Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости?
Значительная часть предприятий и населения в связи с военными действиями или временной оккупацией потеряла доступ к земельным участкам и объектам недвижимости. Попробуем разобраться, как быть с платой за землю и налогом на недвижимость в таких ситуациях.
1.
Плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) и налог на недвижимость начисляются на основании деклараций и уплачиваются ежемесячно (плата за землю) и ежеквартально (налог на недвижимость). По состоянию на 24 февраля 2022 года годовые декларации с начислениями из суммы к уплате по плате за землю (ежемесячно) и налогу на недвижимость (ежеквартально) были поданы.
Поэтому возникают вопросы, что делать, если доступ к земельному участку и объекту недвижимости утрачен, а соответствующие налоги начислены и подлежат уплате как самостоятельно начисленные?
2.
Недавними изменениями в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ), внесенными Законом Украины от 15 марта 2022 года № 2120-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины касательно действия норм на период действия военного положения» (далее – Закон № 2120), в п. 69.14 подраздела 10 Переходных положений НКУ предусмотрено следующее положение касательно платы за землю:
«69.14. Временно, на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено военное, чрезвычайное положение, не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки (земельные доли (паи), которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, и находятся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц, а также за земельные участки (земельные доли (паи), определенные областными военными администрациями как засоренные взрывоопасными предметами и/или на которых есть фортификационные сооружения.
Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины».
То есть плата за земельные участки, которые находятся на территориях, определенных Кабинетом Министров Украины, не подлежит начислению и уплате. В то же время отметим, что такой Перечень Кабинетом Министров Украины на текущий момент не определен.
То есть на сегодняшний день прямо п. 69.14. подраздела 10 Переходных положений НКУ касательно платы за землю неприменим в связи с отсутствием утвержденного Перечня территорий.
3.
Касательно налога на недвижимость аналогичные положения внесены Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины касательно усовершенствования законодательства на период действия военного положения» № 2142-IX от 24 марта 2022 года в качестве п. 69.22 подраздела 10 Переходных положений НКУ:
«69.22. Временно положения статьи 266 этого Кодекса применяются с учетом следующих особенностей:
…
временно, на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, в котором прекращено или отменено военное положение, введенное Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24 февраля 2022 года № 2102-IX, не начисляется и не уплачивается налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за объекты нежилой недвижимости, в том числе их доли, которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации. При этом плательщики налога – юридические лица в течение шести календарных месяцев после месяца, в котором прекращено или отменено военное положение, введенное Указом Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24 февраля 2022 года № 64/2022, утвержденным Законом Украины «Об утверждении Указа Президента Украины «О введении военного положения в Украине» от 24 февраля 2022 года № 2102-IX, имеют право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отражаются изменения размера налогового обязательства по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за соответствующий налоговый период. Для плательщиков налога – физических лиц контролирующий орган самостоятельно исчисляет налоговое обязательство за период с 1 января по 1 марта 2022 года.
Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия и территорий временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины.
…».
То есть налог за объекты нежилой недвижимости не подлежит начислению и уплате в случае, если соответствующие объекты находятся на территориях, включенных в Перечень. При этом также отмечено, что налогоплательщики будут иметь возможность подать уточняющую налоговую декларацию в течение шести месяцев после прекращения (отмены) военного положения.
4.
Поэтому в текущих обстоятельствах, подлежат ли начислению и уплате плата за землю и налог на недвижимость?
Конечно, можно ожидать определения Кабинетом Министров Украины Перечня территорий для применения п. 69.14. подраздела 10 Переходных положений НКУ касательно платы за землю и ожидать принятия аналогичной нормы касательно налога на недвижимость.
Позиция налоговых органов касательно этого, конечно, формальная – предлагают ждать утверждения такого Перечня: «Учитывая, что предельный срок подачи налоговой декларации по плате за землю на 2022 год пришелся на 21 февраля 2022 года, то плательщикам платы за землю за соответствующие Участки в рамках определенных Территорий следует по возможности подать уточняющие налоговые декларации (далее – Декларации) после официального обнародования такого перечня»1.
Однако по предыдущему опыту касательно уплаты таких налогов за период проведения антитеррористической операции и значительных сложностей в процессе их возврата, кажется более рациональным подход «спасения утопающих – дело рук самих утопающих».
