Ваши товары могут завозить на оккупированные территории Украины из других стран? Готовьтесь к остановке ВЭД в Украине
Статья 37 Закона «О внешнеэкономической деятельности» (далее – «Закон о ВЭД») устанавливает специальные санкции за нарушение этого или связанных с ним законов.
Такие санкции могут быть применены как к украинским, так и иностранным субъектам ВЭД и могут быть наложены в следующих формах:
- штрафы за несвоевременное выполнение украинскими и иностранными субъектами ВЭД, определенных законом обязанностей;
- применение индивидуального режима лицензирования в случаях нарушения субъектами Закона о ВЭД и/или связанных с ним законов Украины, которые устанавливают определенные запреты, ограничения или порядок осуществления внешнеэкономических операций;
- временная остановка внешнеэкономической деятельности в случаях нарушения Закона о ВЭД или связанных с ним законов Украины, проведение действий, которые могут повредить интересам национальной экономической безопасности.
Санкции применяются Минэкономразвития по подаче органов государственной власти, среди которых: Государственная фискальная служба и Служба безопасности Украины.
Почему выявление фактов ввоза товаров может стать причиной специальных санкций в Украине?
Согласно ч. 1 ст. 10 Таможенного кодекса Украины
Условием перемещения товаров через таможенную границу Украины является выполнение таможенных формальностей, в частности их таможенное оформление в порядке, установленном действующим законодательством.
Так, ст. 246 Таможенного кодекса Украины устанавливает, что
Временно оккупированная территория является частью государственной территории Украины, на которую распространяется ее суверенитет и законодательство, а части границы с другими государствами, которые пока не контролируются Украиной, остаются частями государственной границы, а значит и таможенной границы Украины.
Перемещение товаров из других стран через границы на оккупированных территориях является нарушением таможенных правил, которое подпадает под квалификацию по ст. 482 Таможенного кодекса Украины, устанавливающей ответственность за
Такое нарушение вполне соответствует условиям, при которых применяются специальные санкции согласно Закону о ВЭД. А политическая ситуация на оккупированных территориях потенциально будет влиять на оценку нарушения как такового, что может повредить интересам национальной экономической безопасности и создает основания для применения специальной санкции в форме временной остановки ВЭД.
Заметим, что анализ последних приказов Минэкономразвития о применении специальной санкции, временной остановки внешнеэкономической деятельности на территории Украины, к иностранным субъектам хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что указанный риск является реальным.
В частности, такая санкция неоднократно применялась к иностранным субъектам хозяйствования (в т.ч. предприятиям известных транснациональных корпораций) на основании подачи СБУ со ссылкой на нарушение ст. 482 Таможенного кодекса Украины.
Трудно даже представить, что украинские таможенники поймали «за руку» представителей крупных иностранных компаний за попыткой перемещения партий товара через таможенную границу вне таможенного контроля. И учитывая то, что таможенные формальности при ввозе, как правило, осуществляются резидентом-импортером (или таможенным брокером по поручению резидента), представить подобное нарушение иностранным лицом при обычном ввозе товаров на таможенную территорию Украины также непросто.
Поэтому можем предположить, что применение таких санкций в отношении иностранных субъектов ВЭД связано именно с выявлением фактов ввоза товаров оккупированных территориях из других стран.
Изложенное выше означает, что любой иностранный поставщик/производитель, который реализует товары в «рисковые» страны – то есть, с территории которых может произойти ввоз на оккупированные территории, подвергается риску временной остановки ВЭД на территории Украины.
Временная остановка внешнеэкономической деятельности на территории Украины означает следующее:
- запрет на ввоз товаров в Украину;
- запрет на предоставление консультационных, маркетинговых, посреднических и других услуг субъектам предпринимательской деятельности в Украине;
- запрет любых расчетных операций с лицами в Украине;
- запрет на предоставление лицензий, торговых марок, запрет на бартерные или арендные операции;
- запрет любых контрактов с физическими лицами;
- запрет других возможных форм внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, если иностранный субъект хозяйствования сотрудничает с резидентами Украины, то применение специальной санкции может иметь существенные негативные последствия. Фактически, сделает невозможным для такого нерезидента сотрудничество с лицами в Украине.
Можно ли снизить риски и если да, то каким образом?
Единственный вариант полностью уберечься от такого риска является радикальным, а именно: прекращение торговых операций с «рискованными» странами.
Однако риски можно уменьшить, если обеспечить возможность максимально быстрой отмены санкций.
Абзац 14 ст. 37 Закона о ВЭД определяет основания для отмены санкций: (1) иностранными субъектами хозяйственной деятельности, к которым применены санкции, устранены допущенные нарушения законодательства Украины или (2) приняты практические меры, которые гарантируют выполнение законодательства.
Следовательно, для оперативной отмены санкций в этом случае можно показать, что иностранным субъектом хозяйственной деятельности приняты практические меры, которые гарантируют выполнение законодательства. Такими практическими мерами может быть включение в контракты, заключенные с лицами с «рисковых» стран, положение о том, что товары поставляются исключительно для использования и/или продажи на территории соответствующей страны. А в случае перепродажи за пределы такой страны сторона контракта должна гарантировать соблюдение всех таможенных формальностей, установленных законодательством страны, в которую осуществляется поставка. Можно также обязать контрагента включать такое положение в договора, на основании которых будет осуществляться дальнейшая перепродажа товаров. За несоблюдение этого условия могут быть предусмотрены санкции или требование о возмещении вреда, нанесенного в результате несоблюдения такого условия.
Таким образом, бизнесу (в том числе иностранному) следует учитывать риск временной остановки ВЭД в Украине, если будет обнаружено, что его продукция или товары были ввезены на оккупированные территории Украины из третьих стран без проведения таможенных формальностей. Рекомендуем заранее позаботиться о возможных вариантах защиты в случае применения санкций.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Споры касательно таможенной стоимости: обзор свежих решений Верховного Суда
1431
Авторизованные экономические операторы (АЭО): кто может получить этот статус?
2070
Обновление процедуры таможенного оформления согласно закону об авторизованных экономических операторах
864
Штрафы за нарушения в сфере оборота наличных денег. Все ли так плохо?
1490
Верховный Суд легитимизировал транзитные автомобили на еврономерах?
2051
Интервью с Александром Мининым из КМ Партнеры, фирма-победитель 2019 года в Украине в сфере налогов
1373
Закончена ли АТО?
Или «Я вам посылку принес… Только я вам ее не отдам»
9423
Из мыслей фантастов о налогах, и не только. Роберт Хайнлайн. «Луна – суровая хозяйка»
2005
«У государства отсутствует ответственность за всё, что оно делает» (интервью партнеров КМ Партнеры для Юридической Газеты)
3861
ВСЕ ВЫ ОДНО
4671
Право на возобновление сроков на обжалование судебного решения vs. принцип окончательности судебного решения (res judicata)
32168
Первое «образцовое» решение Верховного Cуда в налоговых спорах
2908
