+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Касательно положений проекта Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (№ 7000 от 15.09.2017 г.) относительно нормативной денежной оценки земель (обновлено 26.01.2018 г.)

16 ноября, 2017 Информационные письма

14 ноября Верховная Рада приняла в первом чтении проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» (законопроект № 7000 от 15.09.2017 г.) (далее – Законопроект о госбюджете). Исходя из имеющегося текста Законопроекта о бюджете, он содержит положения касательно незаконного внесения изменений в действующие акты законодательства. В частности, по вопросам порядка проведения оценки земель, в том числе, нормативной денежной оценки (далее – НДО), и утверждения соответствующей технической документации. А это может иметь существенное значение, например, для агропроизводителей, в том числе, на едином налоге 4-й группы.

Так п. 7 Заключительных положений Законопроекта о госбюджете1 устанавливает:

«Установить, что в 2018 году по решению и в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины, проводится общенациональная (всеукраинская) нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения — оценка земель сельскохозяйственного назначения, которая проводится одновременно на всей территории страны.

Проведение общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

Техническая документация по общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения утверждается центральным органом исполнительной власти, формирующий государственную политику в сфере земельных отношений.

В случае если техническая документация по общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения не утверждена центральным органом исполнительной власти, который формирует государственную политику в сфере земельных отношений, в течение трех месяцев, она считается утвержденной.

Техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков в месячный срок со дня её поступления рассматривается соответствующим сельским, поселковым, городским советом, который принимает решение о ее утверждении или отказе в утверждении.

Основанием отказа в утверждении технической документации может быть только ее несоответствие требованиям законодательства.

В случае если в месячный срок со дня поступления технической документации по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков соответствующий сельский, поселковый, городской совет не принял решение об утверждении или отказе в утверждении технической документации, техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков считается утвержденной.

Выдержка из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка выдается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.

Нормативная денежная оценка земельных участков применяется в сроки, установленные в соответствии с пунктом 271.2 статьи 271 Налогового кодекса Украины с учетом требований данной статьи касательно утверждения нормативной денежной оценки земельного участка без принятия решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления».

Однако такие положения (и даже их внесение таким образом), скорее, не соответствуют действующему законодательству, в частности по земельным вопросам, и налоговому, как рассматривается далее:

1. Запрет внесения изменений в другие акты действующего законодательства законом о госбюджете

Само по себе появление в законопроекте о госбюджете положений касательно изменения правового регулирования любых отношений в Государстве вызывает удивление, ведь исходя из положений ч. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса Украины перечень вопросов, которые определяются законом о Государственном бюджете Украины, является исчерпывающим:

«Законом о Государственном бюджете Украины определяются:

1)общие суммы доходов, расходов и кредитования государственного бюджета (с распределением на общий и специальный фонды);

2) предельный объем годового дефицита (профицита) государственного бюджета в соответствующем бюджетном периоде государственного и гарантированного государством долга на конец соответствующего бюджетного периода, предельный объем и направления предоставления государственных гарантий, а также полномочия касательно этих гарантий в соответствии со статьей 17 данного Кодекса;

3) доходы государственного бюджета по бюджетной классификации (в приложении к закону);

4) финансирование государственного бюджета по бюджетной классификации (в приложении к закону);

5) бюджетные назначения главным распорядителям средств государственного бюджета по бюджетной классификации с обязательным выделением расходов потребления (из них расходов на оплату труда, оплату коммунальных услуг и энергоносителей) и расходов развития, включая распределение расходов на централизованные мероприятия между административно-территориальными единицами (в приложениях к закону);

6) бюджетные назначения межбюджетных трансфертов (в приложениях к закону);

7) размер оборотного остатка средств государственного бюджета;

8) размер минимальной заработной платы на соответствующий бюджетный период;

9) размер прожиточного минимума на соответствующий бюджетный период в расчете на месяц на одного человека, а также отдельно для основных социальных и демографических групп населения и уровень обеспечения прожиточного минимума на соответствующий бюджетный период;

10) перечень кредитов (займов), привлекаемых государством от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов, с указанием кредиторов, общих объемов кредитов (займов) и объемов их привлечения в соответствующем бюджетном периоде в разрезе бюджетных программ (в приложении к закону);

11) дополнительные положения, регламентирующие процесс исполнения бюджета».