Поэтому стоит ли ждать официального утверждения Перечня территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия, и территорий, временно оккупированных вооруженными формированиями Российской Федерации, если некоторое понимание касательно таких территорий уже имеется? Так, например, предполагаем, что Киев вряд ли будет подпадать под такой перечень, хотя некоторые территории Киевской области, вероятно, могут быть признаны территориями, на которых велись боевые действия. Также понимаем, что территории некоторых городов (Мариуполя и Харькова), вероятно, тоже попадут в Перечень, учитывая ситуацию в этих городах.
Поэтому, на наш взгляд, касательно таких территорий, где фактически ведутся боевые действия или которые временно оккупированы, есть основания для пересмотра подхода касательно уплаты земельного налога и налога на недвижимость.
Подробнее такие основания рассмотрим ниже.
5.
Прежде всего, отметим, что плата за землю связана именно с пользованием землей.
Согласно ст. 206 Земельного кодекса Украины:
«Статья 206. Плата за землю
1. Использование земли в Украине является платным. Объектом платы за землю является земельный участок».
То есть обязанность по внесению платы за землю зависит от использования земли. Здесь следует отметить, что использование – это фактическая реализация субъектом своего права пользования, а не только его наличие. Соответственно, в случае невозможности использования земельного участка в результате военных действий или временной оккупации, использование земельного участка, которое бы подлежало оплате, априори отсутствует.
К тому же обстоятельства, в результате которых использование земельного участка является невозможным, являются форс-мажорными обстоятельствами в соответствии с ч. 2 ст. 14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», которые могут быть засвидетельствованы соответствующим сертификатом.
Кроме того, такие обстоятельства не просто формально соответствуют обстоятельствам форс-мажора.
Согласно Конституции Украины жизнь и здоровье являются самой высокой ценностью (в соответствии со ст. 3 Конституции Украины):
«Статья 3. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине высшей социальной ценностью».
Соответственно, в случае если во время использования земельных участков не обеспечивается жизнь и здоровье человека, а наоборот такое использование прямо угрожает жизни и здоровью человека, такое использование не только является невозможным, но и будет противоречить Конституции Украины.
6.
Аналогично и с налогом на недвижимость.
Плательщиком такого налога является именно собственник недвижимости (п. 266.1.1. НКУ). Очевидно, что речь идет об определенной реальной, а не абстрактной собственности.
Согласно ст. 319 Гражданского кодекса Украины:
- во-первых, собственность состоит из известной цивилистической триады:
«1. Владелец владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению».
- во-вторых, обязывает именно собственность:
«4. Собственность обязывает».
В свою очередь, касательно недвижимости в зоне боевых действий, временной оккупации или заминированной территории предприятия и население, очевидно, лишены прав владения, пользования и распоряжения, поскольку никаких действий ни юридические, ни физические лица совершить касательно такого имущества не могут.
Соответственно, в случае потери доступа к недвижимости лицо не может считаться реальным собственником и плательщиком налога на недвижимое имущество касательно такой недвижимости.
7.
В качестве определенной аналогии целесообразно обратиться к гражданскому законодательству. По крайней мере, такая аналогия кажется нам уместной касательно арендной платы за земельный участок. Так, согласно ч. 6 ст. 762 Гражданского кодекса Украины:
«6. Наниматель освобождается от платы за все время, в течение которого имущество не могло быть использовано им в силу обстоятельств, за которые он не отвечает».
Очевидно, обстоятельства военных действий, временной оккупации, минирования территорий являются такими, за которые пользователи земельных участков государственной и коммунальной собственности отвечать не могут, а следовательно, по логике урегулирования отношений аренды должны освобождаться от платы за период, когда земельные участки не могли использоваться.
Кроме того, целесообразно обратиться и к судебной практике касательно транспортного налога за угнанные автомобили. Так, например, ВАСУ также утверждал об отсутствии оснований для начисления транспортного налога, в случае, когда транспортное средство было угнано и лицо им фактически не владело. В частности, согласно Постановлению ВАСУ от 08 ноября 2016 года по делу № К/800/23267/16:
«Удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции мотивировал решение тем, что истцу неправомерно определен транспортный налог с учетом угона неизвестными лицами автомобиля, который принадлежал ему на праве собственности.
Суд кассационной инстанции согласен с заключениями суда апелляционной инстанции, учитывая следующее.
Согласно требованиям пп.пп. 267.1.1, 267.1.2 п. 267.1, п. 267.4, пп. 267.6.1 п. 267.6 ст. 267 Налогового кодекса Украины плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, которые в соответствии с подпунктом 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи являются объектами налогообложения.
