Законом о дерегуляции отменена государственная регистрация договоров коммерческой концессии
12 февраля 2015 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса (дерегуляция)» № 1580 от 22.12.2014 г. (далее – «Закон о дерегуляции»).
Целью закона является упрощение ведения бизнеса в Украине и, таким образом, повышение позиции Украины в рейтинге DoingBusiness.
Данный Закон пока не вступил в законную силу и ожидает отправки на подпись Президенту Украины. Впрочем, его подписание не вызывает сомнений, учитывая, что он был предложен правительством.
Среди отличительных и важных нововведений – отмена обязательного характера государственной регистрации договоров коммерческой концессии.
Напомним, что в соответствии с действующим законодательством Украины, а именно ч. 2 ст. 1118 Гражданского кодекса Украины (далее – «ГК Украины») и ч. 2 ст. 367 Хозяйственного кодекса Украины (далее – «ХК Украины») предусмотрена обязательная регистрация договоров коммерческой концессии.
При этом долгое время в Украине отсутствовала процедура регистрации, что порождало много практических проблем, прежде всего для правообладателей (о практических проблемах регистрации договоров коммерческой концессии мы писали в статье «Практические аспекты регистрации договора коммерческой концессии»).
Однако относительно недавно, 29 сентября 2014 года, Министерство юстиции Украины своим Приказом № 1601/5 утвердило Порядок государственной регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии) (далее – «Порядок регистрации»). Об особенностях нововведенной процедуры регистрации и проблемных вопросах, которые ожидались в связи с введением такого порядка, мы также рассказывали в обзорном письме «Регистрация договоров коммерческой концессии (субконцессии) — что, где, когда и как?».
Заметим, что указанный Порядок регистрации не успел набрать законную силу. Он должен был вступить в действие 21 апреля 2015 года.
Однако уже 12 февраля 2015 года Верховная Рада Украины Законом о дерегуляции отменила обязательный характер регистрации договоров коммерческой концессии. В частности, было исключено положение ч. 2, 3 ст. 367, ч. 2, 4 ст. 374 ХК Украины, ч. 2, 3, 4 ст. 1118, ч. 2 ст. 126 ГК Украины, которыми предусмотрена необходимость регистрации.
Законом также исключена норма, которая предусматривает, что «в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии имеют право ссылаться на договор коммерческой концессии лишь с момента его государственной регистрации». Указанная норма на практике толковалось так, что договор коммерческой концессии считался действительным с момента его заключения, однако для того, чтобы ссылаться на него перед третьими лицами, в том числе органами налоговой, судом, контрагентами, такой договор должен был быть зарегистрирован в установленном порядке.
На данный момент это положение исключено. Поэтому заключенный договор коммерческой концессии (субконцессии), а также договор о его изменении или расторжении будет действовать и иметь юридическую силу перед третьими лицами без государственной регистрации. Более того, Законом не предусмотрено даже добровольной регистрации по желанию правообладателя и/ или правопользователя.
Хотя такая абсолютная отмена государственной регистрации договоров коммерческой концессии несет в себе определенные риски увеличения случаев нарушения прав пользователей. Все же надеемся, что введенные изменения будут способствовать активизации использования института договоров коммерческой концессии и положительно повлияют на развитие предпринимательства в такое сложное для Украины время.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
2532
О вечном
1742
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
8533
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
6608
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
1331
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
1119
Изменения в регулировании кассовых операций
3120
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
9750
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
1336
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
1291
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
9879
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?
1297