То, что предлагается предусмотреть в п. 7 Заключительных положений Законопроекта о госбюджете, явно не относится ни к одному из вопросов, которые приведены выше.

Кроме того, вопрос не только в том, что предложенные в Законопроекте о госбюджете изменения не входят в перечень вопросов, определенных ч. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса, но и в том, что, в целом, законами о государственном бюджете не могут вноситься изменения в другие законы.

Именно такое ограничение четко предусмотрено в Законе Украины «О регламенте Верховной Рады Украины», где в ч. 4 ст. 153 предусматривается следующее:

«Проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год не может содержать положений об остановке действия или внесении изменений в законы».

Такие же ограничения относительно положений законов о государственном бюджете уже не раз рассматривались Конституционным Судом и соответственно признавались неконституционными. Такая позиция была изложена Конституционным Судом Украины в ряде решений: решение от 9 июля 2007 г. № 6РП/20072, от 22 мая 2008 г. № 10-рп/20083 и от 30 ноября 2010 г. № 22-рп/20104. К примеру, ниже приведена правовая позиция Конституционного Суда Украины в решении от 9 июля 2007 г. № 6РП/2007:

«4.

Из содержания приведенных положений Конституции Украины и Кодекса усматривается, что закон о Государственном бюджете Украины как правовой акт, четко обусловлен понятием бюджета как плана формирования и использования финансовых ресурсов, имеет особый предмет регулирования, отличный от других законов Украины — он касается исключительно установления доходов и расходов государства на общественные нужды, в том числе расходов на социальную защиту и социальное обеспечение, поэтому этим законом не могут вноситься изменения, останавливаться действие действующих законов Украины, а также устанавливаться другое (дополнительное) правовое регулирование отношений, являющихся предметом других законов Украины. Такое положение закреплено и в части третьей статьи 27 Кодекса.

<…>

5. Проанализировав указанные положения Конституции Украины, Кодекса, практику остановки законом о Государственном бюджете Украины действия других законов Украины, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что остановка законом о Государственном бюджете Украины действия других законов Украины относительно предоставления льгот, компенсаций и гарантий, внесение изменений в другие законы Украина, установление другого (дополнительного) правового регулирования отношений, чем предусмотрено законами Украины, не соответствует статьям 1, 3, части второй статьи 6, части второй статьи 8, части второй и статьи 19, статьям 21, 22, пункта 1 части второй статьи 92, частям первой, второй, третьей статьи 95 Конституции Украины».

При этом касательно изменений в налоговых вопросах, которых также касается положение п. 7 Заключительных положений Законопроекта о госбюджете, есть свои ограничения, введенные Налоговым кодексом, который в п. 2.1 ст. 2 прямо устанавливает, что:

«Изменение положений данного Кодекса может осуществляться исключительно путем внесения изменений в данный Кодекс».

На указанные выше ограничения обращается внимание и Главным научно-экспертными управлением5.

2. Вмешательство в исключительную компетенцию органов местного самоуправления

Утверждение технической документации по оценке земель является компетенцией органов местного самоуправления. Согласно ст. 23 Закона Украины «Об оценке земель», техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков в пределах населенных пунктов утверждается соответствующим сельским, поселковым, городским советом, а земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, – районными советами. Эта норма действует как для земель сельскохозяйственного, так и другого назначения.

Также согласно Закону Украины «Об оценке земель» проведение нормативной денежной оценки предусматривает ряд обязательных и последовательных этапов, включая принятие решения о проведении оценки, заключение договора с субъектом оценочной деятельности, разработку технической документации по нормативной денежной оценки земель населенного пункта, района или отдельного земельного участка, прохождение государственной экспертизы документации по оценке земель, а также утверждение технической документации по оценке земель решением районного совета (за пределами населенного пункта) или городского, поселкового, сельского совета (в пределах населенного пункта).

Объектами оценки земель являются: территория административно-территориальных единиц или их частей, территории оценочных районов и зон, земельные участки или их части, или совокупность земельных участков и прав на них, в том числе на земельные доли (паи), в пределах территории Украины (ст. 3 Закона Украины «Об оценке земель»). Территория Украины в целом или же определенные виды угодий (в частности, сельскохозяйственных) не предусмотрены законом как отдельные объекты оценки земель.

