В который раз о стабильности транспортного налога в 2017 году. Кабинет Министров Украины изменил методику определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей
21 июня 2017 г. Постановлением Кабинета Министров Украины № 428 были внесены изменения в Методику определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей (далее – «Методика»), утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины № 66 от 18 февраля 2016 г.
В частности, в нашем информационном письме «Опять о транспортном налоге и не только» мы уже отмечали, что Методика подлежит изменению в связи с изменениями в Налоговый кодекс Украины (далее – «НКУ»), которые вступили в силу с 01 января 2017 г. (согласно Закону Украины от 21 декабря 2016 г. № 1797-VIII).
Напомним, что из перечня показателей, по которым следует определять стоимость автомобилей, которые являются объектами налогообложения транспортным налогом (согласно абз. 2 п. 267.2.1. НКУ), изъяты: (1) тип двигателя (2) тип коробки переключения передач (3) пробег. Согласно тому же пункту НКУ, стоимость по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года теперь определяется исходя из (1) марки (2) модели (3) года выпуска (4) объема цилиндров двигателя (5) типа горючего, по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины.
В связи с этим, согласно п. 2 обновленной Методики:
«2. Среднерыночная стоимость автомобиля рассчитывается по методу аналогии цен идентичных автомобилей по следующей формуле:
Сср = Цн х (Г / 100),
где Цн — цена нового транспортного средства в Украине с учетом марки, модели, объема двигателя, типа горючего;
Г — коэффициент корректировки рыночной цены транспортных средств с учетом срока эксплуатации транспортных средств в годах согласно приложению 1 к Порядку определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10 апреля 2013 № 403 (Официальный вестник Украины, 2013, № 44, ст. 1576)».
Из изложенного следует, что стоимость автомобиля теперь определяется, исходя из (1) марки (2) модели (3) объема цилиндров двигателя (4) типа горючего (5) срока эксплуатации.
Поэтому, следует подчеркнуть, что, во-первых, такие изменения в Методику являются еще одним свидетельством того, что, по крайней мере, в течение 2017 года начисление транспортного налога не будет соответствовать НКУ.
Такое заключение следует из того, что согласно п. 267.2.1. НКУ:
«Объектом налогообложения являются легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.
Такая стоимость определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику экономического, социального развития и торговли, по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины, по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года исходя из марки, модели, года выпуска, объема цилиндров двигателя, типа горючего»;
Ежегодно до 01 февраля налогового (отчетного) года центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику экономического, социального развития и торговли, на своем официальном сайте размещается перечень легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло не более пяти лет (включительно) и среднерыночная стоимость которых составляет более 375 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, который должен содержать следующие данные касательно этих автомобилей: марка, модель, год выпуска, объем двигателя, тип горючего».
В то же время, недавними изменениями в Методику подтверждено, что на 1 января 2017 г. не существовала методика, которая соответствовала б НКУ и давала бы возможность определить объекты налогообложения транспортным налогом. И соответственно, Минэкономики не могло разместить до 01 февраля 2017 г. надлежащий перечень автомобилей, которые являются объектами налогообложения согласно НКУ. Иными словами, «старая» методика применяться не могла, поскольку не соответствовала закону.
При этом нормы НКУ не дают оснований для определения объекта налогообложения, исходя из методики, утвержденной уже после 01 января 2017 г. То есть обновленная Методика также не может применяться в 2017 году, поскольку она не была утверждена до 01 января 2017 г. как этого требует НКУ.
Более того, очевидно, что изменение Методики является изменением объекта налогообложения транспортным налогом. Чисто учитывая принцип стабильности налогового законодательства (п. 4.1.9. НКУ) ее применение возможно не ранее чем с 2018 года.
Во-вторых, внесенные в Методику изменения все еще дают основания полагать, что они не соответствуют требованиям НКУ и, соответственно, что сама Методика не может быть надлежащим основанием для начисления транспортного налога.
В частности, абз. 2 п. 267.2.1. НКУ четко определяет, что методика должна учитывать год выпуска автомобиля, тогда как изменения в Методику этого не предусмотрели. Вместо того, формула учитывает срок эксплуатации транспортного средства, который не всегда сопоставим с годом его выпуска.
Кроме того, действующим остается п. 5 Методики, который предусматривает, что:
«5. Идентичными являются автомобили, в которых совпадают такие признаки и параметры:
марка;
страна-производитель;
тип кузова (седан, универсал и т.п.);
модель;
конструкция привода тяговых колес;
тип и рабочий объем двигателя;
мощность двигателя;
тип коробки переключения передач и других составляющих силовой передачи;
габаритные размеры;
год выпуска;
комплектация.
Разногласия могут касаться комплектации, пробега и технического состояния».
То есть, фактически, установлены дополнительные показатели, по которым определяется стоимость автомобиля и, в т.ч. те показатели, которые были удалены из НКУ (тип двигателя, тип коробки передач).
И наконец, абз. 3 п. 267.2.1. НКУ четко предусмотрено, что Минэкономики ежегодно до 01 февраля публикует перечень автомобилей и их средней стоимости. Однако абз. 2 п. 13 измененной Методики предполагается, что:
Очевидно, что такой «дополненный» перечень автомобилей может применяться не раньше следующего года, в случае если «дополнение» осуществлено после 01 февраля текущего года.
Надеемся, приведенный подход будет воспринят как фискальными органами при начислении транспортного налога, так и судами Украины при разрешении соответствующих споров!
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
КМ Партнеры защитила интересы МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ УКРАИНА в Конституционном Суде Украины, подтвердив право на возвращение переплат по местным налогам на территории АТО
Кто определяет нормативную денежную оценку (НДО) земель за пределами населенных пунктов?
Владельцам недвижимости в Киеве: налог на имущество – по какой ставке платить?
Новая нормативная оценка земель за пределами населенных пунктов с 01 января 2019 года – миф или реальность?
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 ноября 2018 года
Выплата дивидендов плательщиками единого налога 4 группы: изменения с 01 января 2018 года
Традиционные налоговые подарки «под елочку»
Транспортный налог как школа местных налогов (в шаге от признания неконституционным)
Постановление Конституционного Суда РФ от 02 июля 2013 года
Определение Высшего административного суда от 29 мая 2017 года
Возврат переплат по налогу на имущество, которое находится в зоне проведения АТО
Сельхозпроизводители на едином налоге – только для своих?