых операциях в виде приложения к декларации по налогу на прибыль.
Согласно новому Закону отчет о контролируемых операциях (далее – «Отчет о КО») до 1 мая года, следующего за отчетным, подают только плательщики, объем контролируемых операций которых с одним контрагентом превышает 5 млн. грн (без НДС).
Что касается документации, то новые правила уже четко указывают, что налогоплательщик, осуществляющий контролируемые операции, должен вести и хранить документацию по трансфертному ценообразованию. Иными словами, такая документация уже не готовится специально на запрос налогового органа, а должна готовиться заранее в отношении всех контролируемых операций.
С учетом этого установлено, что документация должна быть подана в течение месяца.
Перечень информации, которая должна предоставляться, уточняется и в основном повторяет перечень, который ранее предусматривался для больших налогоплательщиков.
Отметим, что в соответствии с Законом устанавливается, что в этом году отчет о КО, которые имели место в 2014 году, будет формироваться с учетом норм статьи 39 Налогового кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года.
Какие источники информации о ценах можно использовать?
Одним из наиболее прогрессивных нововведений, которые предусматриваются Законом, является отмена приоритета официальных источников информации. Отныне налогоплательщик и контролирующий орган должны использовать источники информации, которые содержат информацию, дающую возможность сопоставить коммерческие и финансовые условия операций, а именно:
- информацию о сопоставимых операциях налогоплательщика, а также информацию о сопоставимых операциях его контрагента-стороны контролируемых операций с несвязанными лицами;
- любые информационные источники, которые являются общедоступными и предоставляют информацию о сопоставимых операциях и лицах.
Закон также определяет, что контролирующий орган должен использовать те же источники информации, что и налогоплательщик, если не докажет, что другие источники обеспечивают уровень сопоставимости коммерческих и финансовых условий операции выше.
Методы трансфертного ценообразования
Методы трансфертного ценообразования, с помощью которых определяется соответствие условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», остаются те же, однако немного изменена их приоритетность. Так, плательщик может использовать любой метод, который является наиболее надежным, однако, если есть возможность с одинаковой надежностью применить несколько методов, методы применяются в такой последовательности:
- метод сравнительной неконтролируемой цены;
- метод цены перепродажи или метод «расходы плюс»;
- метод чистой прибыли или метод распределения прибыли.
Также стоит обратить внимание на некоторые изменения в правилах применения диапазона цен и рентабельности, в частности, введение понятия медианы диапазона цен (рентабельности), порядок расчета которой будет утвержден вместе с порядком расчета диапазона.
Как будет осуществляться контроль?
В соответствии с Законом, налоговый контроль за соответствием условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» осуществляется путем (1) мониторинга (2) анализа отчетов о КО и документации по трансфертному ценообразованию, а также любых других источников информации и (3) путем проведения проверок контролируемых операций.
При этом в процессе проведения мониторинга контролирующим органам предоставлено право проводить опрос уполномоченных лиц и работников налогоплательщиков.
Продолжительность проведения проверки контролируемых операций увеличивается до 18 месяцев (с возможным продлением этого срока еще на 12 месяцев).
Также изменен перечень оснований для проведения проверок. В частности, такими основаниями являются:
- получение от налогоплательщика отчета о КО;
- отправка сообщения об обнаруженных контролируемых операциях контролирующим органом;
- выявление фактов осуществления контролируемых операций, отчет о которых не подан, или информация о которых не включена в поданный отчет;
- неподача или подача с нарушением отчета о КО или документации по трансфертному ценообразованию;
- получение документально подтвержденной информации и данных, свидетельствующих о несоответствии условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки».
В исполнение вышеуказанных положений Закон предусматривает необходимость утверждения Порядка осуществления мониторинга КО и проведения опросов, а также Порядка проведения проверки КО.
Штрафные санкции
Предусматривается установить штраф за неподачу отчета о КО/ документации или за невключение в такой отчет информации обо всех осуществленных контролируемых операциях, в размере:
- 100 размеров минимальной заработной платы за неподачу (несвоевременную подачу) отчета о КО;
- 5% от суммы контролируемой операции, незадекларированной в отчете о КО;
- 3% от суммы контролируемой операции, в отношении которой не была подана документация, однако не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции [наверное, имелись в виду не задокументированные, но при такой технике изложения, вероятно, будут вопросы по применению верхней границы санкции].
Самостоятельная/пропорциональная корректировка, согласование цен в контролируемых операциях
Уточнена процедура самостоятельной и пропорциональной корректировки. Она стала более сбалансированной и направленной на защиту налогоплательщика.
Определенные изменения касаются и механизма согласования цен в контролируемых операциях, хотя практическая применимость такого варианта все еще зависит от нормативно-правовых актов, которые еще должны быть утверждены.
В целом оцениваем новые правила трансфертного ценообразования, скорее, положительно, хотя есть и негативные моменты. Впрочем, многое зависит от подзаконных нормативно-правовых актов и подходов к практическому применению новых правил.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам
Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин
Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков
Очередная реинкарнация спецправил ТЦО касательно сырьевых товаров. Сработает ли в этот раз?
Глобальный тренд: операции с сырьевыми товарами и традиционной продукцией тяжелой промышленности под прицелом ТЦО
Параллельный импорт: скрытые налоговые риски для официальных импортеров в контексте правил трансфертного ценообразования
Чем дышит международное сообщество профессионалов ТЦО
Впечатления от участия в Глобальном форуме по трансфертному ценообразованию в Мюнхене под эгидой International Tax Review
WTS Global Country TP Guide:
Комплексное исследование по ТЦУ в 73 странах
Болгария исключена из перечня «низконалоговых» юрисдикций для целей ТЦО
Штрафы в ТЦО: правомерно ли штрафуют за несвоевременную подачу отчета в периоде до 01 января 2017 г.?
Штрафы в ТЦО: общий обзор
Обновлен перечень «низконалоговых» юрисдикций, операции с которыми будут признаваться контролируемыми