+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Какие изменения внесены в НКУ с 01 января 2022 года Законом № 1914?

25 января, 2022 Информационные письма

30 ноября 2021 года был принят Закон Украины № 1914 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений», известный еще как «законопроект 5600» (далее – Закон). Большинство положений Закона вступили в силу с 01 января 2022 года. Исключением стали отдельные нормы, вступившие в силу со дня, следующего за днем ​​его опубликования, и с 21 ноября 2021 года или вступят в силу 01 июля 2022 года.

Следует отметить, что финальный текст Закона значительно отличается от законопроекта, предложенного в начале. Подробнее о тексте законопроекта 5600 мы писали в нашем материале «Какие изменения предлагает Законопроект № 5600?». В этом материале мы разберем, какие изменения все же были внесены в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) в связи с принятием Закона. Изменения, внесенные в другие нормативно правовые акты, например, Кодекс административного судопроизводства Украины, в данном обзоре не рассматриваются. Обращаем внимание, что данный обзор носит информационный характер и не содержит детального анализа изменений, по результатам которого могут быть сделаны другие выводы.

В частности, можно подвергнуть сомнению законность внесенных изменений, как таких, которые внесены ненадлежащим образом. Так, п. 2.1 НКУ предусматривает, что внесение изменений в НКУ может производиться исключительно путем внесения изменений в этот Кодекс, то есть исключительно целевыми законами. Вместо этого Закон вносит изменения в ряд различных нормативных актов, кроме НКУ.

Напомним, что ст. 19 Конституции предусмотрено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины».

Внесение изменений в НКУ законом, который, кроме НКУ предусматривает изменения в ряд других нормативных актов, означает, что такие изменения внесены не способом, предусмотренным законом. Уже по этой причине вопрос действия соответствующих изменений по крайней мере дискуссионный.

Далее рассмотрим основные изменения, вводимые Законом.

НДФЛ

1) Продажа недвижимости

В перечень объектов недвижимости, не облагаемых налогом от первой в отчетном году продажи, включены земельные участки сельхозназначения, полученные в собственность в процессе приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций или приватизации земельных участков, находившихся в пользовании, или выделенных в натуре (на местности) владельцу земельной доли (пая), а также такие земельные участки, полученные налогоплательщиком в наследство (п. 172.1 ст. 172 НКУ).

Установлено, что вторая продажа объекта недвижимости в течение одного года облагается налогом по ставке 5 %, а третья продажа объекта недвижимости в течение этого же года – по ставке 18 % НДФЛ. Облагаться налогом будет разница между доходом от продажи и стоимостью приобретения такой недвижимости, то есть чистый доход от продажи недвижимости (п. 172.2 ст. 172 НКУ).

Установлена ​​возможность уменьшить доход, полученный от продажи (обмена) в течение отчетного года третьего и последующих объектов движимого имущества (автомобиля, мотоцикла, мопеда, другого транспортного средства), на стоимость такого объекта, если она была задекларирована в порядке разового добровольного декларирования (п. 173.2 ст. 173 НКУ).

2) НДФЛ с доходов крестьянских хозяйств

Изменены требования к применению льготы для крестьянских хозяйств. До 2022 года не облагались НДФЛ доходы от продажи сельхозпродукции, в случае если размер земельных участков не превышал 2 га. В первом проекте закона предлагалось уменьшение размера площади до 0,5 га, а в финальной версии было изменено само условие для освобождения от налогообложения. После 2022 года доходы от продажи сельхозпродукции не будут облагаться налогом, если их сумма совокупно за год не превышает 12 размеров минимальной заработной платы (пп. 165.1.24 НКУ).

Налог на прибыль

3) Перенос налоговых убытков прошлых лет

Для крупных налогоплательщиков установлены ограничения на перенос убытков прошлых периодов. Начиная с 01 января 2022 года, крупные плательщики могут уменьшить финансовый результат до налогообложения налогового (отчетного) периода (прибыль, убыток или нулевое значение) не более чем на 50 % непогашенной суммы убытка прошлых налоговых (отчетных) лет. При этом ограничение не применяется в случае, когда такая непогашенная сумма составляет 10 или менее процентов положительного финансового результата до налогообложения в текущем году (пп. 140.4.4 НКУ).

4) Безвозвратная финансовая помощь

С 01 января 2022 года установлено, что финансовый результат увеличивается на сумму безвозвратной финансовой помощи, учтенной в составе расходов при определении финансового результата до налогообложения, если получатель является связанным лицом и задекларировал отрицательное значение объекта налогообложения за предыдущий финансовый год (пп.140.5.10 НКУ).

НДС

5) Налоговый кредит

Законом было ограничено право на включение НДС в налоговый кредит по налоговым накладным/расчетам корректировки, которые составлены более 365 календарных дней с момента регистрации (п. 198.6 НКУ). До 2022 года такое право налогоплательщик имел в течение 1095 дней.