…
Учитывая содержание приведенных предписаний, следует бесспорный вывод, что плательщик транспортного налога должен иметь, в первую очередь, зарегистрированный в Украине собственный легковой автомобиль, который и является объектом налогообложения».
То есть при отсутствии фактического владения имуществом отсутствуют основания для начисления и уплаты налогов, связанных с таким имуществом.
8.
Учитывая вышеизложенное, видим достаточно правовых оснований для подхода, что при отсутствии доступа к земельным участкам и объектам недвижимости плата за землю (арендная плата за земельный участок и земельный налог) и налог на недвижимое имущество не подлежат начислению и уплате. Соответственно, что касается начислений соответствующих налогов за текущие периоды в части налогов касательно имущества, к которому отсутствует доступ, целесообразным может быть пересмотр подхода касательно оплаты соответствующих начислений. При этом следует задокументировать соображения касательно наличия негативного эффекта (как прямого, так и косвенного) касательно возможности пользования земельными участками и объектами недвижимости в результате боевых действий, временной оккупации или минирования таких объектов. То есть важно задокументировать наличие нарушений или ограничений в использовании таких объектов и соответствующих причин.
9.
Приведенные выше соображения могут быть полезны в случае пересмотра подхода касательно уплаты налогов.
Конечно, есть альтернативный вариант – подождать утверждения Кабинетом Министров Украины соответствующего перечня, а пока продолжать платить налоги за соответствующие объекты на территориях боевых действий или временной оккупации, надеясь на их возвращение.
В то же время, по опыту возврата переплат за земельные участки и объекты недвижимости в зоне АТО, рассчитывать на скорый и беспрепятственный возврат таких сумм достаточно сложно. Поэтому вполне оправдан может быть подход, чтобы обеспечить самостоятельно налоговое администрирование с целью сохранения «живых» средств на предприятии.
10.
Попутно отметим, что на период военного положения действует положение п. 69.1. подраздела 10 раздела ХХ НКУ, которое закрепляет освобождение от ответственности в случае: «69.1. В случае отсутствия у плательщика налогов возможности своевременно выполнить свою налоговую обязанность, в частности касательно соблюдения сроков уплаты налогов и сборов, представления отчетности, в том числе отчетности, предусмотренной пунктом 46.2 статьи 46 этого Кодекса, регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировкы, предоставления электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках горючего и объеме обращения горючего или спирта этилового и т.п., плательщики налогов освобождаются от предусмотренной этим Кодексом ответственности с обязательным исполнением таких обязанностей в течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине».
В рассматриваемом случае, если земельные участки и недвижимость действительно находятся в зоне боевых действий или временной оккупации, такие обстоятельства, конечно, влияют на возможность своевременного выполнения налоговых обязанностей.
То есть можно говорить о наличии достаточных оснований для применения освобождения от ответственности согласно п. 69.1. подраздела 10 раздела ХХ НКУ на время военного положения, в случае если имеет место факт неуплаты налогов за объекты, которые находятся на территориях боевых действий, временной оккупации.
В качестве итога заметим, что предлагали бы рассматривать приведенное в качестве информации и базы для размышлений касательно налогового администрирования в разрезе объектов на территории боевых действий или временной оккупации. Поэтому выше мы пытались изложить правовую основу и соображения, которые могли бы быть полезны для принятия проинформированного бизнес-решения касательно таких аспектов.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Бронирование работника невозможно: «розыск» военнообязанного
247
Бронирование работников: обновленные критерии важности
699
Критерии определения предприятий критически важными и порядок бронирования: что изменится с 01.12.2024 г.
4950
Выезд мужчин за границу: оформленная отсрочка как основание для пересечения границы
1814
Бронирование работников через Портал Дия: с какими проблемами уже столкнулся бизнес
1880
Изменения в НКУ касательно инвентаризации как введение дополнительных оснований для отказа в возмещении НДС и административных арестов
738
Бронирование через Портал Дия
1102
Почему и когда возможна мобилизация мужчин до 25 лет
2880
Изменения в процедуру бронирования военнообязанных
2687
Обязанность уточнения военно-учетных данных с 18.05.2024 г.
4449
Мобилизация осужденных, лиц с судимостью, подозреваемых и обвиняемых
16795
Новые правила мобилизации: Закон принят
3368
