+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»

17 июля, 2018 Информационные письма

21 июня был принят, а 06 июля 2018 уже обнародован Закон Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон).

Согласно переходным положениям, закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, но вводится в действие через семь месяцев со дня вступления его в силу, то есть 07 февраля 2019 года.

Этот закон становится основным нормативным актом, определяющим валютное регулирование в Украине. Со дня введения Закона в действие отменяются Декрет Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее – Декрет), Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», ряд Указов Президента Украины, касающихся вопросов государственного валютного регулирования и перечень которых приведен в п. 3 ст. 16 Закона.

1.

Основным нововведением Закона является коренное изменение подхода к регулированию валютных операций, которое до сих пор осуществлялось по принципу «разрешено только то, что прямо определено», на противоположный – «разрешено все, что не запрещено». Закон предусматривает постепенную либерализацию валютного регулирования, которое в силу кризисных явлений в экономике и устарелости пока существенно ограничивает возможность свободного осуществления валютных операций и движения капитала.

Так, Законом отменяется необходимость получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины (далее – НБУ) для осуществления ряда операций с валютой, смягчаются требования относительно предельных сроков для осуществления расчетов за импорт/экспорт товаров по внешнеэкономическим контрактам.

Одним из прогрессивных шагов является отмена Указа Президента Украины «О неотложных мерах по возвращению в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами» № 319/94 от 18 июня 1994 года, которым определена обязанность декларирования резидентами Украины валютных ценностей. Обременения данного Указа мы рассматривали в наших аналитических материалах, в частности «Юридическая фирма «КМ Партнеры» обратилась в Администрацию Президента Украины и ряд государственных учреждений с письмом, в котором просит рассмотреть вопросы, связанные с обязательным ежеквартальным декларированием предприятиями валютных ценностей за пределами Украины».

Законом также смягчается ответственность за нарушение валютного законодательства, которая ранее определялась рядом нормативных актов.

Отдельно обращаем внимание на отмену ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», по которой применяются санкции к субъектам внешнеэкономической деятельности во внесудебном порядке, которые неоднократно были предметом нареканий бизнес-сообщества как таковой, что довольно часто де-факто использовался как дополнительный рычаг давления на бизнес.

2.

Наряду с общей либерализацией, Закон все же оставляет за НБУ достаточно широкий круг полномочий, которыми указанный орган может ограничивать свободу осуществления валютных операций в условиях нестабильности финансовой или банковской системы Украины.

Так, в частности, ст. 12 Закона НБУ предоставляются полномочия по определению своими внутренними актами так называемых «мер защиты», таких как: обязательная продажа поступлений в иностранной валюте, установление предельных сроков расчетов за импорт/экспорт товаров, установление особенностей (разрешений) на осуществление операций, повязкам связанных с движением капиталов и тому подобное.

Также стоит обратить внимание на то, что переходными положениями Закона прямо предусмотрена необходимость разработки и принятия НБУ нормативных актов, которыми будут определены соответствующие меры защиты не позднее чем за 30 календарных дней до введения Закона в действие.

Таким образом, делать какие-либо выводы относительно фактической либерализации валютного законодательства до принятия НБУ соответствующих нормативных документов, которыми могут быть внедрены меры защиты, преждевременно.

Если же либерализация валютного законодательства, как об этом утверждают представители власти, действительно состоится, и примененные НБУ меры защиты не будут столь жесткими, как сейчас, соответствующие улучшения резиденты и нерезиденты смогут почувствовать только начиная с февраля 2019 года.

3.

Стоит заметить, что законодатель связывает шаги по либерализации валютной политики с определенными изменениями также и в налоговом законодательстве. Это, в частности, следует прямо из переходных положений ч. 11 ст. 16 Закона, которой прямо обязан Кабинет Министров совместно с НБУ разработать и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона (т.е. до февраля 2019 года) ряда законопроектов, которыми определить:

  • правила налогообложения контролируемых иностранных компаний;
  • правила отчетности в разрезе стран для международных групп компаний;
  • правила ограничения расходов на финансовые операции со связанными лицами;
  • правила налогообложения постоянного представительства;
  • меры по предотвращению злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения;
  • процедуру урегулирования споров по вопросам применения конвенций об избежании двойного налогообложения;
  • вопросы внедрения международных стандартов для автоматического обмена финансовой информацией.

