+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Статистика уголовных производств по налогам за 2020 год: прощай, милиция! Привет, БЭБУ!

17 февраля, 2021 Информационные письма

28 января 2021 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О Бюро экономической безопасности Украины» (законопроект 3087-д от 02 июля 2020 года), которым создается Бюро экономической безопасности Украины как единственный орган досудебного расследования, с подследственностью касательно уголовных правонарушений экономического характера. Сейчас такой проект передан на подпись Президенту Украины. Поэтому бизнес снова в ожиданиях «очередной» реформы, а на налоговую милицию (через 4 года после потери полномочий и правового статуса) в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Закона ожидает ликвидация.

А пока остановимся на результатах работы налоговой милиции за 2020 год.

Так, по данным официальной статистики Офиса Генерального прокурора в 2020 году было зарегистрировано всего 1019 уголовных производств за уклонение от уплаты налогов. Такой показатель на 20,8% меньше показателя открытых производств в 2019 году.

Такое уменьшение обусловлено не столько фактом пандемии COVID-19 или карантинными ограничениями, а скорее отсутствием значительного количества налоговых проверок, результаты которых служат поводами для инициации налоговой милицией уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов.

Количество же закрытых уголовных производств за 2020 год составило 112 производств, что соответствует 11% от начатых уголовных производств. При этом налоговой милицией за 2020 год были вручены 48 уведомлений о подозрении в уклонении от уплаты налогов. Поэтому понимаем, что многочисленные «авгиевы конюшни» перейдут в наследство от налоговой милиции к Бюро экономической безопасности Украины при передаче согласно подследственности новообразованному органу.

Касательно результатов работы налоговой милиции, хотя, безусловно, их сложно назвать собственно результатами, то по завершению 2020 года прокуратура вместе с налоговой милицией смогли завершить расследование только в 38 уголовных производствах, из которых в 10 производствах сторона обвинения обратилась в суд с обвинительным актом. В остальных 28 производствах обвинение просило освободить от уголовной ответственности. То есть большинство переданных в суд уголовных производств не является собственно результатами досудебного расследования.

Что же касается судебного рассмотрения дел за уклонение от уплаты налогов, то здесь прослеживается значительное уменьшение количества вынесенных судебных решений, как понимаем, в связи с фактом пандемии COVID-19 и карантинными ограничениями.

Так, за 2020 год было принято всего 7 приговоров, из которых 5 обвинительных приговоров и 2 оправдательных. Отметим, что такой показатель касательно рассмотрения дел в суде является самым низким за последние четыре года:

Вместе с тем, несмотря на небольшое количество приговоров, судами было вынесено существенное количество (97) постановлений об освобождении от уголовной ответственности, большая часть которых вынесена или в связи с возмещением вреда, причиненного государству их несвоевременной уплатой, или истечением сроков привлечения к уголовной ответственности.

Для удобства, подробное описание всех приговоров и постановлений об освобождении от уголовной ответственности за 2020 год предлагаем Вашему вниманию в Приложении1.

Интересно отметить, что в последние годы мы видим интересную тенденцию к исчезновению такого явления как обвинительные приговоры на основании соглашений о признании виновности, которые были повальным явлением лет 3-6 назад (подробнее об этом в материалах «Соглашения о признании виновности по статье 212 УК Украины. Основные тенденции» и «Уголовное производство на основании соглашений о признании вины по новому УПК. Первый опыт в делах по экономическим преступлениям»).

Так, в течение 2020 года был принят только 1 обвинительный приговор на основании соглашения о признании вины. При этом и такой приговор имел определенную специфику, ведь соглашение было заключено между обвиняемыми и Специализированной антикоррупционной прокуратурой, которая поддерживала обвинение в связи с расследованием преступления также по ч. 3 ст. 209 УК Украины (легализация имущества, полученного преступным путем, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере). Дело № 760/13922/202 касалось обвинения двух лиц (руководителя и владельца) юридического лица – печально известного ООО «Оптимумспецдеталь», которое было связано с выводом средств государственного концерна «УКРОБОРОНПРОМ» через осуществление бестоварных операций. В рамках этого дела обвиняемым было инкриминировано уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах путем отражения в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость данных налоговых накладных, которые содержат недостоверные сведения о приобретении ООО «Оптимумспецдеталь» товаров у субъектов хозяйствования и безосновательного отнесения в состав налогового кредита предприятия соответствующих сумм «фиктивного» НДС. Общая сумма уклонения от уплаты налогов по таким операциям составила 46 402 556,07 грн.

