Изменения в тактике и стратегии в спорах с государственными органами учитывая изменение подходов в возмещении расходов на правовую помощь
Изменениями, внесенными Законом Украины № 2147-VIII от 03 октября 2017 года «О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины и другие законодательные акты», начиная с 15 декабря 2017 года:
- предоставляется возможность возмещения расходов на профессиональную юридическую помощь при удовлетворении административного иска налогоплательщика. При споре с налоговым органом компенсация взыскивается за счет бюджетных ассигнований налогового органа, который выступал ответчиком по делу (установлено частью 1 статьи 139 Кодекса административного судопроизводства Украины);
- при этом ограничение максимального размера компенсации таких расходов на мизерном уровне, которое было установлено Законом Украины «О предельном размере компенсации расходов на правовую помощь по гражданским и административным делам», отменено.
Поэтому можно констатировать, что право на реальное возмещение расходов на правовую помощь, за которое активно боролись в течение последних нескольких лет, в том числе и путем подготовки аналитических писем по этой проблематике, разработки соответствующих законодательных инициатив, а также непосредственного использования предлагаемого подхода на практике по делам наших клиентов, наконец-то нормативно обеспечено.
Подробнее о предыстории и проблематике этого вопроса, а также об отдельных моментах нашей предыдущей работы по этому вопросу (которая внесла свой вклад в рассматриваемые изменения) можно прочитать в наших предыдущих материалах за последние несколько лет, в частности:
- «Возмещение расходов как метод борьбы с налоговым беспределом: Часть I»;
- «Возмещение расходов как метод борьбы с налоговым беспределом: Часть II»;
- «Возмещение расходов как метод борьбы с налоговым беспределом: Часть III»;
- «Возмещение расходов как метод борьбы с налоговым беспределом: Часть ІV».
Изменения на законодательном уровне подходов к обеспечению компенсации расходов на правовую помощь реально меняют ландшафт споров с налоговыми органами. Ожидаемо это может привести к существенному изменению баланса и подходов на практике.
Так, налогоплательщики, которые ранее отказывались от судебного спора с налоговым органом учитывая высокую стоимость услуг внешних юристов по ведению такого спора, пока могут пересмотреть свой подход, ведь, кто выиграет – тот получает все! (ему компенсируется за счет другой стороны).
Данный фактор также, скорее, будет учитываться и при выборе поставщика юридических услуг, ведь должное юридическое сопровождение повышает шансы на выигрыш, и в таком случае приводит в итоге к меньшим затратам.
Это также должно стать фактором, который будет сдерживать налоговое беззаконие и произвол, ведь когда налогоплательщик докажет незаконность позиции налогового органа в суде, расходы налогоплательщика будут возмещаться за счет средств именно того налогового органа, который был стороной спора (то есть принял незаконное решение, совершал незаконные действия или допускал бездействие).
Все эти моменты уже можно использовать в практической работе.
Практические вопросы определения размера расходов на юридическую помощь адвоката и их подтверждение с учетом внесенных с 15 декабря 2017 года изменений будут освещены в отдельном аналитическом письме, которое готовится и будет опубликовано на нашем сайте в ближайшее время.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Дополнительный капитал в ООО: теперь проще или сложнее для целей налогообложения?
410
ОАСК ликвидировали – самые плохие ожидания подтвердились
1967
Уголовный метод администрирования налогов
1740
Образцы уведомления о преступлении на основании ст. 366 УКУ «Служебный подлог» / ст. 367 УКУ «Служебная халатность»
966
Приказ ГНС № 204 от 12 мая 2020 года об упорядочении работы Комиссий по остановке регистрации НН / расчета корректировки в ЕРНН
17061
ОАСК ликвидируют. Что это значит для сторон, дела которых находятся на рассмотрении в ОАСК?
2139
Статус «рискового»: все же обжалуется или нет?
10507
Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанным с налогообложением за 2021 год
2984
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ СО СТОРОНЫ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА: СКУПОЙ ПЛАТИТ ДВАЖДЫ (а с новым законодательством – уже трижды)
2495
ВЕРХОВНЫЙ СУД: ТРЕБОВАНИЕ О ПРИЗНАНИИ ДОХОДА ОТ ДИСКОНТИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ – НЕЗАКОННОЕ
5966
Налоговые льготы для новых значительных инвестиций
4286