Поскольку шестимесячный отсчет с момента вступления Закона в силу уже начался, не исключено, что с начала 2019 года бизнес в Украине могут ожидать также и комплексные изменения в налоговом законодательстве. Заметим, что в основном вышеприведенный пакет законопроектов касается имплементации некоторых шагов минимального стандарта плана действий BEPS в Украине, дорожная карта реализации которого была разработана и опубликована Министерством Финансов Украины еще год назад на его официальном сайте.

Интересным моментом являются требования по разработке законопроекта по регулированию вопросов налогообложения контролируемых иностранных компаний. Вопросы о введении в Украине налогообложения контролируемых иностранных компаний периодически появлялись и ранее, однако, реальных шагов в этом не делалось. Поэтому Закон, возможно, все-таки станет отправной точкой для внедрения таких изменений.

4.

Ключевые изменения/положения в сфере валютного регулирования также включают:

1) часть 5 ст. 3 Закона устанавливает презумпцию правомерности решений резидентов и нерезидентов, которая заключается в том, что в случае, если нормы Закона или иного нормативного акта, регулирующие отношения по осуществлению валютных операций, допускают неоднозначную трактовку, такая норма трактуется в интересах нерезидентов и резидентов;

2) часть 3 ст. 4 Закона определяет, что резиденты, с учетом ограничений, определенных этим законом, имеют право открывать счета в иностранных финансовых учреждениях и осуществлять через них расчеты. При этом необходимость получения индивидуальной лицензии НБУ, декларирование наличных валютных ценностей, а также штрафы за нарушение указанных требований Закон не предусматривает. Впрочем, не исключено, что дополнительно НБУ может принять решение в рамках внедрения мер защиты в виде введения разрешений или других особенностей открытия счетов за рубежом и осуществления в соответствии валютных операций;

3) часть 2 ст. 5 Закона определяет, что единственным законным платежным средством на территории Украины является гривна. В свою очередь, указанная норма также определяет перечень исключений, в частности:

  • операции по осуществлению иностранных инвестиций и возвращения иностранным инвесторам прибыли, доходов;
  • банковские и финансовые операции, осуществляемые на основании банковской лицензии;
  • операции с иностранной валютой, осуществляемых небанковскими финансовыми учреждениями и операторами почтовой связи, и которые имеют соответствующую лицензию НБУ;
  • операции по размещению, выплате денежного дохода и погашения облигаций, казначейских обязательств Украины, номинированных в иностранной валюте;
  • операции по купле-продаже государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте;
  • другие операции, определенные Таможенным кодексом Украины и (или) нормативными правовыми актами НБУ;

4) статья 6 Закона определяет, что торговля валютными ценностями теперь осуществляется как на валютном рынке Украины, так и на международных валютных рынках. Декрет предусматривал возможность торговли уполномоченными банками валютными ценностями только на межбанковском валютном рынке Украины;

5) как и ранее, физические лица имеют право перемещать через государственную границу Украины валютные ценности в эквиваленте 10 тыс. ЕВРО без соответствующего декларирования таких ценностей в таможенных органах (ч. 1 ст. 8 Закона);

6) часть 1 ст. 12 Закона устанавливает право НБУ вводить меры защиты в случае наличия признаков неустойчивого финансового состояния банковской системы, ухудшения состояния платежного баланса Украины, возникновения обстоятельств, угрожающих стабильности банковской/финансовой системы Украины. При этом сам Закон не раскрывает, в чем именно могут заключаться указанные категории, что может потенциально создавать почву для необоснованного ограничения свободы осуществления валютных операций;

7) законом предусмотрено, что НБУ может вводить следующие меры защиты:

  • обязательную продажу валютной выручки;
  • установление предельных сроков расчетов по внешнеэкономическим контрактам;
  • установление особенностей осуществления операций, связанных с движением капитала;
  • введение разрешений и (или) лимитов на проведение отдельных валютных операций;
  • резервирование средств по валютным операциям;
  • другие «меры защиты» в соответствии со ст. 71 Закона Украины «О национальном банке Украины»;

