Военно-транспортная обязанность по-новому. Что изменилось?
7 июля 2015 года вступило в силу Постановление КМУ № 405, которое внесло значительные изменения в Положение о военно-транспортной обязанности (далее – «Положение»). При этом основы исполнения военно-транспортной обязанности, установленные статьей 6 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации», остались неизменными. Ниже приводим обзор основных внесенных изменений.
Новые обязанности руководителей предприятий/ учреждений/ организаций
По сравнению с предыдущей редакцией Положения, круг обязанностей, которые возлагаются на руководителей предприятий, расширили. Отныне руководители предприятий обязаны обеспечить доставку транспортных средств и техники до пунктов передачи (как они указаны в частных нарядах) собственными силами и за счет собственных средств. Кроме этого, новой является обязанность предоставлять военным комиссариатам информацию о наличии транспортных средств на предприятии дважды в год: до 20 июня и до 20 декабря.
Какой документ является основанием для исполнения военно-транспортной обязанности?
Еще одно новшество касается документов, которыми оформляются задачи по подготовке и передаче транспортных средств военным формированиям. Так, предполагается, что во время мобилизации руководителям предприятий может быть вручен «частный наряд» – распорядительный документ главы местной госадминистрации, в котором определены транспортные средства или техника, предназначенная для передачи военным формированиям, а также порядок, пункты и сроки такой передачи. Также определены обязательные реквизиты частного наряда – подписи и печати председателя местной госадминистрации и военного комиссара.
Положительным изменением является то, что отныне гражданам – владельцам транспортных средств наряд на изъятие транспортных средств может быть вручен только в случае введения правового режима военного положения. То есть, на данный момент (во время проведения объявленной частичной мобилизации) транспортные средства граждан изымать не будут.
Кто освобождается от исполнения военно-транспортной обязанности?
В отличие от предыдущей редакции Положения, которая закрепляла исполнение военно-транспортной обязанности за всеми (без исключения) предприятиями, новая редакция предусматривает, что военно-транспортная обязанность может и не распространяться на:
- предприятия, которые заключили с Минобороны договор об исполнении мобилизационного задания и транспортные средства / техника предприятий задействованы в производственном процессе выполнения такого задания;
- предприятия, в которых «есть высокая общественная потребность». Перечень таких предприятий утверждается КМУ по приказу Минобороны. При этом никаких критериев для признания наличия «высокой общественной потребности» Положение не устанавливает.
Новые правила против «уклонения» от выполнения военно-транспортной обязанности
Согласно Положению в случае, если (1) изменяется наименование или форма собственности предприятия, (2) право собственности на транспорт передается другим лицам, (3) транспортное средство предоставляется в долгосрочную аренду, или является предметом залога как исполнение обязательства по договорам о предоставлении кредита и гарантии перед банковским учреждением, а также во всех других случаях, когда исключается передача транспортных средств и техники военным формированиям, руководители предприятий обязаны в течение 7 дней уведомить военный комиссариат о таких обстоятельствах. При этом в случае реорганизации, ликвидации или банкротства предприятия руководители также подают в комиссариат свои предложения о возложении своих мобилизационных задач на правопреемников или на другие предприятия, расположенные на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Процедура передачи транспортного средства
Также Положение более четко описывает процедуру передачи транспортного средства и техники военному формированию. В частности, отныне утверждена форма акта приема-передачи транспортных средств и техники (приложения 4 и 5 Положения).
Предполагается, что акт будет составляться в трех экземплярах и подписываться (1) руководителем предприятия (2) военным комиссаром и (3) командиром воинской части или их уполномоченными представителями, а также скрепляться их печатями.
Владельцу транспортного средства дополнительно предоставляется право по собственной инициативе проводить независимую оценку транспортного средства путем привлечения субъекта оценочной деятельности в порядке, определенном законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. В таком случае в акте указывается стоимость транспортного средства и техники, определенная в результате проведения их независимой оценки.
Возвращение транспортных средств
Как и раньше, определяется, что транспортные средства будут возвращены владельцам в течение 30 календарных дней с даты объявления демобилизации через военные комиссариаты, которые совершили такое привлечение. Для этого руководителям предприятий необходимо написать соответствующее заявление в военный комиссариат, который, в свою очередь, проинформирует их о сроках и пунктах возврата транспортных средств и техники. При возвращении средств составляется Акт о возвращении во время демобилизации транспортных средств и техники по установленной форме (приложения 6, 7 Положения).
Компенсация ущерба
Если транспортному средству был причинен ущерб, размер такого ущерба должен определяться военными частями (формированиями) при подготовке транспортного средства для возвращения владельцам за счет средств государственного бюджета, предназначенных для финансирования таких военных формирований. При этом оценка ущерба может осуществляться (1) субъектом оценочной деятельности – субъектом хозяйственной деятельности (2) субъектом оценочной деятельности — органом государственной власти и органом местного самоуправления или (3) судебным экспертом по результатам проведения оценки имущества в порядке, установленном законодательством. После проведения оценки владелец автотранспорта получает соответствующее заключение эксперта (экспертное исследование) или отчет об оценке имущества (акт оценки имущества).
Как на практике будут работать указанные нормы и разрешается ли владельцу за собственный счет инициировать проведение оценки размера ущерба, причиненного транспорту, остается непонятным.
Для получения компенсации руководителю предприятия необходимо направить военному комиссариату такой пакет документов:
- заявление о необходимости получения компенсации, в котором указывается полное наименование предприятия, его местонахождение, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика и реквизиты банковского счета;
- акт приема-передачи транспортного средства и техники;
- акт о возврате при демобилизации транспортных средств и техники;
- заключение эксперта или отчет об оценке имущества.
Указанные документы рассматриваются в течение 10 рабочих дней, после чего военный комиссариат оформляет заключение об осуществлении выплаты для компенсации ущерба по форме, установленной Положением.
Ожидается, что владельцы будут получать компенсационные выплаты в течение 5 лет, начиная со следующего бюджетного периода после объявления мобилизации. При этом выплаты будут осуществляться в порядке очередности оформления выводов военным комиссариатом.
Если транспортное средство или техника была уничтожена во время мобилизации, воинские формирования предоставляют владельцам (1) отчет об оценке (уничтоженного) имущества, а также (2) документы, подтверждающие уничтожение автотранспорта или техники (какие именно документы – не уточняется). На основании указанных документов владельцы могут получить компенсацию имущественного ущерба в общем порядке, а также списать уничтоженные средства с балансового учета предприятия.
Вывод
В отличие от старой редакции, в измененном Положении более четко прописаны процедурные моменты выполнения военно-транспортной обязанности. В случае, если же на практике будут возникать споры, связанные с выплатой или размером компенсации, такие споры будут решаться в судебном порядке, о чем также говорится в Положении.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
2534
О вечном
1747
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
8538
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
6621
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
1333
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
1120
Изменения в регулировании кассовых операций
3121
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
9752
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
1337
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
1292
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
9880
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?
1298