Учитывая указанное, в смысле действующего законодательства проведение общенациональной нормативной денежной оценки земель не может означать ничего другого, как реализацию всех этапов проведения НДО земли на уровне каждого населенного пункта или района (включая с утверждением технических документаций с НДО соответствующими органами местного самоуправления).

Вместо этого, согласно абз. 3 п. 7 Заключительных положений Законопроекта о госбюджете, предлагается уполномочить Минагрополитики на утверждение технической документации по общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения.

Проведение такой «общенациональной оценки» от Минагрополитики не предусмотрено Законом Украины «Об оценке земель» и никаким другим актом действующего законодательства. Чтобы попытаться представить, о чем говорится в Законопроекте о госбюджете, стоит обратить внимание на историю вопроса оценки земель сельскохозяйственного назначения.

Задолго до принятия Закона Украины «Об оценке земель» (2003), постановлением КМУ от 23.03.1995 г. № 213 была утверждена «Методика денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов» (далее – Методика). Пунктами 4, 5 Методики было предусмотрено:

«4. Денежная оценка земель осуществляется последовательно по: Украине, Автономной Республике Крым и областях, кадастровых и административных районах, сельскохозяйственным предприятиям, отдельным земельным участкам.

5. В основу расчета денежной оценки земель кладется рентный доход, который создается при производстве зерновых культур и определяется по данным экономической оценки земель, проведенной в 1988 году».

Также п. 3 Постановления КМУ от 23.03.1995 г. № 213 предусмотрено:

«Государственному комитету по земельным ресурсам, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Правительству Автономной Республики Крым и облисполкомам вместе с Украинской академией аграрных наук провести до 1 июля 1995 г. на основе указанной Методики денежную оценку земель сельскохозяйственного назначения в Автономной Республике Крым, областях, их кадастровых и административных районах и сельскохозяйственных предприятиях».

Ссылаясь на эти положения, органы земельных ресурсов в 1995 году установили показатели «денежной оценки различных видов сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений)»6. Ежегодно эти показатели публикували7 с применением соответствующей индексации, а в 2011 году дополнительно «для учета изменений в рентном доходе» применили коэффициент 1,756 (добавлено абз. 2 п. 5 Методики).

На базе указанных показателей территориальные органы земельных ресурсов массово выдавали «справки о денежной оценке» для земельных участков сельскохозяйственного назначения (в частности, за пределами населенных пунктов), хотя эти справки не имели ничего общего с нормативной денежной оценкой, определенной в установленном законом порядке.

Такие показатели активно использовали для определения размера земельного налога для прямо предусмотренных законом случаев, когда НДО земель не была проведена. Ссылка на «нормативную денежную оценку единицы площади сельскохозяйственных угодий» до сих пор употребляется в законодательстве, в частности предусмотрено в ст. 277.1 (согласно ставкам земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена) и ст. 292-1.2 (касательно базы обложения налогом для плательщиков единого налога четвертой группы для сельскохозяйственных товаропроизводителей) Налогового кодекса. Вместе с тем, нельзя обойти вниманием, что на сегодня применение этих норм в отношении земельных участков за пределами населенных пунктов противоречит определению местных налогов как таковых, которые являются обязательными к уплате только на территории соответствующих территориальных общин (см. ст. 8.3 Налогового кодекса).

С 28.02.2017 г. вступила в силу новая «Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения», которая была утверждена постановлением Кабинета Министров Украины № 813 от 16.11.2016 г. Как и Закон Украины «Об оценке земель», новая Методика не предусматривает проведение денежной оценки земель по всей Украине.

Приказом Минагрополитики № 262 от 23.05.2017 г. был утвержден новый «Порядок нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения». Этот приказ вступил в силу с 23.06.2017 г., хотя остается сомнительным, учитывая отсутствие нормативно предусмотренных полномочий Минагрополитики на утверждение соответствующего порядка.

Приложением к «Порядку нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения» (утвержден) были определены новые показатели оценки единицы площади пашни по АРК и по областям. Новых показателей касательно других видов сельскохозяйственных угодий (сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) установлено не было. Также же самим порядком (см. п. 5) предусмотрено, что к показателям оценки единицы площади пашни будут применяться коэффициенты индексации НДО земель согласно Налоговому кодексу Украины.

