+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Миссия (НЕ) попасться: якобы продленные сроки обжалования налоговых доначислений?

21 января, 2019 Информационные письма

С 01 января 2019 года вступили в силу уже традиционные новогодние изменения в Налоговом кодексе Украины (далее – НК Украины), которые внесены Законом Украины от 23.11.2018 года № 2628-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины касательно улучшения администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов».

Среди прочего, изменения коснулись порядка обжалования налоговых доначислений. Так, как уже сообщалось в нашем обзорном письме «Уменьшение судебного сбора в 2019 году: стоит ли радоваться?» о правилах судебного обжалования, было возвращено «верхнее» ограничение размера судебного сбора за обращение юридических лиц и субъектов властных полномочий в административный суд с исками имущественного характера.

Изменения также коснулись порядка административного обжалования, на которых предлагаем подробнее остановиться ниже. Для удобства выкладываем соответствующие изменения в таблице:

Как видим, с 01 января этого года произошло увеличение сроков административного обжалования, что, на первый взгляд, является положительным изменением в пользу налогоплательщиков.

В то же время, смогут ли налогоплательщики на практике воспользоваться указанным увеличением сроков обжалования и, к примеру, подать жалобу на налоговое уведомление-решение на 10 рабочий день с даты получения соответствующего налогового уведомления-решения?

В процедуре обжалования любой налогоплательщик заинтересован в сохранении статуса несогласованного по налоговому обязательству, определенному по налоговому уведомлению-решению, которое обжалуется. Соответствующий статус регулируется через определение времени, когда налоговое обязательство по налоговым уведомлениям-решениям налогоплательщик обязан уплатить, что определяется по положениям п. 57.3 ст. 57 НК Украины:

«57.3. В случае определения денежного обязательства контролирующим органом по основаниям, указанным в подпунктах 54.3.1 — 54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 данного Кодекса, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение такого срока такой налогоплательщик начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа».

Исходя из буквального прочтения, сейчас исключение предусмотрено только для случая, когда налогоплательщик начал процедуру обжалования налогового уведомления-решения в течение 10 календарных дней после даты его получения.

NB!

Поэтому, реализация права на обжалование налогового уведомления-решения в срок более 10 календарных дней, в рамках срока 10 рабочих дней, установленного п. 56.3. ст. 56 НК Украины, не будет освобождать от обязанности уплаты налоговых доначислений по соответствующему налоговому уведомлению-решению.
Соответственно, в случае просрочки уплаты согласованного денежного обязательства начисляется пеня и штрафные санкции. К слову, именно такая позиция сейчас освещается Государственной фискальной службой Украины на веб-странице ее официального издания и в Письме от 27.12.2018 года № 40351/7/99-99-14-03-03-17 «О внесении изменений в отдельные нормы налогового кодекса Украины».

С одной стороны, возможно, законодатель забыл согласовать изменения п. 56.3 ст. 56 НК Украины касательно сроков административного обжалования налоговых уведомлений-решений с положениями п. 57.3 ст. 57 НК Украины касательно сроков уплаты денежных обязательств по налоговым уведомлениям-решениям.

В то же время, с другой стороны – отсутствие изменений в п. 57.3 ст. 57 НК Украины может свидетельствовать и о сознательной «отвязке» законодателем всех процедур обжалования, в том числе и административного обжалования, от срока уплаты денежных обязательств по налоговым уведомлениям-решениям.

Так, сроки судебного обжалования налоговых уведомлений-решений также являются более широкими, чем сроки, установленные п. 57.3 ст. 57 НК Украины. В частности, п. 56.18 и п. 56.19 ст. 56 НК Украины предусматривает,

что:

«56.18. С учетом сроков давности, определенных статьей 102 данного Кодекса, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа в любой момент после получения такого решения.

[…]

56.19. В случае когда до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования согласно пункту 56.17 данной статьи».

При этом, для судебного обжалования положения п. 56.18 ст. 56 НК Украины также устанавливают, что:

«При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании противоправным и/или отмены решения контролирующего органа, денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу».

Как показывает практика, в случае обжалования в суде за пределами срока, установленного п. 57.3 ст. 57 НК Украины касательно уплаты денежных обязательств, такие обязательства считаются согласованными с соответствующими негативными последствиями в отношении возникновения налогового долга, применения штрафных санкций и начала начисления пени.

Таким образом, во время административного обжалования стоит учитывать предельные сроки согласованности денежных обязательств, установленные п. 57.3 ст. 57 НК Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 4178

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Где найти настоящий закон? ИЛИ
Как установить действительные нормы Налогового кодекса на данный момент времени?
19 января, 2024    279

Александр Минин выступил на XII Налоговом форуме АЮУ 28 сентября, 2023    252

Может ли налогоплательщик предоставить в суд документы, которые не были предоставлены налоговому органу, и на каком основании суд может не учитывать эти документы? 15 мая, 2023    1879

ОАСК ликвидируют. Что это значит для сторон, дела которых находятся на рассмотрении в ОАСК? 13 декабря, 2022    720

Статус «рискового»: все же обжалуется или нет? 23 ноября, 2022    1232

Обращаясь в суд для взыскания налогового долга и задолженности по ЕСВ налоговая не будет платить судебный сбор 08 ноября, 2022    502

Изменения в перечне документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить в период до прекращения или отмены военного положения 07 ноября, 2022    815

Как бизнесу понимать провозглашение налоговой реформы 10-10-10 (+3) 13 сентября, 2022    686

Налоговое законодательство в условиях военного положения 07 марта, 2022    1809

Какие изменения внесены в НКУ с 01 января 2022 года Законом № 1914? 25 января, 2022    3078

Верховная Рада приняла законопроект № 4184: «налог на Google» и другие важные изменения 09 июня, 2021    2233

ВЕРХОВНЫЙ СУД: ТРЕБОВАНИЕ О ПРИЗНАНИИ ДОХОДА ОТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ – НЕЗАКОННОЕ 27 мая, 2021    4564

Прокомментировать