Изменения в ТЦО в 2019 году: на что обратить внимание представительствам нерезидентов
В 2018 году правила трансфертного ценообразования (далее – ТЦО) распространены на постоянные представительства нерезидентов в Украине. И еще не успел новый вид контролируемых операций впервые попасть в отчет о контролируемых операциях, который должен быть подан до 01 октября 2019 года, как уже в декабре новые положения ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины) были изменены.
Непосредственно нормы, которые устанавливают контроль ТЦО для операций между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине, уточнили, что под такими операциями имеются в виду «в том числе внутрихозяйственные расчеты».
Термин «внутрихозяйственные расчеты» определен Положением (стандартом) бухгалтерского учета 29 «Финансовая отчетность по сегментам» (приказ Минфина от 19 мая 2005 г. № 412) следующим образом:
То есть термин является достаточно специальным и касается операций между структурными подразделениями предприятия, если в учете такие подразделения выделены как сегменты.
С юридической точки зрения постоянное представительство является составной юридического лица нерезидента и любые операции между ними не являются гражданско-правовыми по своей природе. Поэтому достаточно очевидно, что под такие «гипотетические» хозяйственные операции, которые определены как такие для целей ТЦО, могут попадать в том числе внутрихозяйственные расчеты.
То есть указанное «уточнение» скорее является определенным ответом на озвученные после появления новых правил замечания о том, что между нерезидентом и его постоянным представительством не может быть хозяйственных операций, поскольку это единое лицо. По сути же такое уточнение ничего не изменило.
Более важными для постоянных представительств является ряд изменений ст. 39 НК Украины, согласно которым для целей анализа ТЦО приоритет относительно документального оформления имеют фактические действия и обстоятельства проведения операций.
Так, например, пп. 39.2.2.4 ст. 39 НК Украины, который устанавливает требования к функциональному анализу операций, дополнен правилом:
А пп. 39.2.2.10 ст. 39 НК Украины прямо устанавливает, что для целей ТЦО приоритет имеют фактические действия и условия проведения операции, несмотря на условия заключенного договора.
В контексте же анализа ТЦО для постоянных представительств особое значение будет иметь новое правило пп. 39.2.2.11 ст. 39 НК Украины касательно операций, которые никоим образом документально не оформлены:
То есть с 01 января 2019 года на уровне закона закреплена обязанность определять контролируемые операции и условия их проведения, исходя из фактических обстоятельств дела, даже если никаких документальных свидетельств о таких операциях нет.
Почему это важно для постоянных представительств нерезидентов?
А потому, что очень редко взаимоотношения между нерезидентом и его постоянным представительством любым образом формализованы. Часто платежи от нерезидента в Украине осуществляются как финансирование, без привязки к каким-либо функциям представительства в Украине.
Однако это не означает, что такие функции фактически не осуществляются и не создают операцию, которая должна быть отражена в отчете о контролируемых операциях. При этом вариантов таких «скрытых» операций может быть много и, как подсказывает опыт, может оказаться очень трудно определить такие операции глазом, невооруженным знаниями в сферах ТЦО и налогообложении постоянных представительств нерезидентов.
Таким образом, указанные изменения следует рассматривать как дополнительное напоминание, что постоянным представительствам следует особенно тщательно подготовиться к нынешней отчетной компании ТЦО, чтобы обезопасить себя от рисков применения штрафов, которые являются довольно-таки материальными.
Напомним, что в соответствии с пп. 120.2 ст. 120 НК Украины непредоставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях касательно операций, совершенных в 2018 году, влечет применение штрафа в размере 528 600 грн (за непредоставление отчета о контролируемых операциях 2019 года штраф составит 576 300 грн).
В случае, если налогоплательщик подал отчет, однако отметил в нем не все контролируемые операции, будет применен штраф в размере 1 % от суммы незадекларированных контролируемых операций (верхний предел штрафа – 528 600 грн для операций 2018 года и 576 300 грн для операций 2019 года).
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
В конце концов, Верховный Суд признал, что применение сравнительного анализа ТЦО было правильным (дело «Олимпекс Купе Интернейшнл»)
Важная судебная практика по ТЦO: кассационная жалоба налоговой снова (частично) удовлетворена Верховным Судом – почему дело является важным и какие весомые нюансы не учтены?
Необоснованность сравнительного анализа ТЦО: Верховный Суд Украины передал дело на повторное рассмотрение
«Массированные» запросы касательно применения 30% корректировки по налогу на прибыль. Что не так и что делать?
Война – не повод игнорировать соблюдение требований по трансфертному ценообразованию
Finally! Украина присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран
Свежее решение Верховного Суда касательно применения правил ТЦО: новые подходы к применению метода СНЦ, по которым, к сожалению, остались вопросы
Кабинет Министров Украины утвердил новый порядок касательно заключения договоров о предварительном согласовании ценообразования для целей ТЦО
Обобщающая налоговая консультация Министерства финансов Украины о налогообложении доходов нерезидентов, которые приравниваются к дивидендам
Отдельные вопросы трансфертного ценообразования: разъясняет Минфин
Новые правила трансфертного ценообразования в Украине расширяют перечень обязанностей налогоплательщиков