Отметим, что полномочия Минагрополитики утверждать показатели нормативной денежной оценки единицы площади пашни – ни одним актом не предусмотрены. Также, как уже отмечалось, единица площади пашни не является объектом оценки земель согласно Закону Украины «Об оценке земель».

Наиболее вероятно, что Законопроектом о госбюджете подобного рода суррогатным показателям оценки сельскохозяйственных угодий от Минагрополитики предлагается предоставить вид законности, назвав их проведенной общенациональной оценкой земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, Законопроект о госбюджете подменяет понятие общенациональной оценки сельскохозяйственных земель и нарушает компетенцию органов местного самоуправления касательно ее утверждения.

Вмешательства испытала не только компетенция органов местного самоуправления касательно утверждения технической документации по нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, но и касательно утверждения других видов технической документации по оценке земель (с бонитировки почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков). Подробнее о незаконных процедурах оценки земель в Законопроекте о бюджете – в следующем разделе.

Стоит обратить внимание, что о принятии решения районными советами об утверждении технической документации по оценке в Законопроекте о госбюджете речь вообще не идет. Сомнительно, что разработчики законопроекта решили вмешаться в компетенцию сельских, поселковых, городских советов и оставить невредимой компетенцию районных советов. Вероятно, по логике Законопроекта о госбюджете, компетенция районных советов (по крайней мере, в части оценки земель сельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов) будет просто нивелироваться в пользу применения «общенациональной НДО» сельскохозяйственных земель от Минагрополитики.

3. Незаконное вмешательство в компетенцию местного самоуправления по вопросам налогов

Законопроект о госбюджете также вмешивается в компетенцию органов местного самоуправления в сфере установления местных налогов.

Местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления. Указанное прямо установлено:

  • в положениях ст. 143 Конституции Украины:
«Территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности; утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение; утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение; устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом; обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов; образуют, реорганизовывают и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль над их деятельностью; решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции»;
  • в п. 10.2. ст. 10 Налогового кодекса:
«Местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю)».

Согласно п. 10.1. ст. 10 НКУ налог на имущество (в состав которого входит плата за землю) и единый налог являются местными налогами.

В свою очередь, НДО является базой налогообложения для:

  • платы за землю (пп. 271.1.1. Налогового кодекса), что является обязательным платежом в составе налога на имущество, взимаемый в форме земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (пп. 14.1.147 ст. 14 Налогового кодекса);
  • единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей (п. 2921.2. Налогового кодекса).

При этом установление налога означает определение всех его элементов, которые в соответствии с п. 7.1. Налогового кодекса:

«7.1.1. налогоплательщики;

7.1.2. объект налогообложения;

7.1.3. база налогообложения;

7.1.4. ставка налога;

7.1.5. порядок исчисления налога;

7.1.6. налоговый период;

7.1.7. срок и порядок уплаты налога;

7.1.8. срок и порядок подачи отчетности об исчислении и уплате налога».

Как элемент местного налога база налогообложения устанавливается местным советом.

То есть НДО как база налогообложения для платы за землю и единого налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается именно местными советами. Пункт 271.2 Налогового кодекса предусматривает касательно этого обязательное наличие решения соответствующего органа местного самоуправления с обязательным обнародованием до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду.

Таким образом, положения Законопроекта о госбюджете не согласуются с определенным пока в Конституции и НКУ уполномоченным субъектом для установления НДО как элемента соответствующих местных налогов.

4. Незаконное «автоматическое утверждение» и сроки согласно Законопроекту о госбюджете

Законопроектом о госбюджете не только нарушается компетенция органов местного самоуправления в сфере оценки земель и по вопросам налогообложения, но и устанавливаются неадекватные правила по утверждению соответствующей технической документации.

Абзацами 4 и 7 п. 7 Заключительных положений Законопроекта о госбюджете устанавливаются беспрецедентные нормы касательно автоматического утверждения технической документации по оценке земель, без принятия решения соответствующего органа.

