Новый общественный договор по НДС
Право налогоплательщика-покупателя товаров/услуг на налоговый кредит возникает только в случае, если налоговая накладная (НН) поставщика зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных. С июля 2017 года с целью борьбы с фиктивным НДС на этапе регистрации НН была введена система предварительного контроля рисков, предусматривающего механизм приостановления регистрации НН.
Одновременно с этим вступило в силу положение пункта 201.10 Налогового кодекса, согласно которому составленная и зарегистрированная после 1 июля 2017 года НН является для покупателя товаров/услуг достаточным основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту, и не требует какого-либо иного дополнительного подтверждения.
То есть с введением данной системы проверка рискованных операций должна проводиться именно на этапе регистрации НН. В случае приостановления регистрации НН контролирующий орган на основании документов и информации, предоставленных поставщиком, фактически проводит невыездную документальную проверку отдельной операции и оценку поставщика в целом, по результатам которой принимает решение о регистрации или отказе в регистрации НН.
Соответственно, если НН прошла регистрацию (а значит, и предварительную проверку контролирующим органом), то дальнейшая проверка налогового кредита и сумм бюджетного возмещения покупателя по данной операции не требуется.
Однако соответствует ли механизм приостановления регистрации НН и возможность влияния таким образом на суммы налога (НДС) к уплате в бюджет положениям Конституции Украины и принципу верховенства права (такому его элементу, как правовая определенность)?
Согласно Конституции Украины, «каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом» (статья 67), «…в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей» (статья 8).
В отношении налогов указанные положения Конституции Украины с учетом практики Европейского суда по правам человека следует понимать так, что на основании анализа соответствующих законов и планируемых собственных действий у налогоплательщика должна быть возможность четко оценить, какие именно налоги и в какой сумме он должен уплатить. То есть это не может зависеть от решения или действий других лиц.
С введением рассматриваемой системы покупатель на основании только закона и собственных действий не может определить, будет ли он иметь право на учет уже уплаченного поставщику НДС для определения размера налога (НДС) к уплате. Ведь налоговый кредит зависит от наличия зарегистрированной НН, а ее регистрация — от действий контролирующего органа.
Поэтому система предварительного контроля рисков может скорее рассматриваться как общественный договор в обмен на ожидаемое освобождение добросовестных налогоплательщиков от дальнейшего контроля со стороны контролирующих органов (практика «ничтожных сделок») и обеспечение своевременного возмещения НДС.
Сейчас еще рано говорить о том, насколько презюмированный общественный договор соблюдается его сторонами и не являются ли недостатки механизма приостановления регистрации НН для налогоплательщиков чрезмерными. В настоящее время отсутствует и подтверждение того, что система предварительного контроля рисков действительно освобождает плательщиков налога от дальнейшего контроля со стороны контролирующих органов.
Анализ норм Налогового кодекса и существующая сегодня практика позволяют сделать противоположный вывод:
- налоговый кредит покупателя в дальнейшем все равно может быть оспорен контролирующими органами, например, в случае обнаружения ошибки в коде товаров/услуг, правильность определения которого не может быть проверена системой на этапе регистрации НН;
- суммы бюджетного возмещения также могут быть проверены и оспорены контролирующими органами даже при отсутствии оснований, установленных пунктом 200.11 Налогового кодекса. Это делается путем проверки отрицательного значения отчетного периода в сумме более 100 тыс. грн (на основании подпункта 78.1.8), которая в том числе заявляется к бюджетному возмещению.
Таким образом, вопросы, есть ли действительно одинаковое понимание сторонами презюмированного общественного договора ожидаемых последствий внедрения системы предварительного контроля и насколько это будет работать на практике, находятся еще в процессе тестирования.
Загрузить pdf-файл статьи (134 Kb)
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
В 2022 году вступили в силу новые правила налогообложения НДС
912
Большая Палата ВС огласила перерыв в деле
о взыскании бюджетного возмещения НДС
1305
Определение Большой Палаты Верховного Суда от 03 сентября 2018 года о принятии дела № 826/7380/15 к рассмотрению
1813
Определение Верховного Суда о передаче на рассмотрение Большой Палаты дела о возврате бюджетного возмещения НДС
4494
Как избавиться от проблем с возмещением НДС, и не только
4905
«У государства отсутствует ответственность за всё, что оно делает» (интервью партнеров КМ Партнеры для Юридической Газеты)
3847
Решение по делу «Серков против Украины»
3749
В Украине начал действовать Порядок рассрочки НДС при импорте оборудования для собственного производства
2557
«Обычная цена» Vs. «Цена, определенная по принципу «вытянутой руки»». Расставлены ли точки над «и»?
1541
Индивидуальная налоговая консультация ГФС «О порядке определения обычных цен» от 12.06.2017 г.
2053
Традиционные налоговые подарки «под елочку»
1485
«Освобождение» от НДС для экспорта сои, подсолнечника, рапса можно не применять?
2235
