+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Обычная цена как способ наполнения «дыры», т.е. бюджета

06 сентября, 2012 Информационные письма

Начиная с июля 2012 года, налоговые органы проявляют особую активность в вопросах наполнения бюджета путем определения налоговых обязательств с использованием обычных цен. Так, ГНС Украины выпустила такие документы по обычным ценам:

  • приказ от 5 июля 2012 № 581 «Об утверждении обобщающей налоговой консультации относительно порядка определения доходов и расходов по операциям по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг)»;
  • письмо от 24.07.2012 г. № 20001/7/15-1217 «О направлении методических рекомендаций по алгоритму определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций».

Как следствие такой «нормотворческой» деятельности ГНС Украины, активизировались и налоговики на местах. Нам известны случаи получения запросов некоторыми предприятиями от налоговых органов, в которых просят предоставить документы на осуществление внешнеэкономической деятельности, в том числе с обоснованием цен. При этом запрос не обосновывается необходимостью проверки обычных цен, а указывается другая причина, например, проверка завершения операции для целей расчетов в ВЭД, проверки осуществления операций с контрагентами по цепочке расчетов.

Как правило, письма налоговых органов недостаточно мотивированы (не указаны основания для направления запроса, а только есть ссылки на общие нормы Налогового кодекса), а поэтому предоставлять документы и информацию на такие запросы не обязательно, но стоит отправить ответ о необоснованности запроса.

Для того чтобы налоговые органы имели возможность направить налогоплательщикам уведомления-решения по результатам определения налоговых обязательств с применением обычных цен, Высший административный суд Украины издал письмо от 14.06.2012 года № 1500/12/13-12, в котором отметил, что до 2013 года налоговые органы имеют право направлять налоговые уведомления-решения по результатам проверок в связи с определением налоговых обязательств с применением механизма обычных цен. При этом именно налогоплательщики должны доказывать неправомерность определения налоговых обязательств, то есть такие налоговые уведомления-решения не считаются отозванным в случае несогласия с ними налогоплательщиками, как это будет с 1 января 2013 года (начало действия статьи 39 НКУ, конечно, если они опять что-то не изменят, соответствующий законопроект уже существует).

Нам также известны уже отдельные случаи доначисления налоговых обязательств именно с применением механизма обычных цен производителям продукции, в связи с продажей товара связанным лицам (например, компаниям, которые занимаются дистрибуцией продукции).

Поэтому следует принять во внимание такую активность налоговых органов в этой сфере и проверить, по крайней мере, возможность предоставить обоснование размера цены, которая используется налогоплательщиком. Для проведения собственного «теста» рекомендуем использовать методические рекомендации, утвержденные ГНС Украины, например:

  • уровень закупочных цен (цены продажи) в сопоставимых условиях (характеристики имущества, функциональный анализ, договорные условия, экономические обстоятельства, деловые стратегии);
  • уровень наценки;
  • расходы, связанные со сбытом ТМЦ;
  • себестоимость ТМЦ.

Особенно надо обратить внимание на ситуации, когда один и тот же товар продается разным покупателям по разным ценам (например, дистрибьюторам, торговым сетям, ресторанам). Налоговым органам даже не нужно собирать информацию о ценах, все у предприятия.

Поэтому надо разработать (если такой нет) четкую политику определения цены для каждого сегмента покупателей.

Как говорится, хочешь мира – готовься к войне, поэтому желаем быть начеку и, по крайней мере, быть готовыми предоставить налоговым органам обоснование определения цены.

Для обоснования можно использовать письмо ГНС Украины от 09.07.2012 г. № 12372/6/15-1216 «Относительно расходов на ремонт и расходов по операциям со связанными лицами», который может быть использован в пользу налогоплательщика (по крайней мере, как доказательство существования неоднозначности в применении нормы по определению затрат на изготовление продукции в случае ее продажи связанному лицу).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2012

Просмотры 8554

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

С 18.11.2025 ограничат доступ к государственным реестрам: Закон № 4576-IX подписан 23 сентября, 2025    587

Механизм возвращения судебного сбора по-новому: правовая сущность изменений и практические вызовы внедрения в 2025 году 09 мая, 2025    1550

Отмена процедуры досудебной санации и ее замена превентивной реструктуризацией: локальные улучшения есть, но проблема списания долгов против воли кредиторов остается актуальной 07 мая, 2025    346

«Кредитные каникулы» для предприятий-должников и лизингополучателей, пострадавших от боевых действий и оккупации РФ: Верховная Рада приняла закон 01 апреля, 2025    856

Представительство юридических лиц: что позволяет недобросовестным контрагентам уклоняться от исполнения обязательств? 02 июля, 2024    2414

Обычная цена: а вы готовы к налоговой проверке? 13 декабря, 2023    116403

Новое административно-территориальное устройство: государство реформирует, а бизнес разгребает 27 сентября, 2021    2459

Запрет пластиковых пакетов: разбираем закон 01 июля, 2021    32275

Новая доверительная собственность: прошел год, а ничего не изменилось 18 декабря, 2020    2058

Юридические лица должны будут обновить информацию о конечных бенефициарных владельцах 21 апреля, 2020    14118

Новый старый процесс 19 февраля, 2020    4805

Последние изменения в административном судопроизводстве 17 февраля, 2020    2397

Прокомментировать