Во-первых, предусмотрено, что в случае, когда техническая документация по общенациональной НДО земель сельскохозяйственного назначения не утверждена Минагрополитики, в течение трех месяцев (или от даты вступления в силу Законопроектом о госбюджете, то ли от какой-то другой неизвестной даты), она считается утвержденной.

То есть вне установленных законом процедур, неизвестно кем, неизвестно на каком основании, без публичного обсуждения проектов и надлежащей экспертизы, разрабатывается техническая документация по землеустройству, которая будет применяться к самому широкому кругу землевладельцев и землепользователей на всей территории Украины, – и этот документ не утверждается вообще никаким органом публичной власти (не говоря уже об органе с соответствующей предусмотренной законом компетенцией).

Во-вторых, подобные правила с «автоматического утверждения» устанавливаются для утверждения всех других видов технической документации по оценке земель. Предусмотрено, что в случае, когда в месячный срок со дня поступления технической документации по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков соответствующий сельский, поселковый, городской совет не принял решение об утверждении или отказе в утверждении технической документации, техническая документация по бонитировке почв, экономической оценки земель и нормативной денежной оценки земельных участков считается утвержденной. Разработчики Законопроекта о бюджете не объясняют, что означает «день поступления» технической документации: от кого документация должна поступить и на каком основании она должна быть разработана.

Предусмотренные Законопроектом о госбюджете нормы касательно «автоматического утверждения» нарушают основы правового порядка в Украине, основанной на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством (ч. 1 ст. 19 Конституции Украины).

Кроме этого, «автоматическое утверждение» противоречит Закону Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» относительно процедуры принятия регуляторного акта. В частности, эта процедура требует разработку плана деятельности по подготовке регуляторных актов на следующий календарный год, подготовку анализа регуляторного влияния, обнародования проектов регуляторных актов с целью получения замечаний и предложений, обнародование утвержденных регуляторных актов в средствах массовой информации, дальнейшее регулярное отслеживание результативности влияния регуляторного акта.

Никаких возможностей для утверждения регуляторного акта без решения субъекта властных полномочий законом не предусмотрено. Только срок для получения замечаний и предложений касательно проекта регуляторного акта не может быть меньше, чем один месяц со дня обнародования проекта – что означает невозможность реализовать все процедуры в течение только одного месяца со «дня поступления» технической документации в орган местного самоуправления.

«Окном возможностей» для разработчиков Законопроекта о бюджете становится абз. 2 ч. 1 ст. 4 Бюджетного кодекса Украины, согласно которого нормативно-правовые акты и решения, принятые на основании и во исполнение требований данного Кодекса, не распространяется действие законодательства касательно осуществления государственной регуляторной политики и регуляторной деятельности. Таким образом, решения по утверждению технической документации по оценке земель стараются вообще вывести из-под действия законодательства касательно государственной регуляторной политики, внедряя правила относительно их утверждения через Законопроект о госбюджете.

Законопроектом о бюджете не ограничены также периодичности утверждения технической документации по оценке земель. Таким образом, Минагрополитики получает возможность хоть ежегодно утверждать новую «общенациональную» нормативную денежную оценку сельскохозяйственных земель и, соответственно, почти в ручном режиме корректировать поступления от арендной платы за сельскохозяйственные земли государственной собственности, расположенные за пределами населенных пунктов (ведь суды преимущественно удовлетворяют требования об изменении арендной платы в соответствии с увеличенной НДО).

Для сравнения, согласно ст. 18 Закона Украины «Об оценке земель» НДО земельных участков населенных пунктов и участков сельскохозяйственного назначения (независимо от расположения) проводится не реже чем раз в 5-7 лет, а участков несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов – не реже одного раза в 7-10 лет.

Кроме того, вопросы к срокам Законопроекта о госбюджете возникают и в налоговой плоскости, поскольку НДО является элементом местного налога, для установления которого Налоговый кодекс предусматривает свои правила. Речь идет о положении пп. 12.3.4 ст. 12 Налогового кодекса:

«12.3.4. Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом».

Также есть и общие требования Налогового кодекса относительно стабильности налогового законодательства, закрепленные в п. 4.1.9 ст. 4 Налогового кодекса:

«4.1.9. стабильность — изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;».

