Налог на выведенный капитал в аспекте применения обычной цены

авторы: Александр Шемяткин, Мария Козленко

издание: «Обзор цен», №8 (238) 2016

29 августа, 2016 Пресса

Предложения касательно введения кардинально инной философии в налогообложении предприятий постепенно набирают оборотов – идея с заменой налога на прибыль предприятий новым налогом на операции по выведению капитала находит все больше сторонников.

Лейтмотивом предлагаемых нововведений является введение налогообложения операций, в результате которых выводится капитал из бизнеса. С таким операциями бизнес хорошо знаком. Это решение владельца о выплате дивидендов в пользу неплательщика налога на выведенный капитал, скрытое выведение в виде приравненных платежей (роялти, проценты в пользу нерезидентов, финансовая помощь неплательщикам, инвестирование за границу). Это также операции, в результате которых необходимо осуществить доначисления при определенных условиях.

Рассмотрим применение в предлагаемой модели – модели налога на выведенный капитал – обычной цены, урегулирование правил и порядка определения которой в Налоговом кодексе Украины всегда было и теперь остается несовершенным.

Применение обычной цены к операциям по выведению капитала является предохранителем выведения капитала из-под налогообложения путем использования нерыночных цен при продаже товаров (работ, услуг) неплательщикам или злоупотребление с оценкой вкладов в уставный капитал плательщика налога на выведенный капитал.

Соответственно, в предложениях касательно законодательной инициативы, разработанных партнером, адвокатом ЮФ «КМ Партнеры» Александром Шемяткиным и управляющим партнером аудиторской фирмы «Капитал Плюс» Татьяной Шевцовой с участием экспертов ЮФ «КМ Партнеры» и аудиторской фирмы «Капитал Плюс» (полный текст предложений опубликован на интернет-ресурсе KMP.UA) касательно налога на выведенный капитал предлагается применять обычную цену для определения базы налогообложения ряда операций в связи с:

  • продажей товара (услуг, работ) неплательщикам налога во всех операциях, кроме продаж путем открытого предложения через торговые сети, магазины, интернет-сайты и т.д.;
  • осуществлением взноса в неденежной форме;
  • выплатой дивидендов в неденежной форме.

Привязка к обычной цене не является внедрением чего-то радикально нового. Сегодня, в соответствии с положениями действующего Налогового кодекса, применение обычной цены предполагается для ряда определенных законом случаев.

Так, для налога на добавленную стоимость обычная цена применяется как нижняя предельная граница для определения базы налогообложения самостоятельно изготовленных товаров (услуг) и необоротных активов (в случае отсутствия данных бухгалтерского учета). В целях начисления налога на доходы физических лиц обычная цена используется для дохода в неденежной форме и относительно бесплатно полученных товаров (работ, услуг).

В контексте налога на прибыль, который предлагается заменить налогом на выведенный капитал, обычная цена бегло упомянута для целей проведения корректировок финансового результата.

Однако применение обычной цены, в соответствии с текущей редакцией Налогового кодекса, приводит к некоторым затруднениям. Так, в налоговом законодательстве единственными положениями, которые регулируют вопрос определения обычной цены для всех указанных выше ситуаций, остались положения подпункта 14.1.71 Налогового кодекса.

Исходя из текущей редакции подпункта 14.1.71 Налогового кодекса, обычная цена определяется как «цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом».

То есть, базовым правилом, которое применяется по умолчанию, является то, что цена договора является обычной. Существует ряд специальных правил касательно определения обычных цен в следующих ситуациях: государственное регулирование цен; осуществление операции, когда обязательным является проведение оценки; проведение аукциона; заключение форвардного и фьючерсного контракта; продажа имущества, переданного в залог.

На этом определенность с применением обычной цены, исходя из текущей редакции Налогового кодекса, заканчивается и дальше начинают появляться одни вопросы. Речь идет о положении «Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен», к которому больше вопросов, чем ответов, начиная с того, в каком порядке и по каким правилам доказывается обратное, и завершая тем, как соотносится обычная цена с рыночной ценой.

Для однозначного применения и понимания положений относительно обычной цены как органами Государственной фискальной службы, так и плательщиками, в предложениях касательно законодательной инициативы о налоге на выведенный капитал речь идет о том, чтобы изменить определение обычной цены, значительно доработав правила, порядок и условия определения последней.

В частности, речь идет о предложениях определить обычную цену как денежное выражение стоимости товаров (работ, услуг), необоротных активов, которые определяются следующими правилами в порядке их очередности:

  • по уровню не ниже цены приобретения товаров (работ, услуг), а для необоротных активов – не ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета;
  • по уровню не ниже средневзвешенной цены продажи (отчуждения) товаров (работ, услуг) с учетом возможных сезонных колебаний потребительского спроса;
  • по цене, определенной на уровне производительной себестоимости, которая рассчитана по данным бухгалтерского учета.

Первое правило касательно цены приобретения не является новым и уже применяется на практике для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Предложения касательно использования средневзвешенной цены продажи, среди прочего, учитывают соответствующую ситуацию на рынке продажи товаров (услуг, работ). Речь идет о сезонных колебаниях потребительского спроса, которые являются естественными для многих рынков. Поэтому для таких случаев предлагается определять цену продажи (отчуждения) в разрезе соответствующих периодов.

Ну и, собственно, использование цены на уровне производственной себестоимости по данным бухгалтерского учета предлагается закрепить как правило, которое может использоваться плательщиками налогов по собственному выбору без учета очередности.

Однако даже предложенные правила не в состоянии решить все случаи, которые происходят в бизнесе. Например, вопрос переоценки товара, предоставление маркетинговых скидок и т.д. Поэтому риск возникновения спора с органами Государственной фискальной службы все равно остается.

В связи с этим в предложениях касательно законодательной инициативы о налоге на выведенный капитал речь идет о том, чтобы вернуть допустимое отклонение от обычных цен, если отклонение в сторону уменьшения или увеличения находится в пределах 20%. В этом случае налоговые обязательства с применением обычной цены органами Государственной фискальной службы начисляться не могут.

Другие же специальные правила определения обычных цен (государственное регулирование, аукционы, оценка и т.п.), предусмотренные текущей редакцией Налогового кодекса, сохраняются.

Проанализированные выше предложения касательно изменений по обычной цене не только обеспечат четкое и однозначное понимание и применение обычной цены на практике для налогообложения налогом на выведенный капитал, но и будут способствовать решению уже существующих вопросов с применением обычной цены для целей налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц.

Загрузить pgf-файл статьи на украинском языке (210 Kb)

Просмотры 566

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Обычная цена. Версия ГФСУ 20 сентября, 2016    471

Электронный кабинет и налог на выведенный капитал — кому это надо и зачем? 17 июня, 2016    9326

Обычная цена как база НДС, что это? 24 февраля, 2016    649

НДС, конечно, налог непрямой, но не настолько же… 18 марта, 2015    2199

Обычные цены в неконтролируемых операциях 31 октября, 2013    5570

Обычные цены в неконтролируемых операциях: часть II Связанные лица и нерезиденты возвращаются… 10 февраля, 2013    2502

Обычная цена как способ наполнения «дыры», т.е. бюджета 06 сентября, 2012    7080

Прокомментировать