Марафон по представлению информации о конечных бенефициарных владельцах. Старт – 11 июля!
11 июля 2021 г. вступит в силу Приказ Министерства финансов Украины об утверждении Положения о форме и содержании структуры собственности от 19 марта 2021 г. № 163 (далее – Приказ № 163), утвержденный во исполнение требований Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон № 361).
Закон № 361-IX устанавливает 3-месячный срок со дня вступления в силу Приказа № 163 для предоставления государственному регистратору информации о конечных бенефициарных владельцах (далее – КБВ) и структуру собственности для подавляющего большинства юридических лиц (за исключением государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований, адвокатских объединений, религиозных организаций и т.д.).
Таким образом, с 11 июля 2021 г. по 11 октября 2021 г. юридические лица, зарегистрированные до 28 апреля 2020 г., обязаны предоставить информацию о КБВ и структуру собственности государственному регистратору.
Начиная с 2022 г. необходимо будет подтверждать сведения о КБВ ежегодно – в течение 14 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица.
Ранее в нашем материале по ссылке мы анализировали проект Приказа № 163, который был обнародован для обсуждения на сайте Минфина, и указывали на его существенные недостатки.
Бизнес-сообщество было недовольно проектом Приказа № 163. В частности, Европейская Бизнес Ассоциация обращалась к Министру финансов Украины с соответствующим официальным письмом, в котором отмечала о несоответствии проекта Приказа требованиям Закона № 361 и невозможности юридических лиц соблюдать обязанности по раскрытию структуры собственности в случае утверждения проекта Приказа в предложенной редакции.
Однако, к большому сожалению, Министерством финансов Украины не было учтено обращение бизнеса – в Приказе № 163 остались те же самые противоречивые положения и требования.
На официальном сайте Минфина по ссылке обнародованы образцы составления схематического изображения структуры собственности. Также Министерством юстиции Украины было издано письмо от 11 июня 2021 г. № 5178/8.4.4/32-21 «Об утверждении Положения о форме и содержании структуры собственности».
Впрочем, несмотря на имеющиеся образцы и разъяснения Минюста, некоторые практические аспекты остаются неясными, в частности, вопрос об объеме подтверждающих документов, которые необходимо добавлять к структуре собственности.
В соответствии с Приказом № 163, необходимо предоставлять как подтверждающие документы о цепи владения от юридического лица до последнего лица в цепи (пункт 4), так и документы, подтверждающие возможность КБВ осуществлять решающее влияние на управление или деятельность юридического лица (пункт 5). Напомним, что такие требования Приказа № 163 противоречат положениям и целям Закона № 361, согласно которым необходимо раскрывать только ту информацию, которая поможет установить КБВ юридического лица.
Приказ № 163 отвечает на вопрос, какие это могут быть документы по форме. Однако нет ответа, по каким юридическим лицам необходимо подавать документы (с какой долей владения). Проиллюстрируем на примере проблематику вопроса:
Может быть 3 подхода касательно объема предоставления документов к структуре собственности в рассматриваемом случае, в частности:
Вариант 1 – документы подаются только по цепи, ведущей к КБВ, ведь именно эти документы дают возможность установить КБВ. Следовательно, необходимой будет только выписка по LLC 4.
Вариант 2 – документы подаются по всем юридическим лицам, участие которых в юридическом лице является существенным в понимании Закона № 361 («10 и более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице»). Итак, в дополнение к выписке по LLC 4 выписка должна подаваться и по LLC 3 и LLC 5.
Вариант 3 – подаются документы по всем юридическим лицам во всех цепях, поскольку Приказ № 163 не говорит четко о том, что документы подаются только в отношении юридических лиц с участием 10 % и более, и к тому же оперирует понятием «значительное влияние», определение которого отсутствует в законодательстве в принципе. Итак, подаются выписки по LLC 2-6.
Предполагаем, что государственные регистраторы все же будут применять вариант 2 в своей практике. Однако, не исключаем, что будут и другие трактовки некоторыми государственными регистраторами требований Приказа № 163.
В этом материале мы проиллюстрировали только один вопрос, который может возникнуть при подаче структуры собственности государственному регистратору. Однако множество вопросов еще остаются в воздухе.
Нужно ли наносить на схему информацию о лицах по цепям владения, обладающих долей менее 10 %? Если руководствоваться здравым смыслом, то нет, а если руководствоваться буквой Приказа № 163, то да. Официальные образцы Минфина прямо не отвечают на этот вопрос, хотя на некоторых образцах можно увидеть указания только общего количества миноритариев без детализации данных. Не ясно, что делать компаниям с трастом в структуре собственности, которые не согласятся предоставлять трастовые соглашения/декларации, поскольку это будет нарушать положения конфиденциальности таких документов.
Надеемся, что Минфин или Минюст все же выпустят разъяснения, которые помогут бизнесу выполнить требования Закона № 361. В противном случае процесс раскрытия сведений КБВ обещает стать полным хаосом.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Уведомление о разногласиях в сведениях о КБВ и/или структуре собственности из ЕГР, обнаруженные СПФМ
Изменения в процедуре предоставления сведений о конечных бенефициарных владельцах – новый Закон № 2571
Дождались! Срок подачи информации о бенефициарах и структуры собственности продлен на 9 месяцев
Проект Приказа об утверждении Положения о форме и содержании структуры собственности – первый блин комом
Переход ответственности после слияния и поглощения: как новому руководству избежать рисков
Увеличение рисков ответственности руководителей вследствие закона о предотвращении COVID-19
Юридические лица должны будут обновить информацию о конечных бенефициарных владельцах
Парадоксы законодательства в отношении уставного капитала обществ с ограниченной ответственностью
С конца 2018 года любая поправка в реестре компании требует предоставления информации о бенефициарах
Персональная ответственность руководителя и другие важные изменения в Кодексе по процедурам банкротства: анализ некоторых нововведений
Новшества Кодекса по процедурам банкротства