+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Правовое регулирование разрешительных процедур при импорте семян, а также вопросы необходимости получения дополнительных разрешительных документов на «переадресование подкарантинных материалов»

03 апреля, 2014 Эксклюзив

Своевременное снабжение сельскохозяйственных производителей качественными семенами является одним из главных условий успешного развития агропромышленного комплекса Украины. А так как качественные семена часто производятся за рубежом, сегодня особенно актуальными являются проблемы, связанные с оформлением импорта и доставки импортных семян конечному потребителю.

Импорт семян в целом в значительной степени зарегулирован и обременен большим количеством разрешительных процедур. С одной стороны повышенный контроль со стороны государства за этой сферой оправдан высоким уровнем фитосанитарного риска, связанного с ввозом в Украину растений и продуктов растительного происхождения (например, риск завоза и распространения вредителей).  С другой стороны – этот контроль должен быть максимально оптимизирован и не оказывать негативного влияния на обеспечение производителей качественным сырьем.

Импорт семян регулируется сразу двумя профильными законами, а именно Законом Украины «О семенах и посадочном материале», а также Законом Украины «О карантине растений» (далее – «Закон о карантине»).

Закон Украины «О семенах и посадочном материале» определяет, что ввоз семян на территорию Украины возможен при условии принадлежности этих семян к сорту, включенному в Реестр сортов, пригодных для распространения в Украине, а также при наличии сертификатов страны экспортера (на практике также принимаются сертификаты ISTA). Кроме того, для дальнейшей реализации в Украине семена должны сопровождаться уже украинским сертификатом, подтверждающим их сортовые и посевные качества.

Однако кроме требований к сортовой чистоте и посевным качествам, существуют также фитосанитарные требования, предусмотренные Законом о карантине. Их мы подробно и рассмотрим в данной статье. Так, согласно ст. 37 данного закона импортные грузы с объектами регулирования (к которым относятся, в том числе, семена) ввозятся на территорию Украины при наличии карантинного разрешения на импорт, которое выдается Государственной ветеринарной и фитосанитарной службой Украины (далее – «Госветфитослужба»).

Кроме необходимости получать разрешение на импорт, для перемещения импортных семян по территории Украины необходимо также получить карантинный сертификат (выдается на местах фитосанитарными инспекторами), если такие семена хранились, переупаковывались, разделялись на части или смешивались с другими грузами (ст. 29 Закона о карантине).

Таким образом, если сначала семена завозятся на склад, а уже оттуда доставляются в хозяйства, то для ввоза и дальнейшего перемещения импортированных семян по территории Украины необходимо получать два разрешительных документа, а именно карантинное разрешение на импорт и карантинный сертификат. Однако на практике для выдачи карантинных сертификатов фитосанитарные инспекторы часто дополнительно запрашивают еще один документ разрешительного характера, а именно «разрешение на переадресование семян», выданное центральным профильным органом (раньше – Главная государственная инспекция по карантину растений Украины, сейчас – Госветфитослужба). При этом необходимо отметить, что необходимость получения такого разрешения на переадресование с юридической точки зрения довольно спорная.

Так, согласно ст. 29 Закона о карантине порядок оформления карантинных сертификатов определяется Кабинетом Министров Украины. Кроме того, в ст. 41 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» указано, что исчерпывающий перечень документов, которые субъекту хозяйствования необходимо подать для получения документа разрешительного характера, должен устанавливаться Кабинетом Министров Украины.

Согласно п. 26 Порядка проведения осмотра, обследования, анализа, фумигации (обеззараживания) и инспектирования (оформления фитосанитарного и карантинного сертификатов) объектов регулирования в сфере карантина растений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.05.2007 г. № 705, для получения карантинного сертификата в орган Госветфитослужбы подается только заявление и документ, подтверждающий внесение платы за выдачу сертификата. Предоставление других документов не предусмотрено. После подачи документов фитосанитарный инспектор в течение 5 дней проводит соответствующие фитосанитарные процедуры и выдает карантинный сертификат либо отказывает в его выдаче с обоснованием причин.

Таким образом, в Законе о карантине и в соответствующем постановлении КМУ отсутствуют требования о предоставлении согласования на переадресацию семян для получения карантинного сертификата.