И, опять-таки, повторимся, п. 271.2 Налогового кодекса предусматривает касательно этого обязательное наличие решения соответствующего органа местного самоуправления с обязательным обнародованием до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду.

Очевидно, что Законопроект о госбюджете уже не может быть принят с соблюдением этих сроков ввиду того, что сейчас уже ноябрь, а должен вступить этот закон в действие с 01.01.2018 г.

Заключение

Предложенные Законопроектом о госбюджете изменения в сфере оценки земель являются незаконными как по своей форме, так и по существу. Формально, внесение законом о государственном бюджете изменений в другие акты законодательства является недопустимым. Тем более, незаконным является внесение изменений в налоговое законодательство иным образом, чем путем принятия изменений в Налоговый кодекс. Что касается сути предлагаемых изменений, то они являются вмешательством в предусмотренную законом компетенцию органов местного самоуправления, в том числе и в сфере установления элементов местных налогов (которые отнесены к компетенции местных органов самоуправления на уровне Конституции), предусматривают правила, не соответствующие установленным законом процедурам принятия регуляторных актов, а также нарушают принцип стабильности налогового законодательства.

Поэтому надеемся, что на стадии принятия Законопроекта о госбюджете соответствующие положения п. 7 Заключительных положений Законопроекта о госбюджете будут исключены или, по крайней мере, пересмотрены с целью устранения несоответствия Конституции Украины и противоречий с законодательством.

* 07 декабря 2017 года Закон Украины «О Государственном бюджете на 2018 год» был принят Верховной Радой, а 30 декабря 2017 года он был подписан Президентом Украины. Согласно п. 1 Заключительных положений Закона Украины «О Государственном бюджете на 2018 год», этот закон вступает в силу с 01 января 2018 года.

Рассмотрены в информационном письме положения п. 7 Заключительных положений Законопроекта о госбюджете касательно проведения всеукраинской нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, несмотря на их как формальную, так и сущностную незаконность, были сохранены без изменений (за исключением изменения номера пункта на п. 11 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2018 год»). По состоянию на конец января 2018 года отсутствует информация о начале реализации общенациональной оценки с/х земель – в частности, о соответствующем решении Кабинета Министров Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Согласно редакции Законопроекта о госбюджете (к первому чтению), размещенном на официальном сайте Верховной Рады Украины.

2Решение Конституционного Суда Украины доступно по ссылке.

3Решение Конституционного Суда Украины доступно по ссылке.

4Решение Конституционного Суда Украины доступно по ссылке.

5Заключение Главного научно-экспертного управления доступно по ссылке.

6Согласно изменениям в постановление от 05.07.2004 г. термин «денежная оценка земель» было заменено на «нормативная денежная оценка земель», в соответствии с Законом Украины «Об оценке земель», который уже вступил в силу в тот момент.

7Показатели на 01.01.2017 г. на сайте Госгеокадастра.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 14457

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Как покупать сельскохозяйственную землю без ограничений? 05 июля, 2021    985

Законопроект о консолидации земель 29 июня, 2021    2190

Допаевание или передача в коммунальную собственность земель коллективных сельскохозяйственных предприятий, упорядочение массивов сельскохозяйственных земель, усиление земельного моратория и другие нововведения Закона № 2498 14 мая, 2019    1272

Кто определяет нормативную денежную оценку (НДО) земель за пределами населенных пунктов? 19 февраля, 2019    1594

Новая нормативная оценка земель за пределами населенных пунктов с 01 января 2019 года – миф или реальность? 11 февраля, 2019    2261

Обращение Кассационного административного суда к Большой Палате: актуальные вопросы и результаты 26 сентября, 2018    3482

Государственная регистрация права собственности и других вещных прав на земельный участок – при условии наличия данных в Государственном земельном кадастре 29 января, 2018    16908

Изменения Классификации видов целевого назначения земель (КВЦНЗ) и их значение в контексте земельного и налогового законодательства 20 октября, 2017    9177

Исправить оценку 18 октября, 2017    1633

Нормативная денежная оценка земли – на стыке земельного и налогового права 10 июля, 2017    6345

[Незаконные] внушительные размеры платы за землю не по Налоговому кодексу 07 июля, 2017    2083

Изменение разрешительных процедур в строительстве 13 июня, 2017    2566

Прокомментировать