Принят закон об отсрочке запрета на отвод земельных участков для градостроительных нужд
Сообщаем, что был принят закон о внесении изменений (законопроект № 2363-1 от 22.02.2013 г.) в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – «Закон о градостроительстве»). Законом о внесении изменений установлена отсрочка до 01.01.2015 г. действия запрета на отвод земельных участков для градостроительных нужд, в случаях отсутствия плана зонирования или детального плана территории. Закон вступит в силу при условии подписания Президентом Украины со дня опубликования в официальных печатных изданиях.
Согласно частям 3, 4 статьи 24 Закона о градостроительстве (принят 17.03.2011 г.) было предусмотрено, что:
- «В случае отсутствия плана зонирования или детального плана территории, утвержденного в соответствии с требованиями этого закона, передача (предоставление) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд запрещается»;
- «Изменение целевого назначения земельного участка, который не соответствует плану зонирования территории и/ или детальному плану территории запрещается».
Указанные ограничения были введены с целью прекращения хаотичной застройки населенных пунктов и приведения градостроительных процессов в цивилизованные рамки, установленные местной градостроительной документацией. Ограничения должны были вступить в силу с 01.01.2012 г. (соответствующее время было предоставлено на разработку планов зонирования и/ или детальных планов территории). Но в связи с изменениями от 17.11.2011 г. вступление в силу положений частей 3, 4 статьи 24 Закона о градостроительстве было отложено до 01.01.2013 г.
С 01.01.2013 г. ограничения начали действовать и заблокировали процесс отвода государственных и коммунальных земель в большинстве населенных пунктов (по информации Минрегиона, по состоянию на 01.12.2012 г. в Украине были разработаны и утверждены всего 33 плана зонирования, а в 12 областях — не было разработано ни одного плана зонирования).
Не можем не выразить обеспокоенность в связи с тем, что принятый законопроект № 2363-1 закрепляет опасную практику откладывания вступления в силу важной гарантии законности застройки. На сегодня нет никакой уверенности, что ограничения Закона о градостроительстве вступят в силу 01.01.2015 г., а не будут отложены на еще более поздний срок.
Обращаем внимание, что большинство развитых стран давно не допускают строительство объектов, не предусмотренных местными планами развития (зонирования) территории. Именно положения Закона о градостроительстве в отношении запрета на отвод земельных участков должны были активизировать и ускорить разработку планов зонирования и/ или детальных планов территории украинских городов.
Вместо этого, принятая отсрочка действия запрета на отвод земли приведет к дальнейшему затягиванию процессов разработки местной градостроительной документации. Будет продолжаться хаотичная застройка (в том числе, охранных зон) населенных пунктов, которая вызывает диспропорции нагрузок на коммунальные сети и транспортную инфраструктуру, а в крупных городах – в конечном итоге – грозит полным коллапсом городского хозяйства.
Дополнительно сообщаем, что 19.09.2013 года законопроект № 2363-1 был принят Верховной Радой Украины с учетом предложений Президента Украины. По сути внесенных изменений отсрочка действия запрета на отвод земли распространяется на все населенные пункты Украины, в том числе на город Киев. В предыдущей версии Киев был исключен непосредственно перед принятием законопроекта, согласно предложению народного депутата Ю.В. Одарченко. Как отметил народный депутат:
«в городе Киеве отработана документация, уже есть возможность работать на основе генерального плана и планов, детальных планов территорий».
Тем не менее, эти аргументы не убедили главу государства, и отсрочка действия запрета на отвод земли будет действовать на всей территории Украины (при условии подписания Президентом новой редакции закона и его опубликования).
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Как покупать сельскохозяйственную землю без ограничений?
1291
Законопроект о консолидации земель
2556
Кто определяет нормативную денежную оценку (НДО) земель за пределами населенных пунктов?
1768
Новая нормативная оценка земель за пределами населенных пунктов с 01 января 2019 года – миф или реальность?
2867
Обращение Кассационного административного суда к Большой Палате: актуальные вопросы и результаты
3839
Государственная регистрация права собственности и других вещных прав на земельный участок – при условии наличия данных в Государственном земельном кадастре
17326
Касательно положений проекта Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (№ 7000 от 15.09.2017 г.) относительно нормативной денежной оценки земель (обновлено 26.01.2018 г.)
14597
Изменения Классификации видов целевого назначения земель (КВЦНЗ) и их значение в контексте земельного и налогового законодательства
9480
Исправить оценку
1823
Нормативная денежная оценка земли – на стыке земельного и налогового права
7125
[Незаконные] внушительные размеры платы за землю не по Налоговому кодексу
2266
