+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) от Минреинтеграции – применим ли такой Перечень для налоговых целей?

04 мая, 2022 Информационные письма

В связи с военными действиями был введен ряд налоговых освобождений, в частности касательно начисления и уплаты налогов на землю и налогов на недвижимость (касательно этого подробнее в нашем обзорном письме – «Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости?»). Главным основанием для применения таких освобождений в соответствии с Переходными положениями Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) является расположение объектов на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации.

Недавно в публичном доступе появился Приказ Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Украины от 25.04.2022 года № 75 «Об утверждении Перечня территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) по состоянию на 30 апреля 2022 года»1 (далее – Приказ Минреинтеграции).

Таким Приказом Минреинтеграции утвержден перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) по состоянию на 30.04.2022 года. В таком Приказе представлен список некоторых территориальных общин ряда областей, в частности Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Николаевской, Одесской, Харьковской и Херсонской областей.

Как видим, в таком перечне отсутствуют территориальные общины Киевской, Черниговской и Сумской областей, где также имели место боевые действия и временная оккупация. Поскольку на такой территории находится немало бизнеса, который затронули последствия боевых действий и оккупации, попытаемся разобраться, может ли применяться Приказ Минреинтеграции для налоговых целей, в частности касательно начисления и уплаты налогов на землю и налогов на недвижимость?

1.

Напомним, как п. 69.14, так и п. 69.22 подраздела 10 Переходных положений НКУ касательно особенностей начисления и уплаты налога на землю и недвижимость предусматривают, что соответствующие налоги не начисляются и не уплачиваются в случае, если такие объекты расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации.

При этом как п. 69.14, так и п. 69.22 подраздела 10 Переходных положений НКУ прямо закрепляют, что:

«Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины».

Как видим, в налоговых целях, как это прямо определено в НКУ, должен применяться исключительно перечень, который определен Кабинетом Министров Украины.

Со своей стороны, Минреинтеграции хоть и входит в Кабинет Министров Украины, но является отдельным органом государственной власти. Так, Кабинет Министров Украины имеет статус высшего органа исполнительной власти в соответствии со ст. 113 Конституции Украины, а Минреинтеграции – одного из центральных органов исполнительной власти.

Кроме того, неприменимость Приказа Минреинтеграции для целей как п. 69.14, так и п. 69.22 подраздела 10 Переходных положений НКУ вытекает и собственно из названия такого Приказа. Так, Приказом Минреинтеграции утвержден «Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) по состоянию на 30 апреля 2022 года».

То есть утвержден Перечень территорий, которые расположены (в настоящем времени) в зоне боевых действий или в оккупации по состоянию на определенную дату (30 апреля согласно названию Приказа). Следовательно, Приказом Минреинтеграции не утвержден Перечень территорий, находившихся (в прошедшем времени) в зоне боевых действий.

Со своей стороны, п. 69.14 и п. 69.22 подраздела 10 Переходных положений НКУ буквально устанавливают, что в Перечне должны быть не только территории, которые находятся в зоне боевых действий, но и те территории, на которых велись боевые действия. То есть Перечень для целей НКУ должен содержать и те территории, которые находились в зоне боевых действий (в прошедшем времени).

Поэтому буквально Приказ Минреинтеграции не может свидетельствовать об определении Кабинетом Министров Украины Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, который был бы применим для целей п. 69.14 и п. 69.22 подраздела 10 Переходных положений НКУ.

2.

Неприменимость Приказа Минреинтеграции для налоговых целей усматривается и с собственно оснований принятия такого Приказа (которые определены в самом Приказе). Так, в Приказе Минреинтеграции говорится, что такой Приказ принят:

«В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 16 апреля 2022 года N 457 “О поддержке отдельных категорий населения, которое пострадало в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины”».