8) часть 2 ст. 12 Закона устанавливает, что вышеприведенные меры защиты могут быть введены на срок не более 6 месяцев и продлены на такой же срок. При этом в случае продолжения действия ранее установленных «мер защиты» или установления новых «мер защиты» при условии, что со дня отмены предыдущего подобного «меры защиты» прошло менее 6 месяцев, требуется обязательное согласование таких действий с Советом НБУ, который подтверждает наличие признаков, которые стали основанием для их принятия;

9) часть 4 ст. 12 Закона предусматривает, что в случае введения/продления/прекращения мер защиты, НБУ обязан в течение 3-х месяцев с момента принятия соответствующего решения подать в Комитет Верховной Рады Украины, к предметам ведения которого относится вопрос банковской деятельности, отчет о введении мер защиты;

10) статья 13 Закона определяет право НБУ устанавливать предельные сроки осуществления расчетов в иностранной валюте по операциям импорта/экспорта. При этом НБУ также вправе устанавливать исключения из этого требования, в отношении определенных товаров/отраслей экономики по представлению Кабинета Министров Украины. В другой части порядок осуществления расчетов по операциям импорта/экспорта и санкции за его нарушение изменений не претерпит;

11) часть 5 ст. 16 Закона также определяет, что в срок не позднее чем за 30 календарных дней до даты вступления Закона в силу, НБУ обязан разработать соответствующие внутренние нормативные акты, в соответствии с Законом, в том числе и которые будут устанавливать первые меры защиты;

12) меры защиты, которые будут приняты в связи с введением Закона в действие, будут действовать до их отмены НБУ в соответствии с ч. 9 ст. 16 Закона. При этом указанной нормой также предусмотрено, что при принятии решения об отмене средств защиты, НБУ должен учитывать, в частности, вступление в силу законов Украины о международном сотрудничестве Украины в области налогообложения, об обязанности разработки которых уже отмечали выше в разделе 3 данной статьи;

13) на законодательном уровне закрепляется статус электронных денег (не криптовалют) в качестве валюты. В частности, согласно п. 5) и п. 6) ч. 1 ст. 1 Закона к иностранной валюте относятся электронные деньги, номинированные в денежных единицах иностранных государств и (или) банковских металлах, а к национальной валюте, гривне — электронные деньги, номинированные в гривне;

14) отменяется ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», которая устанавливала специальные санкции к субъектам внешнеэкономической деятельности, в том числе наложение штрафов и временном приостановлении внешнеэкономической деятельности;

15) отменяется большинство норм, устанавливающих ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, Законом в ст. 14 предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе для юридических лиц в виде штрафных санкций, для физических лиц, должностных лиц юридических лиц — в виде штрафов, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП);

16) часть 4 ст. 14 Закона предусматривает, что для юридических лиц размер штрафа может быть определен контролирующим органом в размере до 100 % от суммы валютной операции и должен адекватно отвечать совершенному нарушению;

17) часть. 4 ст. 16 Закона также вносит изменения в ст. 162 КУоАП и увеличивает штраф за незаконное скупка, продажа, обмен, использование валютных ценностей как средства платежа или залога к размеру от пятисот до тысячи (ранее от тридцати до сорока четырех) необлагаемых минимумов доходов граждан;

18) вносятся изменения в ст. 1621 КУоАП и устанавливается единая санкция за нарушение порядка осуществления валютных операций в виде штрафа к должностным лицам, юридическим лицам, гражданам — субъектам предпринимательской деятельности в размере от одного до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;

19) отменяется ответственность за незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов, предусмотренная ст. 1622 КУоАП.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2018

Просмотры 9970

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Детенизация зарплат. Как выиграть, не проиграв? 25 февраля, 2019    1754

Выйти из тени: есть ли жизнь без Пенсионного фонда 22 февраля, 2019    1380

Налог на добавленную стоимость (НДС): что не так и что делать? 24 января, 2019    14624

Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь 25 октября, 2018    2738

Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве 11 июня, 2018    7090

Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор) 06 июня, 2018    1527

Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение) 01 июня, 2018    1391

Изменения в регулировании кассовых операций 30 мая, 2018    3339

К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства 15 мая, 2018    10090

Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками 14 мая, 2018    1553

Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях 27 апреля, 2018    1502

Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью 22 марта, 2018    10346

Прокомментировать