+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Утвержден перечень организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль и/или не являющихся налоговыми резидентами государств своей регистрации

17 июля, 2017 Информационные письма

Постановлением от 4 июля 2017 г. № 480 Кабинет Министров Украины утвердил Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющихся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица (далее – Перечень).

Почему разработали новый перечень?

Перечень разрабатывался во исполнение пп. «г» пп. 39.2.1.1 ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины), добавленный редакцией ст. 39, набравшей силу с 1 января 2017 г. Этим подпунктом устанавливается правило касательно признания операций с нерезидентами контролируемыми для целей трансфертного ценообразования (далее – ТЦО), которые не уплачивают налог на прибыль и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы.

В Перечень вошли организационно-правовые формы из 26 стран, включая такие страны, как США, Великобритания, ФРГ, Польша и Япония. Такая широкая география стран, которые в основном не фигурируют в медиапространстве как офшоры, вызвала определенный ажиотаж. Появились предостережения о резком росте контролируемых операций в результате внедрения такого перечня.

Какова цель введения нового критерия контролируемости операций?

В фокусе нового критерия бизнес, который избегал контроля ТЦО с использованием структур, ключевым звеном которых были нерезиденты, не уплачивающих налог на прибыль и/или не являющихся налоговыми резидентами государств своей регистрации.

Так, с введением контроля ТЦО по операциям с нерезидентами с «низконалогового» перечня, резко возросла доля операций с так называемыми «фискально-прозрачными» лицами в странах, которые не рассматриваются как страны с низкой налоговой нагрузкой. Под «фискально-прозрачными» понимаем лиц, созданных в организационно-правовых формах, которые облагаются на уровне участников и освобождены от налогообложения иностранных доходов. То есть если участники-нерезиденты страны регистрации, а весь доход из иностранных источников, то налог в стране регистрации «фискально-прозрачного» лица не возникает.

Например, нерезидент в форме партнерства с ограниченной ответственностью (с англ. Limited Liability Partnership [LLP]), созданный в Великобритании, партнерами которого являются компании из Белиза и Панамы, который закупает и перепродает пшеницу, приобретенную в Украине, не будет платить налог в Великобритании.

Налоговый результат продажи через такого нерезидента такой же, как и продажа через Белиз и/или Панаму, но уже без контроля ТЦО. Ведь непосредственно украинский резидент-продавец и партнерство из Великобритании не являются связанными лицами или, как минимум, сложности обмена информацией не предоставляют возможности доказать обратное.

Новый критерий признания операций контролируемыми имеет цель сделать невозможным применение именно таких структур. И в этом свете оправданной усматривается выполненная работа по формированию перечня. Понятно, что сейчас фискально-прозрачные лица из Японии вряд ли широко используются. А вот если под контроль поставить только британские партнерства, то вскоре спрос на соответствующую продукцию украинского экспорта может появиться и среди спящих партнерств Японии.

Есть ли возможность обосновать отсутствие оснований для контроля, даже если организационно-правовая форма нерезидента оказалась в Перечне?

Вторая часть пп. «г» пп. 39.2.1.1 ст. 39 НК Украины предусматривает такую возможность.

Так, операция не подлежит контролю, если контрагент-нерезидент, организационно-правовая форма которого включена в Перечень, платил корпоративный налог в отчетном году. Конечно, если не выполняются другие критерии признания операций контролируемыми.

Вопрос только в форме подтверждения такой уплаты: будет ли выдавать фискальный орган страны нерезидента справку с достаточной информацией, которая будет принята фискальными органами Украины?

Как показывает практика, отсутствие четких положений касательно формы подтверждения определенных фактов, как правило, работает не в пользу налогоплательщиков.

Когда начинают контролироваться операции с нерезидентами в организационно-правовых формах, включенных в Перечень?

Пункт 41 Подраздела 10 Переходных положений НК Украины предусматривает, что операции с нерезидентами в организационно-правовых формах, включенных в Перечень, признаются контролируемыми с даты вступления в силу Перечня.

Однако второй абзац этого пункта уточняет, что объем стоимостного критерия признания операций контролируемыми рассчитывается в 2017 году по итогам отчетного (календарного) года.

То есть, если после вступления в силу Перечня осуществлены операции с контрагентом на сумму 10 тыс. грн, а до этого на 10 млн грн, то операции на 10 тыс. грн будут признаваться контролируемыми.

По крайней мере, мы понимаем переходные положения именно таким образом.

Другие соображения

Определение на нормативном уровне перечня организационно-правовых форм лиц, не являющихся налогоплательщиками в стране регистрации, имеет более широкие последствия, чем исключительно новые критерии контролируемости операций для целей ТЦО.

Так, в таком случае возникает также вопрос касательно применения преимуществ соглашений об избежании двойного налогообложения к выплатам в пользу таких нерезидентов.

Такие вопросы относительно партнерства возникали и раньше. После появления же перечня ожидаем рост таких вопросов.

Но это предмет отдельного специального обзора.

Таким образом, какие выводы?

С утверждением Перечня окончательно определились параметры нового критерия признания операций контролируемыми. Новый параметр признания операций контролируемыми нацелен на конкретные структуры, с помощью которых обходили контроль ТЦО. Таким образом, добропорядочные налогоплательщики вряд ли почувствуют значительные изменения.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 7619

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам 01 октября, 2021    1249

Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин 16 июня, 2021    2056

Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков 19 мая, 2021    11053

Очередная реинкарнация спецправил ТЦО касательно сырьевых товаров. Сработает ли в этот раз? 09 сентября, 2020    3325

Глобальный тренд: операции с сырьевыми товарами и традиционной продукцией тяжелой промышленности под прицелом ТЦО 20 ноября, 2018    1019

Параллельный импорт: скрытые налоговые риски для официальных импортеров в контексте правил трансфертного ценообразования 24 октября, 2018    2935

Чем дышит международное сообщество профессионалов ТЦО

Впечатления от участия в Глобальном форуме по трансфертному ценообразованию в Мюнхене под эгидой International Tax Review
17 октября, 2018    2719

WTS Global Country TP Guide:
Комплексное исследование по ТЦУ в 73 странах
12 октября, 2018    1794

Болгария исключена из перечня «низконалоговых» юрисдикций для целей ТЦО 27 апреля, 2018    3742

Штрафы в ТЦО: правомерно ли штрафуют за несвоевременную подачу отчета в периоде до 01 января 2017 г.? 26 апреля, 2018    1095

Штрафы в ТЦО: общий обзор 12 марта, 2018    34818

Обновлен перечень «низконалоговых» юрисдикций, операции с которыми будут признаваться контролируемыми 07 марта, 2018    5365

Прокомментировать