+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

«Поехали!»: Бюро экономической безопасности Украины начало свою деятельность

01 декабря, 2021 Информационные письма

25.11.2021 г. Кабинетом Министров Украины было опубликовано Распоряжение от 24.11.2021 г. № 1493-р «О начале деятельности Бюро экономической безопасности», согласно которому Кабинетом Министров определена возможность Бюро экономической безопасности Украины (далее – БЭБУ) начать функционировать как правоохранительный орган.

1.

Напомним, БЭБУ должно было начать деятельность 25 сентября. Именно такая дата усматривалась из переходных положений Закона Украины «О Бюро экономической безопасности Украины», которые в п. 9 Раздела IV соответствующего Закона устанавливали, что: «9. Бюро экономической безопасности Украины начинает свою деятельность не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона».

До этой даты с запуском БЭБУ не успели. С целью каким-либо образом решить такой вопрос, 22.09.2021 г. был принят Закон Украины «О внесении изменения в статью 11 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» касательно выполнения банками функций агентов валютного надзора» (законопроект № 5851 от 17.08.2021 г.). Вступил в силу такой Закон 09.10.2021 г. (в части, которая касалась БЭБУ). Поэтому шестимесячный срок уже после его завершения превратился в восьмимесячный. Касательно легитимности такого продления срока останавливались подробно в нашем обзоре «25 сентября: создано ли БЭБУ и что ждет органы Государственной фискальной службы (налоговую милицию)?».

2.

Несмотря на наличие вопросов с легитимностью продления срока для начала функционирования БЭБУ, наконец БЭБУ начало свою деятельность и с 25 ноября вступили в силу:

  • полностью Закон Украины «О Бюро экономической безопасности Украины» (далее – Закон о БЭБУ), а также
  • Закон Украины № 1888-IX от 17.11.2021 г. «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины касательно введения деятельности Бюро экономической безопасности Украины и связанного с этим усовершенствования работы некоторых государственных правоохранительных органов» (далее – Закон № 1888-ІХ).

Между тем, отметим, что Закон № 1888-ІХ имел определяющее значение для старта работы новообразованного органа, ведь, среди прочего, вносил изменения в Уголовный процессуальный кодекс Украины (далее – УПК Украины) и определял перечень подследственных БЭБУ уголовных правонарушений – перечень был достаточно расширен в связи с отнесением всех экономических преступлений к подследственности БЭБУ. Таким образом, БЭБУ получило полномочия не только институционально, но и функционально.

В то же время наконец-то была устранена коллизия касательно указанных в ст. 216 УПК Украины «следственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства», которых достаточно долгое время просто не существовало – такие органы в составе Государственной налоговой службы как органа, осуществлявшего контроль за соблюдением налогового законодательства, никогда не создавались. Напомним, что Государственная фискальная служба, которую в качестве вывески использовали налоговые милицианты, с 2019 года уже не являлась органом, осуществляющим контроль за соблюдением налогового законодательства.

Таким образом, почти 10-летняя история реформирования налоговой милиции завершилась, по крайней мере, на бумаге.

3.

Что же дальше ожидать в досудебном расследовании уклонения от уплаты налогов и других уголовных правонарушений в фискальной сфере?

Положения п. 2 раздела VI «Заключительные и переходные положения» предусматривают:

«2. Материалы уголовного производства, которые на день начала деятельности Бюро экономической безопасности Украины находятся в другом органе досудебного расследования на стадии досудебного расследования, но в соответствии с законом подследственные Бюро экономической безопасности Украины, в течение двух месяцев со дня принятия решения о начале деятельности Бюро экономической безопасности Украины передаются органом досудебного расследования соответствующему прокурору в уголовном производстве для дальнейшего принятия решения в порядке, определенном Уголовным процессуальным кодексом Украины.

Материалы уголовного производства, которые находятся в органах досудебного расследования, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, на стадии досудебного расследования, передаются соответствующему прокурору в уголовном производстве для дальнейшей передачи в Бюро экономической безопасности Украины в порядке, определенном Уголовным процессуальным кодексом Украины».

То есть с 25 ноября материалы должны передаваться прокурору в уголовном производстве. Соответственно, в настоящее время любые следственные действия, направленные на расследование таких уголовных производств, являются незаконными.

Как мы понимаем, передача материалов уголовных производств должна происходить в порядке, предусмотренном ст. 218 УПК Украины, положения которой были существенно изменены согласно Закону № 1888-ІХ от 17.11.2021 г.

Так, ч. 2 ст. 218 УПК Украины (в редакции Закона № 1888-ІХ) в настоящее время устанавливает:

«2. Если следователю из заявления, сообщения или других источников стало известно об обстоятельствах, которые могут свидетельствовать об уголовном правонарушении, расследование которого не отнесено к его компетенции, он обязан в течение пяти дней со дня установления таких обстоятельств в письменном виде уведомить о них прокурора и проводить расследование, пока прокурор не определит другую подследственность.

