С 14 января 2014 года начала действовать новая форма товарно-транспортной накладной
Новая форма была введена Приказом Министерства транспорта Украины № 983 от 5 декабря 2013 года об утверждении изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденным Указом Министерства транспорта Украины от 14 октября 1997 года № 363 (далее – «Правила перевозок»).
В отличие от предыдущей формы товарно-транспортной накладной, действующая форма утверждена нормативно-правовым актом, который прошел регистрацию в Министерстве юстиции Украины. Это, в свою очередь, дает основания говорить о том, что новая форма является общеобязательной для всех субъектов хозяйствования.
При таких условиях и с учетом практики, сложившейся на данный момент по отношению к так называемым «(не)реальным» операциям, следует ожидать, что любое отклонение от установленной новой формы товарно-транспортной накладной может рассматриваться контролирующими органами как основание для непризнания расходов на транспортировку и/ или для выводов о «нереальности» операций поставки товаров.
Новая форма товарно-транспортной накладной предусматривает ряд реквизитов, среди которых, цена товара, который перевозится (общая и за единицу), цена без НДС и с учетом НДС.
Заполнение упомянутых реквизитов, скорее всего, не вызывает проблем у тех субъектов хозяйствования, которые поставляют товары непосредственно на склад покупателя.
Вместе с тем для других субъектов хозяйствования заполнение всех реквизитов новой формы товарно-транспортной накладной, в частности, предоставление информации о цене товаров, которые перевозятся, по тем или иным причинам является невозможным или вызывает определенные технические сложности.
Частично такие сложности можно решить при помощи п. 11.7 Правил перевозки. Так, указанный пункт дает возможность предоставить сведения о грузе, в том числе о его цене, в отдельном документе, который прилагается к товарно-транспортной накладной. В частности, это предусмотрено для случаев, когда нет возможности перечислить в товарно-транспортной накладной все наименования груза, подготовленного к перевозке (например, перевозится более 10 наименований товаров).
В то же время воспользоваться указанным пунктом можно не во всех случаях, он не решает всех проблем, связанных с заполнением товарно-транспортной накладной новой формы.
Поэтому на данный момент проблема с заполнением может быть решена лишь кардинально: путем внесения соответствующих изменений в форму товарно-транспортной накладной либо установления такой процедуры ее заполнения, которая учитывает интересы всех субъектов хозяйствования. Такой подход требует объединения предприятий с целью лоббирования внесения соответствующих изменений в Правила перевозок.
Справочно:
Напомним, что предыдущая редакция Правил перевозок, действующая до 14 января 2014 года, не предусматривала, по какой именно форме должна составляться товарно-транспортная накладная.
При этом форма товарно-транспортной накладной была установлена Указом Министерства транспорта Украины, Министерства статистики Украины от 29 декабря 1995 года № 488/346 «Об утверждении типичных форм первичного учета работы грузового автомобиля». Этот нормативно-правовой акт не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины, в связи с чем не имел обязательной силы для всех субъектов хозяйствования. Учитывая это, на практике субъекты хозяйствования использовали товарно-транспортные накладные, составленные в произвольной форме либо заполненные с учетом специфики своей деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
2500
О вечном
1718
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
8472
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
6496
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
1303
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
1092
Изменения в регулировании кассовых операций
3095
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
9644
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
1307
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
1260
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
9838
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?
1270