Рассмотрим также другие основания, используя которые фитосанитарные инспекторы потенциально могут требовать выдачи им разрешения на переадресование семян. Нормативно такие требования могут обосновываться пунктами 2.10, 5.16.2 Фитосанитарных правил ввоза из-за границы, перевозки в пределах страны, транзита, экспорта, порядка переработки и реализации подкарантинных материалов, утвержденных приказом Министерства аграрной политики Украины от 23.08.2005 г. № 414 (далее – «Фитосанитарные правила»). Согласно указанным пунктам перемещение подкарантинных материалов за пределы области должно согласовываться с Главной государственной инспекцией по карантину растений Украины.

Однако здесь необходимо отметить, что указанные Фитосанитарные правила были приняты под устаревший закон (Закон о карантине был изложен в новой редакции в 2006 году), во многом ссылаются на недействующее законодательство, а также противоречат более новым нормативным актам. Так, согласно ст. 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» исключительно законами Украины может определяться необходимость получения документов разрешительного характера. Кроме того, ст. 1 Закона Украины «О перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» устанавливает правило о том, что от субъектов хозяйствования запрещается требовать получения документов разрешительного характера, необходимость получения которых не предусмотрена законом и которые не внесены в Перечень, утвержденный этим законом.

Отмечаем, что необходимость получения таких документов как «карантинное разрешение на импорт» и «карантинный сертификат» прямо предусмотрена законом; кроме того они внесены в вышеуказанный перечень документов разрешительного характера. В то же время, необходимость получения разрешения на переадресование семян законами не предусмотрена; в вышеуказанном списке документов разрешительного характера такое согласование отсутствует. Следовательно, учитывая, что положения Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», Постановления КМУ от 12.05.2007 г. № 705 по своей юридической силе имеют приоритет перед Фитосанитарными правилами, то Фитосанитарные правила могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат остальным перечисленным актам. То есть положения пунктов 2.10, 5.16.2 Фитосанитарных правил на данный момент применяться не могут.

Также можно рассмотреть и второй подход, используя который инспекторы могут обосновывать свои требования. Так, в соответствии со ст. 37 Закона о карантине в карантинном разрешении на импорт указываются обязательные «фитосанитарные мероприятия».

На практике Госветфитослужба в разрешениях на импорт в качестве таких мероприятий часто указывает, что перемещение семян по территории Украины должно осуществляться с предварительным уведомлением Департамента фитосанитарной безопасности Госветфитослужбы. Отметим, что с формальной точки зрения такое требование будет считаться выполненным уже после направления этого уведомления, без необходимости ждать согласования на переадресование. То есть при такой формулировке получать дополнительное согласование не нужно.

Однако если Госветфитослужба прямо укажет на то, что в качестве фитосанитарного мероприятия импортер для перемещения семян по территории Украины должен обязательно получать согласование на переадресацию, то будет ли такое требование законным? С нашей точки зрения, несмотря на право назначать обязательные для исполнения фитосанитарные мероприятия, Госветфитослужба в качестве таких мероприятий не может указывать получение дополнительных документов разрешительного характера, поскольку, как отмечено выше, необходимость получения любых документов разрешительного характера должна быть прямо предусмотрена законом Украины.

Также отмечаем, что для прояснения спорных моментов мы обратились с запросом напрямую в Госветфитослужбу. И в письме, которое мы получили в ответ на наш запрос, было указано, что для изменения места хранения или высевания импортных семян, которое указано в карантинном разрешении на импорт, достаточно только уведомить об этом Департамент фитосанитарной безопасности Госветфитослужбы.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для импорта семян, хранения и последующего перемещения по территории Украины нужно, кроме сертификатов, подтверждающих сортовые и посевные качества семян, также получать на каждую партию карантинное разрешение на импорт, а также карантинный сертификат. Несмотря на то, что на местах фитосанитарные инспекторы для выдачи карантинных сертификатов нередко требуют получать дополнительное разрешение на переадресование подкарантинных материалов, на сегодняшний день в этом нет необходимости, с чем также согласился и профильный центральный орган власти.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

 

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2014

Просмотры 5334

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь 25 октября, 2018    2574

О вечном 22 октября, 2018    1795

Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях» 17 июля, 2018    8597

Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве 11 июня, 2018    6724

Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор) 06 июня, 2018    1368

Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение) 01 июня, 2018    1153

Изменения в регулировании кассовых операций 30 мая, 2018    3162

К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства 15 мая, 2018    9845

Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками 14 мая, 2018    1375

Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях 27 апреля, 2018    1333

Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью 22 марта, 2018    9929

При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году? 19 марта, 2018    1335

Прокомментировать