Проект изменений в Порядок включения роялти/лицензионных платежей в таможенную стоимость. Что нового?
Недавно в публичном доступе появился проект постановления КМУ (далее – «Проект»), которым предлагаются изменения в Порядок включения суммы роялти и других лицензионных платежей в цену, которая фактически уплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары, при определении их таможенной стоимости1(далее – «Порядок»).
Изменения направлены на то, чтобы сделать Порядок более информативным, предоставить субъектам ВЭД и контролирующему органу дополнительные объяснения касательно того, в каких случаях и каким образом роялти и лицензионные платежи должны учитываться при определении таможенной стоимости.
Ниже мы кратко рассмотрим такие изменения.
1. Предлагается уточнить «классические» критерии включения роялти и других лицензионных платежей в таможенную стоимость
Напомним, что «классические» критерии, которые указывают на необходимость учета роялти и других лицензионных платежей в таможенной стоимости, в действующем Порядке изложены так:
- роялти и другие лицензионные платежи касаются оцениваемых товаров;
- покупатель должен уплачивать роялти и другие лицензионные платежи прямо/косвенно, что является условием продажи оцениваемых товаров независимо от того, закреплено такое условие в договоре купли-продажи оцениваемых товаров;
- сумма роялти и других лицензионных платежей не включена в цену.
В Проекте предлагается дополнительно уточнить, что:
- суммы могут выплачиваться покупателем как нерезиденту, так и резиденту;
- суммы таких платежей включаются в таможенную стоимость оцениваемых товаров независимо от лица, которому покупатель уплачивает роялти и другие лицензионные платежи (в т.ч. в случае уплаты роялти и других лицензионных платежей третьему лицу, которое не является продавцом товара) исключительно при условии, перечисленных выше.
2. Примеры ситуаций, когда роялти и другие лицензионные платежи касаются товара
В Проекте предлагается привести перечень случаев, когда роялти и другие лицензионные платежи считаются такими, которые касаются оцениваемого товара:
При этом роялти и другие лицензионные платежи не могут считаться такими, которые касаются оцениваемого товара, если они уплачиваются в связи с лицензированными методиками или технологиями распространения, или продажи оцениваемых товаров, кроме условий, перечисленных в Порядке.
3. Случаи, когда роялти и другие лицензионные платежи касаются товаров только частично
Предполагается ввести правило, что в случае, когда роялти и другие лицензионные платежи касаются импортных товаров только частично, то они включаются в таможенную стоимость только в соответствующей части.
В случаях, когда роялти и другие лицензионные платежи касаются (и) оцениваемых товаров, (ii) других ингредиентов или составляющих, которые прилагаются к оцениваемым товарам после их ввоза, (iii) деятельности, которая имеет место после ввоза оцениваемых товаров (например, использование торговой марки в деловой документации, рекламе), должно осуществляться соответствующее распределение.
Такое распределение должно осуществляться только на основании объективных данных и данных, которые поддаются исчислению, учитывая порядок применения основного метода определения таможенной стоимости товаров (по цене договора (контракта) касательно товаров, которые импортируются).
Если соответствующее распределение невозможно осуществить, то таможенная стоимость оцениваемых товаров должна быть определена по второстепенным методам, предусмотренным в ст. 59 – 64 Таможенного кодекса Украины.
4. Уплата роялти и других лицензионных платежей при продаже товаров
Проектом предусмотрено расширить объяснение, когда роялти/лицензионные платежи уплачиваются в качестве условия продажи товара. В частности, индикаторами выполнения такого условия предлагается отметить ситуации, когда уплата роялти/лицензионных платежей:
- предусмотрена договором купли-продажи оцениваемых товаров;
- предусмотрена другим договором, которым устанавливается порядок использования оцениваемых товаров/распоряжения ими;
- не предусмотрена договором купли-продажи, однако без уплаты роялти и других лицензионных платежей продажа в Украину или в Украине товаров, которых касаются роялти и другие лицензионные платежи, на законных основаниях без разрешения соответствующего ОПИС произойти не может.
Кроме того, в Проекте приводятся факторы, которые могут указывать на то, что роялти и другие лицензионные платежи являются условием продажи товара:
5. Уплата роялти и других лицензионных платежей за право распространения или перепродажи товаров
Предлагается прописать, что в случае импорта товара платежи, которые осуществляются покупателем за право распространения или перепродажи товара, не должны включаться в цену товара, если такие платежи не являются условием продаж товара на экспорт в Украину.
При этом в Проекте также приведены примеры ситуаций, в которых уплата роялти и других лицензионных платежей может быть условием продажи таких товаров:
- требование об уплате предусмотрено договором купли-продажи оцениваемых товаров или другим договором, которым устанавливается порядок использования/распоряжения оцениваемыми товарами;
- требование об уплате роялти не предусмотрено договором купли-продажи, однако, продажи в Украину или в Украине товаров без разрешения продавца/владельца соответствующего ОПИС/другого лица, участвующего в распространении оцениваемых товаров, на законных основаниях произойти не может.
Также приведен ряд факторов, которые должны быть приняты во внимание при рассмотрении вопроса о необходимости учета платежей за право распространения или перепродажи товаров в составе таможенной стоимости:
Как итог, мы в целом положительно оцениваем предложенные изменения. Они дают ответы на вопросы, которые часто возникают на практике. Конкретные ориентиры уменьшат возможность вольной трактовки норм Таможенного кодекса Украины как со стороны контролирующих органов, так и субъектов ВЭД. При этом данные уточнения в целом соответствуют международной практике, в частности Соглашению о применении статьи VII ГСТТ и соответствующих разъяснений Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Постановление КМУ № 446 от 21.05.2012 г. «Об утверждении Порядка включения суммы роялти и других лицензионных платежей в цену, которая фактически уплачена или подлежит уплате за оцениваемые товары, при определении их таможенной стоимости».
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Споры касательно таможенной стоимости: обзор свежих решений Верховного Суда
1431
Авторизованные экономические операторы (АЭО): кто может получить этот статус?
2070
Обновление процедуры таможенного оформления согласно закону об авторизованных экономических операторах
864
Верховный Суд легитимизировал транзитные автомобили на еврономерах?
2051
«У государства отсутствует ответственность за всё, что оно делает» (интервью партнеров КМ Партнеры для Юридической Газеты)
3861
Контроллеры без полномочий, или к чему приводят эвфемизмы в законотворчестве (таможенный пост-аудит сейчас незаконен?)
1050
Вознаграждение экспедитора-резидента и таможенная стоимость. Включать или не включать – вот в чем вопрос. Или уже не вопрос?
2939
Что стоит сделать с таможенной системой Украины?
1432
Ваши товары могут завозить на оккупированные территории Украины из других стран? Готовьтесь к остановке ВЭД в Украине
1656
Режим переработки на таможенной территории Украины: время провести «краш-тест» выбранной модели работы по этому режиму?
1699
Трансфертное ценообразование и таможенная оценка: точки соприкосновения и как их использовать бизнесу
5742
Практика ВАСУ по таможенным вопросам за 2016 год. Куда направляемся?
1248