Впрочем, как следует из текста приговора с Единого государственного реестра судебных решений, обвиняемые пошли на соглашение со следствием, в результате чего назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с конфискацией имущества и конфискации имущества, с освобождением от отбывания наказания с испытанием в 1 (один) год испытательного срока.

При этом, отметим, что согласно ст. 469 Уголовно-процессуального кодекса Украины заключение соглашения об определении виновности в производствах касательно преступлений, отнесенных к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины, возможно только при условии разоблачения подозреваемым или обвиняемым другого лица в совершении преступления, отнесенного к подследственности Национального антикоррупционного бюро Украины. Поэтому вместо надлежащего обеспечения компенсации убытков бюджета из-за уклонения от уплаты налогов на сумму 46 402 556,07 грн следствием получены разоблачительные показания касательно других лиц. Однако показания – еще не реальный приговор касательно таких лиц.

Также интересным для анализа является Постановление об освобождении от уголовной ответственности по делу № 371/1635/173, где суд сам установил, что обвиняемый не признает виновности, однако настаивает на закрытии уголовного производства на этом этапе, без рассмотрения дела по существу. Приведенное является подтверждением того, что для большинства лиц проще согласиться на освобождение от ответственности, чем доказывать свою невиновность в рассмотрении дела по существу, пусть и даже с освобождением от ответственности по нереабилитирующим обстоятельствам. Такая же ситуация была несколько лет назад с фиктивным предпринимательством в производствах по ст. 205 УК Украины. Очевидно, что такое положение вещей «на руку» следствию, ведь это вроде как является достижением и активом в статистику следствия и обвинения.

Если же говорить о деньгах и собственно экономической компенсации убытков, причиненных государству в результате уклонения от уплаты налогов, то имеем следующее: в целом  за 2020 год было возмещено 894 748 821 грн 68 коп., а нанесенный ущерб государству составляет 1 083 843 099,78 грн. Итак, уголовные производства за уклонение от уплаты налогов полностью не компенсируют нанесенный государству ущерб – и это без учета стоимости содержания всего штата налоговой милиции и административного персонала Государственной фискальной службы Украины.

Практика показывает, что, к сожалению, налоговая милиция завершает существование не на позитивной «ноте», надеемся, Бюро экономической безопасности все же не станет новой «старой» налоговой милицией.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Ссылка на судебные решения.

2См. по ссылке.

3См. по ссылке.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 1891

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Двойное дно Законопроекта о коммуникации между бизнесом и налоговой № 9662 (с обновлением от 15 марта 2024 года) 15 марта, 2024    346

Не обошлось: отменены предельные сроки досудебного расследования до подозрения 14 декабря, 2023    337

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УКУ с 01 января 2024 года 05 декабря, 2023    758

Попытка отменить «поправки Лозового» – бизнесу приготовиться! 14 ноября, 2023    377

Сроки досудебного расследования в военное время: изменения по Закону № 3341-IX 11 октября, 2023    377

Сроки досудебного расследования [во ВСЕХ производствах, где ни одному лицу не было сообщено о подозрении] остановлены на время действия военного положения. А если посмотреть под другим углом? 18 августа, 2023    1112

Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов: что изменилось за время работы БЭБУ? 21 марта, 2022    1029

«Поехали!»: Бюро экономической безопасности Украины начало свою деятельность 01 декабря, 2021    1483

С какими показателями налоговая милиция завершает свою работу?
Статистика уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2021 года
06 сентября, 2021    1085

Статистика уголовных производств за уклонение от уплаты налогов в первом квартале 2021 года 31 мая, 2021    2006

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины в 2021 году 15 марта, 2021    40586

Иллюзия отсутствия вины при закрытии уголовного производства в связи с истечением сроков давности 10 марта, 2021    20765

Прокомментировать