Справка от ГФСУ больше не нужна для покупки иностранной валюты и другие «послабления» в валютном регулировании
4 сентября 2015 года вступили в силу новые постановления НБУ № 581 и № 5821, направленные на уменьшение давления валютных ограничений. Ниже приводим обзор основных изменений, которые были приняты.
Покупка и перечисление иностранной валюты
Одним из важных «послаблений» стала отмена необходимости подавать в пакете документов для покупки/перевода инвалюты справку от ГФСУ, которая подтверждает отсутствие у резидента задолженности по налогам, сборам и платежам (по форме, установленной Миндоходов). Указанное требование было установлено постановлением НБУ № 124 «Об особенностях осуществления некоторых валютных операций», и на практике это приводило к тому, что предприятия, у которых был какой-либо «технический долг» или спор с налоговой, де-факто, не могли осуществлять покупку и перевод средств за границу.
Еще одно «послабление» касается запрета покупки инвалюты по поручению клиента-резидента, у которого есть средства в иностранных валютах, размещенные на счетах банков (и который, соответственно, должен был бы исполнять свои обязательства за счет таких средств). Отныне НБУ разрешает не учитывать остатки валюты 3-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов.
Взамен, в этой сфере валютного регулирования введено новое ограничение, которое касается запрета покупки валюты по поручению клиента при операциях импорта продукции, если (1) таможенное оформление такой операции было проведено до 1 января 2014 года включительно и (2) по договору была осуществлена замена должника и/или кредитора в обязательстве. Предполагается, что в таком случае резиденты должны выполнять обязательства по оплате за счет собственных средств в инвалюте (не купленных и не вовлеченных в форме кредита или займа).
Зачет однородных требований
Еще одно важное «послабление» касается возможности прекращения обязательств по договору путем зачета однородных требований. Так, если в результате предварительно принятых постановлений НБУ фактически запрещалось зачисление встречных однородных требований, то теперь НБУ снимает с контроля экспортные операции клиентов, относительно которых предоставлено документальное подтверждение о прекращении таких обязательств путем зачета встречных требований, если (1) зачисление касается требований в валютах, которые не подлежат обязательной продаже, и (2) сумма таких обязательств не превышает 0,5 млн долл. США.
Обязательная продажа иностранной валюты
Постановление НБУ № 581 уточняет, что требование, которое касается обязательной продажи поступлений (в размере 75 %) не распространяется на средства, возвращенные по инициативе иностранного банка, при условии, что такие средства были возвращены в течение двух дней после их перечисления уполномоченным банком. Другие «исключения» из общего правила остались без изменений.
Запрет регистрировать изменения в договорах
НБУ снял запрет регистрировать изменения в договорах о привлечении резидентами кредитов/займов в инвалюте от нерезидентов, если замена должника осуществляется в связи с ликвидацией первичного должника или его присоединением к новому должнику. В тоже время, для всех остальных случаев запрет остается в силе.
Выдача наличных
НБУ увеличил объем выдачи наличных в иностранной валюте с 15 тыс. грн до 20 тыс. грн в сутки (через кассы и банкоматы на одного клиента в эквиваленте по официальному курсу НБУ).
Общая информация
Отметим, что постановление НБУ № 581 продублировало львиную долю валютных ограничений, которые действовали ранее и остаются в силе до 4 декабря 2015 года. В свою очередь, «послабление», которое касается отмены необходимости получать справку ГФСУ об отсутствии задолженности налогоплательщика, вводится отдельным постановлением НБУ № 582 и является «бессрочным».
«Послабления», принятые сегодня, выглядят скорее как капля в море, но, вместе с тем, общее изменение курса НБУ на либерализацию ограничений рассматривается как положительное.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Постановление Правления Национального банка Украины от 03.09.2015 г. № 581 «Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины» и № 582 «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины».
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
2532
О вечном
1742
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
8533
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
6608
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
1331
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
1119
Изменения в регулировании кассовых операций
3120
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
9750
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
1336
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
1291
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
9879
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?
1297