Если обратиться к тексту Постановления Кабинета Министров Украины от 16.04.2022 года № 457 «О поддержке отдельных категорий населения, которое пострадало в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины», мы видим, что цель применения Постановления и Перечня Минреинтеграции ограничивается следующим:

«1. Установить, что для поддержки отдельных категорий населения, которое пострадало в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины, предоставляется:

1) внутренне перемещенным лицам, сведения о которых включены в Единую информационную базу данных о внутренне перемещенных лицах, – помощь на проживание внутренне перемещенным лицам в соответствии с Порядком предоставления помощи на проживание внутренне перемещенным лицам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2022 г. N 332 “Некоторые вопросы выплаты помощи на проживание внутренне перемещенным лицам”.

2) лицам, которые эвакуируются из населенных пунктов, расположенных в районах проведения военных (боевых) действий (возможных боевых действий), в безопасные районы – гуманитарная и другая помощь гражданскому населению в условиях военного положения в Украине в соответствии с Порядком предоставления гуманитарной и иной помощи гражданскому населению в условиях военного положения в Украине, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 7 марта 2022 г. N 220 “Вопросы предоставления гуманитарной и иной помощи гражданскому населению в условиях военного положения в Украине”, или помощь за счет средств международных организаций;

3) лицам, которые проживают в деоккупированных населенных пунктах, не имеют и не имели статуса внутренне перемещенных лиц, – гуманитарная и другая помощь гражданскому населению в условиях военного положения в Украине в соответствии с Порядком предоставления гуманитарной и иной помощи гражданскому населению в условиях военного положения в Украине, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 7 марта 2022 г. N 220».

То есть, как понимаем, Перечень Приказа Минреинтеграции применим только для целей поддержки отдельных категорий населения, которое пострадало в связи с военной агрессией, и не применяется для налоговых целей.

3.

Поэтому пока вопрос с Перечнем территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, который должен быть принят Кабинетом Министров Украины, в частности для целей применения п. 69.14 и п. 69.22 подраздела 10 Переходных положений НКУ, остается не решенным.

В то же время наличие Приказа Минреинтеграции уже свидетельствует о признании Государством по крайней мере ряда территорий, которые определены в Перечне согласно такому Приказу, территориями, расположенными в районе проведения военных (боевых) действий или находящимися во временной оккупации, окружении (блокировке).

Установление такого факта является актуальным не только для целей выплат населению, но и для других целей, в том числе и налоговых целей касательно освобождения от начисления и уплаты налогов за объекты, на таких территориях. Такая позиция, по нашему мнению, является достаточно сильной, поскольку нельзя же признать зоной боевых действий или оккупации для целей выплат населению, и не признать для налоговых целей.

Поэтому, очевидно, имеющийся Приказ Минреинтеграции дает достаточно существенную поддержку в случае занятия альтернативного подхода, как он рассмотрен нами в обзорном письме «Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости?», касательно наличия оснований для применения освобождения от начисления и уплаты налогов на землю и недвижимость.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Перечень постоянно обновляется, поэтому дата «по состоянию на 30 апреля 2022 года» может меняться.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 19964

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Военный учет, мобилизация и прохождение военной службы по-новому: чего ждать? 08 февраля, 2024    849

Оформленная отсрочка как обязательное предусловие для пересечения границы мужчинами во время военного положения 07 февраля, 2024    436

Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – некоторые практические аспекты 07 декабря, 2023    444

Обещанного [перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных российской федерацией] более полугода уже ждем – финт от Кабмина 28 декабря, 2022    651

Если Кабмин не может определиться с перечнем территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных, могут ли налогоплательщики определиться с этим самостоятельно? 07 ноября, 2022    732

Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – есть ли запрет? 15 августа, 2022    16104

Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными 13 мая, 2022    1810

Отрицательные последствия увеличения вдвое ставки военного сбора,
и
Как обеспечить, чтобы то, что мы [считаем] платим на армию, действительно шло на армию, и почему еще это может быть полезно
13 мая, 2022    6375

Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность? 06 мая, 2022    2773

Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву 06 мая, 2022    769

Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения 04 мая, 2022    2176

Предложение Еврокомиссии касательно временной либерализации торговли с Украиной в условиях войны 03 мая, 2022    551

Прокомментировать