Изменения в тактике и стратегии в спорах с государственными органами учитывая изменение подходов в возмещении расходов на правовую помощь
Изменениями, внесенными Законом Украины № 2147-VIII от 03 октября 2017 года «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», начиная с 15 декабря 2017 года:
- предоставляется возможность возмещения расходов на профессиональную юридическую помощь при удовлетворении административного иска налогоплательщика. При споре с налоговым органом компенсация взыскивается за счет бюджетных ассигнований налогового органа, который выступал ответчиком по делу (установлено частью 1 статьи 139 Кодекса административного судопроизводства Украины);
- при этом ограничение максимального размера компенсации таких расходов на мизерном уровне, которое было установлено Законом Украины «О предельном размере компенсации расходов на правовую помощь по гражданским и административным делам», отменено.
Поэтому можно констатировать, что право на реальное возмещение расходов на правовую помощь, за которое активно боролись в течение последних нескольких лет, в том числе и путем подготовки аналитических писем по этой проблематике, разработки соответствующих законодательных инициатив, а также непосредственного использования предлагаемого подхода на практике по делам наших клиентов, наконец-то нормативно обеспечено.
Подробнее о предыстории и проблематике этого вопроса, а также об отдельных моментах нашей предыдущей работы по этому вопросу (которая внесла свой вклад в рассматриваемые изменения) можно прочитать в наших предыдущих материалах за последние несколько лет, в частности:
- «Возмещение расходов как метод борьбы с налоговым беспределом: Часть I»;
- «Возмещение расходов как метод борьбы с налоговым беспределом: Часть II»;
- «Возмещение расходов как метод борьбы с налоговым беспределом: Часть III»;
- «Возмещение расходов как метод борьбы с налоговым беспределом: Часть ІV».
Изменения на законодательном уровне подходов к обеспечению компенсации расходов на правовую помощь реально меняют ландшафт споров с налоговыми органами. Ожидаемо это может привести к существенному изменению баланса и подходов на практике.
Так, налогоплательщики, которые ранее отказывались от судебного спора с налоговым органом учитывая высокую стоимость услуг внешних юристов по ведению такого спора, пока могут пересмотреть свой подход, ведь, кто выиграет – тот получает все! (ему компенсируется за счет другой стороны).
Данный фактор также, скорее, будет учитываться и при выборе поставщика юридических услуг, ведь должное юридическое сопровождение повышает шансы на выигрыш, и в таком случае приводит в итоге к меньшим затратам.
Это также должно стать фактором, который будет сдерживать налоговое беззаконие и произвол, ведь когда налогоплательщик докажет незаконность позиции налогового органа в суде, расходы налогоплательщика будут возмещаться за счет средств именно того налогового органа, который был стороной спора (то есть принял незаконное решение, совершал незаконные действия или допускал бездействие).
Все эти моменты уже можно использовать в практической работе.
Практические вопросы определения размера расходов на юридическую помощь адвоката и их подтверждение с учетом внесенных с 15 декабря 2017 года изменений будут освещены в отдельном аналитическом письме, которое готовится и будет опубликовано на нашем сайте в ближайшее время.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
ОАСК ликвидируют. Что это значит для сторон, дела которых находятся на рассмотрении в ОАСК?
657
Статус «рискового»: все же обжалуется или нет?
1134
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2021 год
2448
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА: СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ (а с новым законодательством – уже трижды)
1452
ВЕРХОВНЫЙ СУД: ТРЕБОВАНИЕ О ПРИЗНАНИИ ДОХОДА ОТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ – НЕЗАКОННОЕ
4442
Налоговые льготы для новых значительных инвестиций
2609
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2020 год
3198
Возмещение затрат на правовую помощь, которые подлежат уплате после завершения судебного рассмотрения
14091
Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения?
6676
Магия цифр, или
Сроки обращения в суд в налоговых спорах: 1095 против 30
7417
Внимание! Изменения касательно сроков обжалования в суде налоговых начислений после использования процедуры административного обжалования. Другие сроки – в других случаях
976