6) Расчет корректировки

Установлено ограничение срока для осуществления расчета корректировки – 1095 календарных дней с даты оформления налоговой накладной, к которой составлен такой расчет корректировки (п. 192.1 НКУ).

7) Бюджетное возмещение

Из п. 200.11 НКУ исключены условия, которые предусматривали, что документальная проверка бюджетного возмещения может производиться только по «старому НДС», а именно, когда расчет суммы бюджетного возмещения был произведен за счет отрицательного значения, сформированного по операциям или за периоды до 01 июля 2015 года, которые не подтверждены документальными проверками, или с приобретения товаров (услуг) за периоды до 01 января 2017 года у плательщика НДС, применявшего специальный режим налогообложения согласно ст. 209 НКУ (п. 200.11 НКУ).

Влияние таких изменений на права контролирующих органов проводить документальные проверки бюджетного возмещения и разрешенные НКУ пределы таких проверок будут предметом отдельного анализа.

8) Операции по ввозу и поставке табачных изделий

Установлено, что налогооблагаемой базой для табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, для которых установлены максимальные розничные цены, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, является максимальная розничная цена таких товаров без учета налога на добавленную стоимость (п. 190.1 НКУ).

Увеличение ставок налогов

9) Экологический налог

Экологический налог за выбросы СО2 увеличен в три раза с 10 до 30 грн/тонну (п. 243.4 НКУ).

Экологический налог за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – в 1.6 раза с последующим увеличением в 8 раз к 2029 году (п. 245.1 НКУ).

Экологический налог за отходы для предприятий горной промышленности увеличен с 0,49 до 0,54 грн/тонну, хотя в первом проекте планировалось установить втрое более высокую ставку налога – 1,5 грн/тонну (п. 246.2 НКУ).

10) Рентные платежи

Установлено, что ставка рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых будет варьироваться в зависимости от международных цен (п. 252.20 НКУ):

  • 3,5 % если цена железной руды составит менее 100 $,
  • 5 % если цена железной руды составит от 100 до 200 $,
  • 10 % если цена железной руды составит более 200 $.

Кроме того, установлено, что фактическая цена реализации для руд железа определяется как средняя стоимость железной руды по индексу IODEX 62 % FE CFR China, перечисленная в гривне за тонну по курсу Национального банка Украины по состоянию на 01 число месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом, по информации, официально указанной мировым информационным агентством Platts (абз. 13 и 14 п. 252.8 НКУ).

Увеличены ставки рентной платы за пользование радиочастотным ресурсом Украины. Их размер зависит от вида радиосвязи и диапазона радиочастот (п. 254.4 НКУ).

Сектор хозяйствования

11) Минимальное налоговое обязательство

Законом было введено понятие «минимального налогового обязательства», которое до этого в НКУ вообще отсутствовало (пп. 14.1.114-2 НКУ). Минимальное налоговое обязательство является минимальным платежом (не отдельным налогом), который должен уплатить в бюджет собственник или пользователь участка сельскохозяйственного назначения независимо от получения доходов с земельного участка.

Определение общего минимального налогового обязательства физическим лицам осуществляется контролирующими органами в соответствии с предписаниями п. 170.14 НКУ по формулам расчета, приведенным в ст. 38-1 НКУ.

12) Ограничения для ФЛП 4 группы

Установлено, что плательщиками ЕН четвертой группы не могут быть субъекты хозяйствования, деятельность которых согласно КВЭД-2010 относится к классам 01.47 (разведение домашней птицы), 01.49 (в части разведения и выращивания перепелов и страусов) и 10.12 (производство мяса домашней птицы) (пп. 291.5-1.1 НКУ).

В то же время на период до 01 января 2027 года субъекты хозяйствования, осуществляющие разведение и выращивание домашней птицы, производства мяса домашней птицы (кроме кур), освобождаются от налогообложения налогом на прибыль, если высвобожденные средства будут использованы для развития деятельности субъекта хозяйствования (п. 57 Переходных положений НКУ).

13) Количество земли для фермерских хозяйств

Установлено, что фермерские хозяйства, зарегистрированные в форме ФЛП, вправе осуществлять деятельность на сельскохозяйственных угодьях и/или землях водного фонда площадью не менее 0,5 га, но не более 20 га совокупно (абз. 6 пп. «б» пп. 4 п. 291.4 НКУ). Раньше минимальное количество составляло 2 га.

Администрирование

14) Ограничения на выезд за границу руководителя юридического лица-должника

Установлено право контролирующего органа обратиться в суд за установлением временного ограничения в праве выезда руководителей предприятий-должников. Такая возможность предусмотрена в случае неуплаты налогоплательщиком суммы налогового долга, превышающей 1 миллион гривен в течение 240 календарных дней со дня вручения налогоплательщику налогового требования (п. 87.13, 87.14 НК).

