+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Обещанного [перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией] более полугода уже ждем – финт от Кабмина

28 декабря, 2022 Информационные письма

Весной этого (2022) года, в связи с полномасштабной агрессией россии, в НКУ внесены ряд положений, которые должны применяться с привязкой к территориям, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных рф.

В частности, речь идет об освобождении по п. 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ касательно:

  • платы за земельные участки (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) [п. 69.14],
  • общего минимального налогового обязательства за земельные участки [п. 69.15],
  • экологического налога за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов [п. 69.16],
  • налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, находящиеся в собственности физических и юридических лиц [п. 69.22],
  • обязательства по документальному подтверждению при невозможности предъявления или потери первичных документов [п. 69.28].

Кроме того, данная квалификация территорий имеет значение и для проведения инвентаризации имущества, расположенного на территориях ведения боевых действий [п. 8 Положения № 879 «Об инвентаризации активов и обязательств»].

НКУ возложил обязательство по определению перечня соответствующих территорий для целей применения вышеупомянутых положений на Кабмин.

Подробно об особенностях применения специальных правил и льгот мы рассматривали в наших аналитических материалах, в частности «Первичные документы утрачены или находятся в зоне боевых действий: как быть с подтверждением данных налогового учета?», «Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости?», «Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) от Минреинтеграции – применим ли такой Перечень для налоговых целей?», «Если Кабмин не может определиться с перечнем территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных, могут ли налогоплательщики определиться с этим самостоятельно?».

Однако такого перечня от Кабмина до сих пор нет.

А что имеем сейчас:

1.

Постановление Кабмина от 06 декабря 2022 года (официально обнародованное той же датой) № 1364 «Некоторые вопросы формирования перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией», вступившее в силу 25 декабря 2022 года (далее – Постановление 1364).

Впрочем, Постановлением 1364 Кабмин не утвердил перечень, а «сбросил» с себя обязательства, «переведя стрелки» на Минреинтеграции.

Постановлением 1364 Кабмин установил, что соответствующий перечень территорий должен быть определен Минреинтеграции, однако не единолично, а по согласованию с Минобороны и на основании предложений «с мест» – от областных и Киевской городской военных администраций

«1. Установить, что:

перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией (далее — перечень), утверждается Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий по форме согласно приложению по согласованию с Министерством обороны на основании предложений соответствующих областных, Киевской городской военных администраций».

При этом Кабмин установил формат такого перечня, в каком «разрезе» должны определяться соответствующие территории.

То есть перечня собственно территорий как не было, так и нет. За полгода Кабмин сумел только «придумать», как сбросить с себя возложенное на него законом обязательство на «подчиненных».

2.

С правовой точки зрения, такой «финт» Кабмина вызывает большие вопросы. Ведь положениями п. 69 подраздела 10 раздела ХХ НКУ соответствующее обязательство возложено именно на Кабмин:

«Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины».

Право делегировать определение территорий этими или иными положениями законов не предусмотрено.

Напомним, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины». Поэтому и Кабмин должен действовать способом, который определен законодательством.

Нарушение установленного законом порядка определения территорий уже само по себе может служить основанием для его обжалования в случае, если кто-то будет «не удовлетворен», что там, в конце концов, окажется в перечне.

3.

С практической точки зрения для налогоплательщиков важнее то, какие территории все же появятся по новому перечню после его утверждения Минреинтеграции по согласованию с Минобороны.

Но может оказаться так, что ожидать определения такого перечня придется еще долго. Ведь практические трудности и спорные моменты, из-за которых Кабмин все это время медлил с принятием решения касательно нового перечня территорий (в частности, признание г. Киева территорией, на которой велись боевые действия и т.д.), никуда не девались и еще подлежать решению.

К тому же согласно с механизмом формирования нового перечня территорий по Постановлению 1364 процесс еще более усложнился: ведь территории в новый перечень будут включаться не только по волеизъявлению Минреинтеграции, а по инициативе «с мест» и по согласованию с Минобороны.

Следовательно, интрига с определением перечня территорий продолжается.

4.

Реакция ГНС Украины на Постановление 1364 не заставила себя долго ждать – согласно , размещенному на официальном сайте ГНС Украины, применение специальных правил и льгот для налогоплательщиков станет возможно только после утверждения и официального обнародования нового перечня, составленного с соблюдением требований Постановления 1364.

То есть налоговая хочет видеть именно предметный новый перечень территорий, а не его формат, как определено Постановлением 1364. И до утверждения такого перечня отказывает в применении соответствующих норм, привязанных к территориям.

5.

Впрочем, как мы отмечали в предыдущих аналитических материалах по этому вопросу, такой подход считаем безосновательным. Ведь нарушения со стороны государства не могут приносить пользу государству. Статус территории определяется фактическими обстоятельствами (то есть реально ли там ведутся (велись) боевые действия, была ли оккупация), а определение перечня по сути должно носить характер обобщения и «кодификации» соответствующей информации. Поэтому соответствующие положения, по нашему мнению, могут и должны применяться, несмотря на промедление и «финты» со стороны Кабмина.

Повторимся, список территорий по своей природе носит информативный и обобщающий (! а не правоустанавливающий) характер. Например, можно ли представить, что территории Херсонской области не будут включены в перечень как территории, на которых ведутся (велись) боевые действия, а Мариуполь не будет упоминаться как таков, что находился под оккупацией.

Так что при наличии достаточного подтверждения пребывания той или иной территории в зоне боевых действий / под временной оккупацией, в частности на основании публичной информации, считаем, налогоплательщики имеют право на применение соответствующих положений и сейчас. Будут ли это делать – уже зависит от решений конкретных плательщиков и конкретных обстоятельств. Вам решать.

P.S. Когда это обзорное письмо уже было готово к размещению, Минреинтеграции уже было официально опубликовано новый перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных рф, утвержденный Приказом Минреинтеграции № 309 от 22 декабря 2022 года.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 794

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Изменения в НКУ касательно инвентаризации как введение дополнительных оснований для отказа в возмещении НДС и административных арестов 24 июля, 2024    376

Если Кабмин не может определиться с перечнем территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных, могут ли налогоплательщики определиться с этим самостоятельно? 07 ноября, 2022    929

Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) от Минреинтеграции – применим ли такой Перечень для налоговых целей? 04 мая, 2022    20639

Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости? 03 мая, 2022    8288

Первичные документы утрачены или находятся в зоне боевых действий: как быть с подтверждением данных налогового учета? 22 апреля, 2022    2503

Прокомментировать