Контроль ТЦО в Украине: времена меняются
Иван Шинкаренко
Кандидат экономических наук, партнер КМ Партнеры
Правила трансфертного ценообразования (далее – ТЦО) существуют в Украине с 2013 года, но для большинства плательщиков они все еще ассоциируются преимущественно с рисками штрафов за нарушения во время регулярной отчетности о контролируемых операциях. Эти штрафы немаленькие, да и на начальном этапе внедрения ТЦО именно регулярная отчетность является ожидаемой зоной конфликтов между налогоплательщиками и налоговиками.
Однако все указывает на то, что система контроля ТЦО медленно, но неотвратимо движется к более зрелому этапу своего «существования». В частности, к более содержательному контролю уже непосредственно ценообразования, а не отчетности о ценообразовании.
Об этом свидетельствует несколько моментов.
Во-первых, запуск процедуры создания в структуре центрального налогового органа департамента ТЦО и международного налогообложения. Создание такого департамента существенно усилит возможности налоговиков осуществлять контроль ТЦО.
Объединение в рамках одного департамента функций ТЦО и международного налогообложения является также правильным решением. Как показывает международный опыт, эффективные процедуры международного обмена информацией являются важным условием обеспечения содержательного контроля ТЦО и основой сильной доказательной базы для отстаивания доначислений во время судебного обжалования.
Во-вторых, налоговики начали побеждать в судах, касающихся сущностных вопросов правил ТЦО, на уровне апелляционной инстанции. Это тревожный сигнал для налогоплательщиков. Доначисления могут быть существенными, а компрометация подходов к ценообразованию, подтвержденная действующим решением суда, может иметь долгосрочные последствия. Это все же не просто методологическая ошибка по налогу на прибыль. Подробнее о последней судебной практике в пользу налоговой читайте в нашем материале «Неожиданная победа ГФС на стадии апелляции в важном споре по сути правил ТЦО: важные позиции суда». Также данные тенденции рассматривал в материале «Тенденция, однако… ГФС снова побеждает на уровне апелляции в споре по сути правил ТЦО».
С чем связано изменение в эффективности налоговой во время судебной защиты доначислений ТЦО?
На мой взгляд, здесь действует целый ряд факторов: это и наработка налоговой собственного опыта контрольно-проверочной работы, и достаточно поверхностный подход к подготовке документации по ТЦО, который часто делается по процедурам как для формальной отчетности со слабым экономическим обоснованием, и кардинальное изменение практики ТЦО в соседних странах (в частности, РФ), где налоговики с большим счетом переигрывают налогоплательщиков в судах. А судебные решения по таким делам предоставляют налоговикам и в Украине доступный образец алгоритма действий, который является залогом успешных доначислений с применением инструментария ТЦО.
Поэтому времена меняются. И это новая реальность не только для Украины, но и для всего остального мира. Некоторые страны только на начальном этапе запуска контроля ТЦО и других элементов контроля за перемещением базы налогообложения, а в некоторых странах такой контроль уже эффективно работает. И опыт последних демонстрирует – вложение ресурсов в контроль ТЦО является самой выгодной инвестицией на сегодня, которую только может сделать государство. На прошлогоднем международном налоговом форуме ТЦО в Мюнхене озвучивались цифры, что каждый евро, вложенный в обеспечение ресурсами механизмов контроля за размыванием базы налогообложения, в результате дает десять евро в дополнительных налоговых поступлениях.
Поэтому по законам рынка можем смело ожидать, что контроль в данных сферах будет только усиливаться. Ничего личного, просто бизнес. А налогоплательщикам, на которых распространяются правила ТЦО, можно посоветовать завершать движение «по инерции», а вместо этого сознательно подходить к ценообразованию. Не стоит воспринимать экономический анализ ТЦО и подготовку документации как формальную процедуру. Такая легкомысленность может дорого стоить.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Кабмин обновил перечень «низконалоговых» юрисдикций
521
Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран вступило в силу для Украины: последствия для участников МГК в Украине
487
Изменения к признакам контрагентов-нерезидентов для признания операций контролируемыми или осуществления 30% корректировки по налогу на прибыль
767
Суд первой инстанции отказал налоговой в квалификации расходов как управленческих (таких, что не имеют деловой цели)
299
В конце концов, Верховный Суд признал, что применение сравнительного анализа ТЦО было правильным (дело «Олимпекс Купе Интернейшнл»)
319
Важная судебная практика по ТЦO: кассационная жалоба налоговой снова (частично) удовлетворена Верховным Судом – почему дело является важным и какие весомые нюансы не учтены?
1021
Необоснованность сравнительного анализа ТЦО: Верховный Суд Украины передал дело на повторное рассмотрение
778
«Массированные» запросы касательно применения 30% корректировки по налогу на прибыль. Что не так и что делать?
1705
Война – не повод игнорировать соблюдение требований по трансфертному ценообразованию
909
Finally! Украина присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран
1533
Свежее решение Верховного Суда касательно применения правил ТЦО: новые подходы к применению метода СНЦ, по которым, к сожалению, остались вопросы
1633