Прокурор рассматривает письменное уведомление следователя в течение десяти дней со дня его получения и при подтверждении приведенных в нем обстоятельств обязан принять постановление об определении подследственности.

Прокурор при самостоятельном установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости определения другой подследственности, в течение десяти дней со дня установления таких обстоятельств обязан принять постановление об определении подследственности».

То есть, в соответствии с УПК Украины, были четко выписаны обязанности следователя и прокурора по соблюдению правил подследственности и что главное – установлены конкретные сроки для передачи производства органу досудебного расследования по надлежащей подследственности.

Конечно, вопросы к такой редакции остаются, которые скорее всего будет решать судебная практика, однако в целом такие изменения положительны не только в связи с запуском БЭБУ, но и в целом для соблюдения законности на стадии досудебного расследования, поскольку предыдущая редакция (до 25.11.2021 г.) ​​вообще не устанавливала обязанностей для прокурора и следователя касательно уведомления о нарушении правил подследственности и принятия соответствующего процессуального решения (определения подследственности), а также сроков для принятия соответствующих процессуальных решений.

4.

Несмотря на то, что налоговая милиция недоработала полный год, последний аккорд Государственной фискальной службы был не менее ярок. Полные 10 месяцев налоговой милиции прошли под лозунгом обысков, обысков с изъятием техники, допросов должностных лиц предприятий и других средств «давления» на бизнес, заголовки о которых появлялись в СМИ почти еженедельно.

При этом верно говорим, что именно «давления» и расследования на бумаге. По крайней мере, на такие суждения наводит результативность расследования уголовных правонарушений за уклонение от уплаты налогов в соответствии со статистикой Офиса Генерального прокурора.

Так, например, за период январь-октябрь 2021 г. за уклонение от уплаты налогов было вручено только 32 сообщения о подозрении, а также были направлены в суд материалы 29 уголовных производств, из которых только 8 с обвинительным актом. Остальные материалы уголовных производств (21) были переданы для рассмотрения вопроса об освобождении от уголовной ответственности.

Также, как видим, в июле-октябре 2021 г. резко увеличилось количество закрытых уголовных производств. Так, за январь-июнь закрыто 16 уголовных производств. В свою очередь, за июль-октябрь закрыто 101 уголовное производство. Такое количество закрытых уголовных производств лишний раз подтверждает де-факто отсутствие оснований для их начала, и то, что такие уголовные производства фактически служили именно средством давления на налогоплательщиков.

Как понимаем, по состоянию на октябрь остаток уголовных производств (73) ожидаемо должен был быть передан в органы прокуратуры для дальнейшего распределения по подследственности на БЭБУ.

Что касается результатов судебного разбирательства, то в целом такие результаты согласовываются с общей тенденцией предыдущих лет до пандемии. Так, за три квартала 2021 г. суды постановили 11 обвинительных приговоров, 7 оправдательных и 71 постановление об освобождении от уголовной ответственности.

Подробнее статистика касательно результатов судебного разбирательства и описания соответствующих судебных решений содержатся в Приложении 1.

5.

Оправдает ли надежды новообразованное БЭБУ и изменится ли подход к расследованию уголовных правонарушений за уклонение от уплаты налогов – покажет время.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 1071

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов: что изменилось за время работы БЭБУ? 21 марта, 2022    391

25 сентября: создано ли БЕБУ и что ждет органы Государственной фискальной службы (налоговую милицию)? 27 сентября, 2021    486

С какими показателями налоговая милиция завершает свою работу?
Статистика уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2021 года
06 сентября, 2021    755

Статистика уголовных производств за уклонение от уплаты налогов в первом квартале 2021 года 31 мая, 2021    1562

Александр Минин принял участие во встрече с Председателем Государственной фискальной службы Украины 05 апреля, 2021    423

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины в 2021 году 15 марта, 2021    37553

Иллюзия отсутствия вины при закрытии уголовного производства в связи с истечением сроков давности 10 марта, 2021    16022

Статистика уголовных производств по налогам за 2020 год: прощай, милиция! Привет, БЭБУ! 17 февраля, 2021    1469

Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины за три квартала 2020 года 24 ноября, 2020    2909

Лучше как есть, чем такое БЭБУ 23 сентября, 2020    1171

Бюро экономической безопасности Украины: безопасное возвращение к небезопасной практике? 03 сентября, 2020    1223

Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины («Уклонение от уплаты налогов») за первое полугодие 2020 года 28 июля, 2020    2591

Прокомментировать