Такие дела рассматриваются административными судами в ускоренном порядке, а вынесенные судебные постановления относятся к немедленному исполнению. Соответствующие изменения были внесены в Кодекс административного судопроизводства (ст. 283 и 289-2).

После вынесения судебного решения информация о таких руководителях будет вноситься в Реестр руководителей налогоплательщиков – должников (пп. 14.1.2131 НК).

15) Электронный кабинет

С 01 июля 2022 года предусмотрена возможность получения налогоплательщиком информации о другом налогоплательщике. В таком случае налогоплательщик должен дать согласие на раскрытие информации о нем в самостоятельно установленном размере (п. 42-1.2 НКУ).

16) Направление запроса на получение информации

Законом отредактировано одно из оснований для направления запросов на получение информации в соответствии с п. 73.3 НКУ. Теперь основанием для направления запросов является выявление фактов, которые могут свидетельствовать о нарушении налогоплательщиком, в то время как ранее формально требовалось выявление фактов, которые свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком. Считаем, что данное изменение не расширяет возможность контролирующих органов получать информацию и документы от налогоплательщиков. Ведь на практике очень часто те факты, которые приводят контролирующие органы в запросах о предоставлении информации, являются такими, которые не могут свидетельствовать о нарушении налогоплательщиков.

Поэтому, несмотря на такое изменение, контролирующие органы для получения от налогоплательщика информации и документов все равно должны приводить достаточно веские факты о нарушении плательщика.

17) Основание для внеплановой документальной проверки

Дополнены основания для назначения внеплановой документальной проверки. Теперь основанием является получение налоговой информации, свидетельствующей о нарушении не только налогового законодательства, но также законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (п. 78.1.1 НКУ).

18) Сообщение о внеплановой невыездной проверке

Законом установлено, что документальная внеплановая невыездная проверка (кроме проверок бюджетного возмещения) начинается не ранее 30 календарного дня с даты отправки налогоплательщику копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения проверки (п. 79.2 НКУ).

19) Взыскание налогового долга

Законом было отменено ограничение касательно взыскания средств для погашения налогового долга за счет наличных средств со счетов налогоплательщика в банках без обращения налоговых органов в суд. Ранее было предусмотрено, что сумма долга должна превышать 5 миллионов гривен и уплачиваться в течение 90 календарных дней. С 01 января 2022 года достаточно просрочить срок погашения налогового долга на 90 дней для его взыскания контролирующими органами (п. 95.5 НКУ).

20) Аудио-, фото- и видеофиксация проверок

Налогоплательщикам и контролирующим органам предоставлено право открыто применять технические приборы и средства аудио-, фото- и видеофиксации и использовать такую ​​информацию при проведении проверок (пп. 17.1.17 и 20.1.47 НКУ).

Изменения, которые не были приняты

1) Налогообложение НДС сделок по продаже недвижимости

Законопроект 5600 предлагал оставить льготу по освобождению от налогообложения НДС только для операции по первой поставке доступного жилья и жилья, котрое строится с привлечением государственных средств. Данное положение принято не было, а потому на сегодняшний день освобождены от налогообложения НДС все операции по поставке жилья, кроме жилья от застройщика.

2) «Зеленая электроэнергия»

Законопроектом 5600 предлагалось отменить льготу по акцизному налогу для «зеленой» электрической энергии (когенерационной электроэнергии и электроэнергии из возобновляемых источников), в таком случае производители были бы обязаны платить 3,2 % акциза.

3) Плата за самовольно занятые земельные участки

Законопроектом 5600 было предложено включить в список объектов налогообложения платой на землю (ст. 270 НКУ) земельные участки, находящиеся в пользовании без оформления правоустанавливающих документов, в том числе самовольно занятые. Данная норма была исключена из финального текста закона.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 1509

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Налоговое законодательство в условиях военного положения 07 марта, 2022    1281

Верховная Рада приняла законопроект № 4184: «налог на Google» и другие важные изменения 09 июня, 2021    1720

Налоговые льготы для новых значительных инвестиций 02 апреля, 2021    2031

Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения? 02 февраля, 2021    6218

Вопросы миграции и налогообложения во время пандемии COVID-19 02 декабря, 2020    2859

Отнесли к «рисковым»? Удастся ли защититься? 24 апреля, 2020    4858

Верховный Суд: взыскать, нельзя обязать 03 апреля, 2020    3411

Градус широты 30 января, 2020    1223

«День Д»: законопроект № 1210 принят во втором чтении и в целом 17 января, 2020    1922

КМ Партнеры вместе с бизнесом противостоит «драконовским» штрафам за несвоевременную регистрацию налоговых накладных 13 января, 2020    1028

Роль ЕСПЧ в спорах по вопросам налогов в Украине 06 ноября, 2019    3376

Декриминализация уклонения от уплаты налогов на сумму < 2 881 500 грн.
Обратное действие во времени действующей редакции ст. 212 УКУ
11 октября, 2019    4620

Прокомментировать