Отчитываемся по ТЦО за 2020 г.: что Вам еще необходимо знать
2020 г., как и начало 2021 г., принес налогоплательщикам много сюрпризов. Не обошлось, конечно, и без изменений, касающихся вопроса регулирования трансфертного ценообразования (далее – ТЦО) в Украине. Короткий обзор последних нововведений, которые должны быть учтены налогоплательщиками уже во время отчета по ТЦО за 2020 г., предоставляем Вашему вниманию.
Изменения касательно предоставления обоснования экономической целесообразности и наличия деловой цели
Законом Украины № 1117 от 17.12.2020 г. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касательно обеспечения сбора данных и информации, необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения» (далее – Закон № 1117) предусмотрено изменения в содержание Документации по ТЦО налогоплательщика. В частности, согласно пп. 39.4.6 НК Украины, отныне предоставлять обоснование экономической целесообразности и наличия деловой цели нужно и касательно операций с товарами в дополнение к операциям, предметом которых являются работы (услуги), нематериальные активы, другие предметы хозяйственных операций, отличные от товаров.
Кроме того, указанным Законом № 1117 законодатель распространил такое требование о предоставлении обоснования также на операции продажи товаров, работ (услуг), нематериальных активов, других предметов хозяйственных операций, отличных от товаров. На практике это означает, что налогоплательщики теперь обязаны предоставлять обоснование экономической целесообразности и наличия деловой цели фактически по всем своим контролируемым операциям.
По результатам анализа предоставленного обоснования, в случае недоказанности (по мнению контролирующего органа) экономической целесообразности таких операций и отсутствия деловой цели, контролирующий орган имеет право действовать, выбирая один из двух предложенных вариантов:
- Заменить операцию альтернативным вариантом, реально доступным для каждой из сторон операции, с целью определения условий договора (контракта), которые в таком бы случае согласовывались сторонами. В дальнейшем соответствие условий такой альтернативной операции принципу «вытянутой руки» определяется с учетом требований пункта 39.3 НК Украины. При этом, определяя альтернативные варианты для операции, реально доступные для каждой из сторон сделки, будет учитываться, были ли другие реалистичные варианты, доступные для любой из сторон, которые привели бы к более выгодному экономическому эффекту, если бы такая сторона заключала соглашение с несвязанными лицами вместо заключения сделки со связанными лицами.
- Не учесть (не признать) такую контролируемую операцию. В таком случае финансовый результат до налогообложения налогоплательщика увеличивается в порядке, предусмотренном абзацем первым п. 140.5.21 п. 140.5 ст. 140 НК Украины (то есть на сумму операции, которую контролирующий орган не учитывает (не признает) вследствие отсутствия экономической целесообразности и деловой цели) и обязанность осуществления корректировки финансового результата возлагается на контролирующий орган.
При этом обязанность доказывания, что (1) коммерческие и/или финансовые характеристики контролируемой операции, определенные в соответствии с фактическими действиями сторон сделки и фактическими условиями ее проведения, отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами с учетом наличия разумной экономической причины (деловой цели) в сопоставимых обстоятельствах, а также что (2) несвязанные лица, которые действуют в сопоставимых условиях и ведут себя коммерчески рационально с учетом альтернативных вариантов, реально доступных для каждой из сторон сделки, не вступали бы в такую контролируемую операцию, также возлагается на контролирующий орган.
Как видим, системный анализ Закона № 1117 позволяет говорить о введении нового «условия», которое должно быть учтено налогоплательщиком при подготовке Документации по ТЦО и которое будет использовать для доказательства своей позиции контролирующий орган – наличие реально доступных альтернативных вариантов осуществления контролируемой операции (т.е. неконтролируемых операций). Данное уточнение является важным ввиду того, что изменения, внесенные Законом № 466-ІХ от 16.01.2020 г., давали неясность касательно методики обоснования экономической выгоды, получаемой в результате осуществления контролируемой операции.
А как насчет документаций, подготовленных за предыдущие отчетные периоды?
...
Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Лучше поздно, чем никогда: наконец-то законодатели решили исправить нормы об ответственности за уточнение отчетности по ТЦО
1376
Кабмин обновил перечень «низконалоговых» юрисдикций
2207
Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран вступило в силу для Украины: последствия для участников МГК в Украине
878
Изменения к признакам контрагентов-нерезидентов для признания операций контролируемыми или осуществления 30% корректировки по налогу на прибыль
2138
Суд первой инстанции отказал налоговой в квалификации расходов как управленческих (таких, что не имеют деловой цели)
951
В конце концов, Верховный Суд признал, что применение сравнительного анализа ТЦО было правильным (дело «Олимпекс Купе Интернейшнл»)
514
Важная судебная практика по ТЦO: кассационная жалоба налоговой снова (частично) удовлетворена Верховным Судом – почему дело является важным и какие весомые нюансы не учтены?
2015
Необоснованность сравнительного анализа ТЦО: Верховный Суд Украины передал дело на повторное рассмотрение
1200
«Массированные» запросы касательно применения 30% корректировки по налогу на прибыль. Что не так и что делать?
2866
Война – не повод игнорировать соблюдение требований по трансфертному ценообразованию
1191
Finally! Украина присоединилась к Многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене отчетами в разрезе стран
1899
